Анализ состояния конкуренции на рынке общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения за 2011-2012 годы

Анализ состояния конкуренции на рынке общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах Омской области (без учета г. Омска) и в географических границах города Омска за 2011, 2012 годы

 

В связи с обращениями жителей города Омска и Омской области, указывающими на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов, в частности, ОАО «Омскгоргаз» и ООО «Юза-Инвест» (далее – Общества), при проведении работ по газификации жилых домов, в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентраций, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведены анализы состояния конкуренции на рынках общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах Омской области (без учета г. Омска) и в географических границах города Омска за 2011 год, 2012 год.

Анализ договоров, заключенных Обществами в целях выполнения своих обязательств перед приобретателями (пользователями), свидетельствует о том, что их действия сводятся не только к подключению объекта пользователя к сетям газоснабжения, но и включают в себя, наряду с другими работами, работы по строительству распределительных и подводящих газопроводов.

Поскольку подключение объектов капитального строительства к сетям газоснабжения не образует самостоятельного рынка услуг, а является частью технологического процесса предоставления услуг по транспортированию и распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям газоснабжения среди потребителей (услуги по подключению к сетям газоснабжения оказываются непосредственно с целью последующей транспортировки газа потребителям, и самостоятельного значения вне указанной цели не имеют), продуктовые границы товарных рынков определены как общестроительные работы по прокладке местных систем газоснабжения (код ОКВЭД 45.21.4, код ОКПД 45.21.42.110 – работы общестроительные по прокладке местных газопроводов).

Заменители общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения по способу производства отсутствуют.

Следует отметить, что работы по прокладке местных систем газоснабжения не относятся к лицензируемым видам деятельности. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким работам.

С учетом фактических районов продаж (местоположения приобретателей (заявителей)) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, были выделены два самостоятельных рынка общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения с географическими границами – территория Омской области (без учета г. Омска) и с географическими границами – территория города Омска.

Как показал анализ, общестроительные работы по прокладке местных систем газоснабжения выполнялись как непосредственно подрядными организациями, так и с привлечением системы, схожей с системой генерального подряда, предусмотренной частью 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Она предполагает, что заказчик заключает договор с одним лицом (генеральным подрядчиком), который привлекает к исполнению договорных обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом генподрядчик может выполнять какую-то часть работы из всего объема, предусмотренную договором с заказчиком, а другую передать субподрядчикам. Возможна ситуация, когда генподрядчик поручает третьим лицам весь объем работ, оставляя за собой лишь организационные функции в отношении субподрядчиков. При этом ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора несет генеральный подрядчик, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, для целей настоящих анализов в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемых товарных рынках, вошли хозяйствующие субъекты, являющиеся генеральными подрядчиками либо подрядчиками, работающими по прямым договорам с заказчиками, и формирующие конечную стоимость работ для потребителей.

Приобретателями общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения являлись хозяйствующие субъекты и граждане, имеющие намерение использовать газ для бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи и горячей воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд) и (или) для автономного отопления жилых и общественных зданий.

С целью обеспечения сопоставимости данных продавцов общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения объем товарных рынков определялся как сумма объемов производства общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения хозяйствующими субъектами, действовавшими на рассматриваемых товарных рынках, в натуральном выражении – метрах погонных. При этом работы, выполненные хозяйствующими субъектами в качестве субподрядных организаций, во избежание «задвоения» одних и тех же объемов, во внимание не принимались.

Доля группы лиц на рассматриваемых товарных рынках определялась как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

В результате исследования товарных рынков общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения установлены следующие барьеры входа на анализируемый товарный рынок:

1. Административные ограничения, связанные с длительным оформлением участков для строительства линейных объектов (системы газоснабжения), получением разрешения на строительство линейного объекта, что, в свою очередь, увеличивает период строительства и ввода построенных объектов в промышленную эксплуатацию.

2. Отсутствие организаций, имеющих право на проведении негосударственной экспертизы проектной документации.    

Как показал анализ, на территории города Омска основными продавцами общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в анализируемом периоде времени являлись такие хозяйствующие субъекты, как ОАО «Омскгоргаз», ООО «Сибирская Трубопроводная Строительная Компания» (далее – ООО «СТСК»), ОАО «Омскоблгаз», ООО «Юза-Инвест», ООО «ЮЗА-Инвест», ООО «МУЛЬТИГАЗ+», ООО «СибСтройГаз», ЗАО «Строительно-монтажное управление «Сибгазстройдеталь», ООО «ЦЕНТРГАЗСЕРВИС», ООО Производственно Коммерческая Фирма «СИБПРОЕКТМОНТАЖ», ОАО «Омскгазстройэксплуатация».       

Из вышеперечисленных хозяйствующих субъектов, ОАО «Омскгоргаз», ООО «Юза-Инвест», ООО «ЮЗА-Инвест» и ОАО «Омскгазстройэксплуатация» самостоятельно не выполняли общестроительные работы по прокладке местных систем газоснабжения, а привлекали для этих целей подрядные организации.

