Анализ состояния конкуренции на товарных рынках услуг по техническому учету и технической инвентаризации нежилого фонда и услуг по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда за 2011-2012 гг.

По поручению председателя Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дела № 04/10-13, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынках:

- услуг по техническому учету и технической инвентаризации нежилого фонда в географических границах города Омска (ОКПД 70.32.12.130; ОКВЭД 70.32.3);

- услуг по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда в географических границах города Омска (ОКПД 70.32.11.130; ОКВЭД 70.32.3).

Временной интервал исследования указанных товарных рынков определен 2011, 2012 гг.

Продуктовые границы товарных рынков, определены как «услуги по техническому учету и технической инвентаризации нежилого фонда» и «услуги по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда».

Продавцами на указанных товарных рынках в 2011, 2012 гг. являлись следующие хозяйствующие субъекты:

            - Государственное предприятие Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»;

            - Муниципальное предприятие города Омска «Омскархитектура» (осуществляло деятельность по техническому учету и технической инвентаризации с мая 2012 г.);

            - Омский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»;

            - Западно-Сибирский филиал ОАО «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ;

            - Омский филиал государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» (в 2012 году ликвидирован путем присоединения к федеральному государственному унитарному предприятию «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации».).

Покупателями услуг на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации нежилого фонда и услуг по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда являются физические и юридические лица - собственники и владельцы (балансодержатели) или их доверенные лица нежилого фонда и собственники и наследники жилищного фонда.

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и поведение хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке, является наличие барьеров входа на указанный рынок.

1. Административные ограничения, связанные с необходимостью аккредитации организаций для осуществления деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства (нежилого и жилищного фондов), в том числе необходимо соблюдение следующих тербований, установленных унктом 2.1 Положения об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 г. № 70:

            - наличие у организации возможности ведения архива;

            - наличие у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, а также по предоставлению сведений об объектах капитального строительства, установленных Постановлением № 921 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

            - наличие у организации оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, специализированного программного обеспечения и иного специального оборудования и программного обеспечения, позволяющих обеспечить формирование и предоставление сведений об объектах капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.

С учётом вышеуказанных требований  круг хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства ограничен.

2. Экономические ограничения, связанные со значительными затратами на приобретение оборудования и обеспечения вышеуказанных требований.

Исходя из показателей рыночной концентрации и количества участников товарных рынков уровень концентрации рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации нежилого фонда и рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда в географических границах города Омска определен как высокий.

Коэффициент рыночной концентрации рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации  нежилого фонда в географических границах города Омска по результатам 2011 составил 98 процентов; по результатам  2012 гг. – 95,5 процента.

Коэффициент рыночной концентрации рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда в географических границах города Омска по результатам 2011 составил 97,2  процента; по результатам  2012 гг. – 88,1 процента.

Условия деятельности трех хозяйствующих субъектов: Омского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»; ГП «Омский центр ТИЗ»; Омского филиала государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации нежилого фонда удовлетворяют в совокупности условиям, установленным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции. На рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации жилищного фонда условия деятельности двух хозяйствующих субъектов: Омского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ГП «Омский центр ТИЗ» удовлетворяют в совокупности условиям, установленным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

        

Главный специалист-эксперт аналитического отдела                                                       Е.Г. Кухаренко