Результаты анализа состояния конкуренции на оптовом рынке нерудных строительных материалов (песка строительного) в географических границах Омской области

Анализ проведен во исполнение пункта 3.3 Приложения № 1 к приказу ФАС России от 18.12.2014г. № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 - 2016 годы».

Целью проведения анализа является определение состояния конкуренции на оптовом рынке нерудных строительных материалов (песка строительного) в географических границах Омской области. Временным интервалом анализа определен период: 2014 - 2015 годы.

Из нерудных строительных материалов на территории Омской области осуществляется производство (добыча) только песка строительного. Щебень и гравий для строительных работ завозятся из других регионов. Следовательно, исследование оптового рынка (рынка производства) нерудных строительных материалов Омской области ограничилось исследованием оптового рынка песка строительного.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на оптовом рынке песка строительного в географических границах Омской области определен на основании информации Минприроды Омской области о перечне выданных лицензий на право пользования недрами с целью добычи нерудных строительных материалов (песка строительного).

Объем рынка определялся как сумма объемов продаж песка строительного хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, без учета объемов вывоза рассматриваемого товара за пределы территории Омской области и с добавлением объемов ввоза рассматриваемого товара на территорию Омской области.

В результате проведенного исследования, с учетом значений коэффициента рыночной концентрации, индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана и с учетом существующих барьеров входа на рынок уровень концентрации оптового рынка песка строительного в географических границах Омской области в 2014-2015 гг. определен как умеренно концентрированный, указанный рынок отнесен к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

В составе рассматриваемых хозяйствующих субъектов присутствуют хозяйствующие субъекты (группа лиц), удовлетворяющие в совокупности условиям, установленным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, а именно:

- совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов (ООО «Селена-С», ООО «Гидротранссервис» и группы лиц в составе: ООО Сибгидропроект» и ООО «Прибой»), осуществлявших деятельность на оптовом рынке песка строительного в географических границах Омской области в 2014 году, превышает пятьдесят процентов, при этом доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более 8 процентов;

- совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов (ООО «Селена-С», ООО «Гидротранссервис», ООО «ПКФ «Тритон», ОАО «Омский речной порт» и группы лиц в составе: ООО «Сибгидропроект» и ООО «Прибой»), осуществлявших деятельность на оптовом рынке песка строительного в географических границах Омской области в 2015 году, превышает семьдесят процентов, при этом доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более 8 процентов;

- в течение длительного периода (на протяжении 2014-2015 гг.) относительные размеры долей указанных хозяйствующих субъектов (группы лиц) подвержены малозначительным изменениям, доступ на рассматриваемый рынок новых конкурентов затруднен;

- реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами (группой лиц) товар (песок строительный) на указанном товарном рынке не может быть заменен другими товарами при потреблении.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение наиболее крупных участников рынка: ООО «Селена-С» (ИНН 5501060970) и ООО «ПКФ «Тритон» (ИНН 5507235841) на оптовом рынке нерудных строительных материалов (песка строительного) в географических границах Омской области в период 2014-2015 гг. не может быть признано доминирующим, а, следовательно, положение ни одного из участников оптового рынка песка строительного в географических границах Омской области по итогам работы за 2014-2015 гг. не может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией.