Аналитический отчет по анализу состояния конкуренции на розничных рынках дизельного топлива в географических границах города Омска и муниципальных районов Омской области за период с 01.04.2013 года по 31.03.2014 года

Во исполнение Приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках дизельного топлива в географических границах города Омска и муниципальных районов Омской области за период с 01.04.2013 года по 31.03.2014 года.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовые границы  на розничных рынках дизельного топлива  предварительно определены в разрезе товарной группы -  дизельное топливо.

Согласно Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 - дизельное топливо это жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС) с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305 -82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки  дизельного топлива:

- Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

- З (зимнее)  - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

- А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50° С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510-84).

Дизельное топливо по функциональному назначению сходно с бензинами автомобильными и предназначено для использования в качестве моторного топлива для ДВС.

Но бензины автомобильные предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ  Р 51866-2002).

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование бензина автомобильного для дизельного двигателя. Так как замена бензинового двигателя, установленного на стадии сборки машины,  на дизельный двигатель и наоборот технически сложна и  экономически затратна, дизельное топливо  не является товаром – заменителем бензина автомобильного и не входит в единую с бензином автомобильным товарную группу.

Следовательно, дизельное топливо и бензины автомобильные не являются взаимозаменяемыми товарами и дизельное топливо не имеет других заменителей.  

В связи с вышеизложенным продуктовые границы рассматриваемых товарных рынков c учетом видов реализуемых нефтепродуктов определены как:

дизельное топливо (код ОКП 02 5102 – топливо дизельное, код ОКПД 23.20.15.210 – топливо дизельное летнее, код ОКПД 23.20.15.220 – топливо дизельное зимнее), к анализу принят товарный рынок розничной торговли дизельным топливом (код ОКВЭД 50.50 – розничная торговля моторным топливом).

На территории Омской области находятся 32 муниципальных района и один городской округ - г. Омск.

С учетом инфраструктуры каждого муниципального района Омской области, ориентации дорожной инфраструктуры на административные (районные) центры, проходящие в районах автомобильные трассы федерального и областного значения, предварительно географические границы рассматриваемых розничных рынков дизельного топлива определены территорией расположения АЗС, а именно, административными границами города Омска и  32 муниципальных районов Омской области.

При большой протяженности территории Омской области отдельные города и населенные пункты области находятся на большом расстоянии друг от друга, поэтому перемещение к АЗС для заправки дизельным топливом в другие районы области для большинства потребителей являются экономически невыгодными, а издержки значительно превышают 10 процентов.

С учетом изложенного и исходя из того, что места розничной реализации дизельного топлива через АЗС территориально фиксированы и основным ограничением экономической целесообразности приобретения дизельного топлива на АЗС является расстояние и
транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива, географические границы розничных рынков дизельного топлива определены как локальные в административных границах города Омска и муниципальных районов (далее – МР) Омской области:

В течение рассматриваемого временного интервала исследования рынков розничной торговли дизельного топлива состав продавцов был различным.

Так, в период с апреля 2013 года по июнь 2013 года основным продавцом дизельного топлива в определенных географических границах являлось ОАО «Газпромнефть – Омск» - дочернее общество вертикально – интегрированной нефтяной компании ОАО «Газпром нефть».

В связи с тем, что ОАО «Газпромнефть-Омск» в III квартале 2013 год осуществляло передачу автозаправочных станций во временное владение и пользование ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» - дочернее общество вертикально – интегрированной нефтяной компании ОАО «Газпром нефть», основными продавцами дизельного топлива в определенных географических границах в период с июля 2013 года по декабрь 2013 года являлись ОАО «Газпромнефть – Омск» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск». В декабре 2013 года ОАО «Газпромнефть-Омск» прекратило деятельность по розничной торговле дизельным топливом в определенных географических границах.

С января  2014 года торговлю дизельным топливом на АЗС юридическим лицам по топливным картам осуществляет ООО «Газпромнефть - Корпоративные продажи», которое также входит в ВИНК ОАО «Газпром нефть».

Таким образом, с января 2014 года по март 2014 года основными продавцами на рынках розничной торговли дизельным топливом в определенных географических границах  являлись ОАО «Газпромнефть – Новосибирск» и ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи».

В период с  января 2014 года по март 2014 года (период последних изменений в составе  продавцов розничных рынков дизельного топлива, входящих в группу ВИНК ОАО «Газпром нефть») доли основных продавцов на розничных рынках дизельного топлива, оказывающих влияние на рынок, составили:

с долей 100 процентов:

- группа лиц в составе: ОАО «Газпромнефть - Новосибирск» и ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в 12 муниципальных районах Омской области (Азовском, Большеуковском, Горьковском, Знаменском, Называевском, Нижнеомском, Нововаршавском, Русско-Полянском, Саргатском, Тевризском, Щербакульском, Колосовском);

-ООО «Усть– Ишимская нефтебаза» в Усть-Ишимском МР.

С долей более 50 процентов:

- группа лиц в составе: ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» и ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в городе Омске и в 17 муниципальных районах (Большереченском Исилькульском, Калачинском, Кормиловском, Крутинском, Марьяновском, Москаленском, Муромцевском, Одесском, Оконешниковском, Павлоградском, Полтавском, Седельниковском, Таврическом, Тарском, Тюкалинском, Черлакском).

С долей более 35 процентов:

- группа лиц в составе: ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» и ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» в 2 муниципальных районах (Любинском, Омском);

- ООО «Управление АЗС» в 3 муниципальных районах (Любинском, Оконешниковском, Омском).

В качестве административных барьеров входа на товарные рынки розничной торговли дизельным топливом хозяйствующие субъекты отметили следующие ограничения:

 -трудность в получении земельных участков (46 процентов опрошенных);

- действия и разрешительные документы местной администрации (12 процентов);

- экологические ограничения, в том числе запрет на строительство производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры (8 процентов);

- требования пожарной безопасности (3 процента).

Основным экономическим барьером, по мнению 60 процентов опрошенных хозяйствующих субъектов, является низкий уровень рентабельности, при этом: 25 хозяйствующих субъектов указали уровень рентабельности по итогам деятельности за 2013 год от 0 до 5 процентов; 9 хозяйствующих субъектов - от 5 до 10 процентов;  2 хозяйствующих субъекта в 2013 году деятельность на розничных рынках дизельного топлива осуществляли с убытком;

 47 процентов опрошенных указали на высокие оптовые цены.

 42 процента опрошенных в качестве барьеров указали на необходимость значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Срок окупаемости по мнению респондентов составляет:  3 года (2 хозяйствующих субъекта),  от 5 до 10 лет (19 хозяйствующих субъекта), от 10 до 30 лет (4 хозяйствующих субъекта).

 5 процентов опрошенных в качестве экономического барьера указали на высокую арендную плату.

Транспортные ограничения в качестве барьеров указали 15 процентов, в том числе высокую стоимость транспортных расходов, высокие ставки по найму автобензовоза, особые  требования к транспортным средствам, осуществляющих перевозки дизельного топлива, плохие дороги (без твердого покрытия), большая удаленность от нефтебаз - 400 км (в 2012 году закрыта база хранения нефтепродуктов в районном центре г. Тара).

Кроме того,  42 процента опрошенных отметили в качестве барьеров наличие на розничных рынках торговли дизельным топливом вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов,  стратегия поведения которых направлена на создание барьеров входа на рынок (наличие всевозможных скидок розничным покупателям, приобретающим дизельное топливо через АЗС вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов).

Существующие барьеры можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

 

Ведущий специалист – эксперт аналитического отдела                                                 О.И. Реут