Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов и товарном рынке услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за 2012 год

 

Во исполнение Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.12.2012 г. № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013 – 2014 годы» (в редакции изменений от 30.05.2013 г.) Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов и товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за 2012 год.

Твердые бытовые отходы в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержденным и введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 1092-ст, – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних птиц и животных, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786 (с изм. от 30.07.2003 г.), отсутствует понятие «твердые бытовые отходы», но присутствует тип «твердые коммунальные отходы» (код 9100 000 000 000), включающий отходы из жилищ (код 9110 000 000 000) и отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код 9120 000 000 000), а так же мусор строительный, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, отходы (мусор) от уборки территорий.

В рамках проведения анализа состояния конкуренции на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты как равнозначные. Продуктовые границы товарных рынков, определены как «услуги по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов» и «услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов».

К анализу приняты два товарных рынка:

- рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов (ОКПД 90.02 – услуги по сбору и обработке прочих отходов, ОКВЭД 90.00.2 (ред.1) – удаление и обработка твердых отходов  в части уничтожения отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка отходов на земле или в воде, захоронения или запахивания отходов, ОКВЭД 90.02 (ред. 1.1) - сбор и обработка прочих отходов в части размещения отходов на земле, захоронения или запахивания отходов);

- рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (ОКПД 90.02.13 – услуги по обработке отходов прочие, ОКВЭД 90.00.2 (ред.1) – удаление и обработка твердых отходов).

На основании установленного фактического местоположения приобретателей   рассматриваемых услуг географические границы товарного рынка услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов и товарного рынка услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов определены территорией города Омска.

В географических границах города Омска деятельность на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов на полигонах твердых бытовых отходов в 2012 году осуществляли ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс», ООО «Экологические технологии» и ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС».

Покупателями услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов на полигонах ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс», ООО «Экологические технологии» и ООО «ЖКХ «СЕРВИС» являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по транспортировке ТКО от жилых домов, общественных зданий, муниципальных и государственных учреждений, производственных предприятий, предприятий торговли и общественного питания, индивидуальные предприниматели города Омска, и иные хозяйствующие субъекты – юридические лица различных организационно-правовых форм, форм собственности и сфер деятельности, управляющие компании, у которых в процессе осуществления деятельности образуются, в том числе, твердые коммунальные отходы и которые осуществляют их вывоз самостоятельно.

На товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов продавцами являются хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении транспортные средства, предназначенные для перевозки твердых коммунальных отходов.

Состав хозяйствующих субъектов, осуществлявших в 2012 году деятельность на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г. Омска, приведен в Таблице № 1.

Таблица № 1

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

ИНН

Юридический адрес

1

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС»

2

Общество с ограниченной ответственностью «Регион 55»

3

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «Чистый город»

4

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город-2004»

5

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Чистый город»

6

Общество с ограниченной ответственностью «КомХозСервис»

7

Общество с ограниченной ответственностью «Стрит-сервис»

8

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТРАНС»

9

Общество с ограниченной ответственностью «МегаСкат»

10

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСЕРВИС»

11

Бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства»

12

Общество с ограниченной ответственностью «Модернизированное Управление производством жилищно-коммунального хозяйства Сервис плюс»

13

Общество с ограниченной ответственностью «Управление механизации № 3»

 

Покупателями услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов являются юридические лица различных организационно-правовых форм, форм собственности и сфер деятельности, в том числе управляющие компании, ТСЖ, муниципальные и государственные учреждения, производственные предприятия, а также индивидуальные предприниматели города Омска.

При проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов и услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за 2012 год по определены следующие группы лиц:

- ООО «Экологические технологии» и ООО «ЭкоСЕРВИС» по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции;

- ООО «Производственная фирма «Чистый город» и ООО «Чистый город-2004» по основаниям, указанным в пункте 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

К барьерам входа на товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска относятся:

            1. Экономические ограничения, связанные со значительными затратами по вводу новых производственных объектов для оказания услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов при длительных сроках окупаемости этих затрат; высокий уровень затрат на содержание объектов размещения (хранения, захоронения) отходов.

            2. Административные ограничения: необходимость получения лицензии на осуществление данного вида деятельности, экологические ограничения, трудности в получении земельных участков.

           3. Наличие среди действующих на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов хозяйствующих субъектах вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ООО «Экологические технологии», осуществляющего деятельность на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, и ООО «ЭкоСЕРВИС», осуществляющего деятельность на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов), а также хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги и по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, и услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов (ООО «ЖКХ «СЕРВИС»). Наличие на рынке указанных хозяйствующих субъектов создает им преимущества по сравнению с другими потенциальными участниками рынка и требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции или осуществления деятельности одновременно и на одном, и на другом рынках, что приводит к увеличению издержек входа на товарный рынок. 

Анализ существующих экономических, административных и иных барьеров входа на товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, как с точки зрения возможности потенциального поставщика услуг стать полноценным участником рынка, так и с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, расширить объем оказываемых услуг, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

К барьерам входа на товарный рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска относятся:

            1. Экономические ограничения: возможность оказания услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов в больших объемах только специализированным транспортом, необходимость осуществления значительных первоначальных капиталовложений при длительных сроках их окупаемости; наличие экономически оправданного минимального объема оказания услуг, обусловливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу оказанной услуги до момента достижения такого объема оказания услуг (эффект масштаба «производства»).

            2. Наличие среди действующих на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов хозяйствующих субъектах вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ООО «Экологические технологии», осуществляющего деятельность на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, и ООО «ЭкоСЕРВИС», осуществляющего деятельность на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов), а также хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги и по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, и по транспортировке твердых коммунальных отходов (ООО «ЖКХ «СЕРВИС»). Наличие на рынке указанных хозяйствующих субъектов создает им преимущества по сравнению с другими потенциальными участниками рынка и требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции или осуществления деятельности одновременно и на одном, и на другом рынках, что приводит к увеличению издержек входа на товарный рынок. 

Анализ существующих экономических, административных и иных барьеров входа на товарный рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

Уровень концентрации товарного рынка услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за 2012 год определен как высокий.

В результате проведенного исследования с учетом значений коэффициентов рыночной концентрации, количества участников рынка и существующих барьеров входа на товарный рынок услуг по размещении (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за установленный временной интервал, указанный рынок отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов обслуживали три поставщика: ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс», ООО «Экологические технологии» и ООО «ЖКХ «СЕРВИС». Условия деятельности указанных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке удовлетворяют в совокупности условиям, установленным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, и положение каждого, из указанных хозяйствующих субъектов может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Товарный рынок услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за 2012 относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией.

Уровень концентрации товарного рынка услуг по транспортировке ТКО в географических границах города Омска за 2012 год определен как умеренный. Распределение долей на рассматриваемом товарном рынке неравномерное.

По результатам проведенного исследования товарного рынка услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах города Омска за 2012 год согласно условиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «ЭкоТРАНС», ООО «ЭкоСЕРВИС», ООО «ПК «Чистый город» и группы лиц в составе: ООО «Чистый город-2004» и ООО «ПФ «Чистый город» при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией может быть признано доминирующим, так как совокупная доля указанных хозяйствующих субъектов и группы лиц составила 72,81 процента.

Кроме того, к факторам, способствующим ограничению конкуренции на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов следует отнести высокий уровень концентрации смежного товарного рынка – рынка услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов, так как хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в качестве поставщика услуг выступают в качестве приобретателя услуг на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых коммунальных отходов.

 

Специалист-эксперт аналитического отдела                                                  Ю.А. Лукановская