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах города Омска, определены две группы лиц:

по основанию, указанному в пункте 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, определена группа лиц в составе: ООО «Юза-Инвест» и ООО «ЮЗА-Инвест»;

по основаниям, указанным в пунктах 1, 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, определена группа лиц в составе: ОАО «Омскгоргаз» и ООО «СТСК».

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах г. Омска, позволяет отнести данный товарный рынок к умеренно концентрированному рынку.

Для рынка общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах города Омска по условиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции по результатам работы за 2011 год установлена совокупная доля, превышающая 70% для ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь», ОАО «Омскоблгаз», ООО «Юза-Инвест», группы лиц в составе: ОАО «Омскгоргаз» и ООО «СТСК».

По результатам работы за 2012 год по условиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлена совокупная доля, превышающая 70 процентов, для ОАО «Омскоблгаз», ООО «ЦЕНТРГАЗСЕРВИС», ЗАО «СМУ «Сибгазстройдеталь». группы лиц в составе: ООО «Юза-Инвест» и ООО «ЮЗА-Инвест», группы лиц в составе: ОАО «Омскгоргаз» и ООО «СТСК».

Вместе с тем следует отметить, что в течение временного интервала исследования (2011 год, 2012 год) на рынке общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах города Омска доля, занимаемая группой лиц в составе ОАО «Омскгоргаз» и ООО «СТСК», изменяется более чем на десять процентов, порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, не сохраняется, состав хозяйствующих субъектов, входящих в группу коллективного доминирования, меняется.

Таким образом, критерии, соответствующие наличию доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц), предусмотренные статьей 5 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

На территории Омской области (без учета г. Омска) основными продавцами общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в исследуемом периоде времени являлись такие хозяйствующие субъекты, как ОАО «Омскгазстройэксплуатация», ООО «Калачинскэнергосервис», ООО «Юза-Инвест», ООО «ЮЗА-Инвест», ОАО «Омскоблгаз», ООО «ЮЗА-Газ», ООО «Калачинскгазводстрой», ООО «Калачинскгазводсервис», ООО «Омскгазсервис», ООО «Строительная компания «Империал», ООО «Строитель», ИП Абель В.Р., ООО «МУЛЬТИГАЗ+», ООО «ЦЕНТРГАЗСЕРВИС», ООО Производственно Коммерческая Фирма «СИБПРОЕКТМОНТАЖ».

Из вышеперечисленных хозяйствующих субъектов, ОАО «Омскгазстройэксплуатация», ООО «Юза-Инвест» и ООО «ЮЗА-Инвест» самостоятельно не выполняли общестроительные работы по прокладке местных систем газоснабжения, а привлекали для этих целей подрядные организации.

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах Омской области (без учета г. Омска) определены две группы лиц:

1) в 2011 году по основанию, указанному в пункте 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции (в ред. от 17.07.2009 № 164-ФЗ), определена группа лиц в составе: ООО «Юза-Инвест» и ООО «ЮЗА-Инвест»;

в 2012 году по основанию, указанному в пункте 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции (в ред. от 06.12.2011 № 401-ФЗ), определена группа лиц в составе: ООО «Юза-Инвест» и ООО «ЮЗА-Инвест»;

2) в 2011 году по основанию, указанному в пункте 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции  (в  ред.  от  17.07.2009  № 164-ФЗ),  определена  группа  лиц  в  составе:   ООО «Калачинскгазводстрой» и ООО «Калачинскгазводсервис».

В 2012 году ООО «Калачинскгазводстрой» не выполняло общестроительные работы по прокладке местных систем газоснабжения.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах Омской области (без учета г. Омска), позволяет отнести данный товарный рынок к умеренно концентрированному рынку.

Для рынка общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах Омской области (без учета г. Омска) по условиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции по результатам работы за 2011 год установлена совокупная доля, превышающая 50 процентов для ОАО «Омскгазстройэксплуатация», ООО «Калачинскэнергосервис», группы лиц в составе: ООО «Юза-Инвест» и ООО «ЮЗА-Инвест».     

По результатам работы за 2012 год по условиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции совокупная доля, превышающая 70 процентов, равно как и совокупная доля, превышающая 50 процентов, для хозяйствующих субъектов, в том числе в составе группы лиц, не установлена.

Таким образом, по результатам проведенных анализов доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на рынках общестроительных работ по прокладке местных систем газоснабжения в географических границах Омской области (без учета г. Омска) и в географических границах города Омска, а также порядок ранжирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемых товарных рынках, не позволяют сделать вывод о наличии доминирующего положения любого из них, в том числе и по условиям, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции (так называемое «коллективное доминирование»).

 

Главный специалист-эксперт аналитического отдела                                                         Е.Г. Алексеева