Результаты анализа состояния конкуренции на рынке на рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных интервенций, в границах элеватора ООО «АгроПарк»

Анализ проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/10-724/2020 в отношении ООО «АгроПарк» (ИНН 5527200029) по признакам нарушения части 1 и пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При анализе материалов дела установлено следующее.

По результатам проведённых в период с 05 апреля по 14 мая 2020 года торгов по реализации зерна из федерального интервенционного фонда ООО «РостАгро» (ИНН 7017448918; далее также Заявитель) было признано победителем, в связи с чем заключён договор купли - продажи от 23.04.2020 № 269 с АО «Объединённая зерновая компания» (далее – АО «ОЗК») на приобретение пшеницы мягкой 4 класса урожая 2014 года (далее – Товар). Базисом поставки по договору является ООО «АгроПарк» (далее также Элеватор, Хранитель), осуществляющий хранение товара до момента его реализации в пользу Заявителя.

15.05.2020 подписан договор № ОУ-5/05/2020 с Элеватором на оказание услуг по приёмке, хранению, подработке, сушке и отгрузке зерновых культур.

18.05.2020 ООО «РостАгро» (Покупатель), АО «ОЗК» (Агент) и ООО «АгроПарк» (Элеватор) подписан трёхсторонний Акт сдачи - приёмки сельскохозяйственной продукции по договору купли-продажи от 23.04.2020 № 269, в соответствии с которым Товар надлежащего качества в количестве 270 метрических тонн был передан в полном объёме.

Заявитель указывает, что договор № ОУ-5/05/2020 на оказание услуг по приёмке, хранению, подработке, сушке и отгрузке с зерновых культур от 15.05.2020 был подписан сторонами, но с определённым Элеватором условием о направлении Заявителю приложений к договору, в которых определена цена услуги, в более поздний срок. Однако на момент направления заявления в Управление (27.05.2020) приложения к Договору Элеватором не направлены, стоимость услуг по договору № ОУ-5/05/2020 не известна, счета на оплату услуг Элеватора также не направлялись, кроме того ООО «АгроПарк» уклонилось от согласования отгрузки Товара автомобильным транспортом.

  В вышеуказанных действиях (бездействии) ООО «АгроПарк» Управлением установлено наличие признаков нарушения части 1 и пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем 29.05.2020 (исх. № 04-4837) в адрес ООО «АгроПарк» было направлено предупреждение № 055/01/10-519/2020 от 25.05.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Выданное антимонопольным органом предупреждение не выполнено в установленный срок, в связи с чем 22.07.2020 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-724/2020.

Настоящий анализ проведен по поручению Председателя комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/10-724/2020 от 29.07.2020 с целью установления наличия условий для признания положения ООО «АгроПарк» доминирующим на товарном рынке услуг по хранению и отгрузке зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда, Омским УФАС России использовались следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
  •  Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее Закон о развитии сельского хозяйства);
  • Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 260-ФЗ);
  • порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённый приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (далее – Порядок);
  • общероссийские классификаторы видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности;
  • иные нормативные акты, поименованные в настоящем аналитическом отчёте.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда, использовались:

  • материалы дела № 055/01/10-724/2020;
  • данные АО «Объединённая зерновая компания» о суммарном объёме зерна, хранящегося на элеваторах Омской области, в разрезе элеваторов (вх. от 26.06.2020
    № 7095)
  • данные системы «Seldon.Basis» (https://basis.myseldon.com/ru)
  • результаты ранее проведённого Омским УФАС России исследования состояния конкуренции на рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда (аналитический отчёт от 28.05.2020).

Временной интервал исследования

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Временным интервалом анализа рынка услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда, определён период с 01.01.2019 по 01.09.2020.

Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 3.1 определение продуктовых границ товарного рынка предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В настоящем аналитическом отчёте использованы следующие понятия:

сельскохозяйственные культуры - культуры, в том числе многолетние насаждения, сорта которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (Закон № 260-ФЗ);

сельскохозяйственное производство - совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг;

сельскохозяйственный товаропроизводитель - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), её первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем (Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2017 № 79-р) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;

зерно - плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей («ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»);

интервенция товарная – массовая продажа определённого вида потребительских товаров с целью сбить ажиотажный спрос на них и не допустить повышения рыночных цен. Может осуществляться государством в целях стабилизации рынка и цен
(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999).

элеватор - сооружение для приёма, хранения и обработки зерна, оборудованное нориями для вертикального подъёма зерна, конвейерами и шнеками для горизонтального перемещения зерна, трубами для перемещения зерна самотёком сверху вниз и зерноочистительными машинами и агрегатами (СНиП 2.10.05-85);

обеззараживание зерна - химическое, радиационное или физическое воздействие на зерно с целью уничтожения вредителей и микроорганизмов;

обработка зерна - очистка и (или) сушка, и (или) обеззараживание зерна с целью обеспечения его безопасности;

очистка зерна - удаление примесей с целью обеспечения безопасности зерна;

перевозка зерна - перемещение партий зерна при его обращении;

поставляемое зерно - зерно, прошедшее обработку и направляемое на пищевые или кормовые цели;

сушка зерна - понижение влажности зерна с целью обеспечения его безопасности;

хранение зерна - технологический процесс создания в зернохранилище условий для обеспечения безопасности зерна. Хранение зерна является важным технологическим процессом, от которого напрямую зависит сохранность потребительских свойств товара в достаточно длительный промежуток времени.

В соответствии с заключённым между ООО «АгроПарк» (Элеватор) и ООО «РостАгро» договором от 15.05.2020 № ОУ-5/05/2020 Элеватор обязуется осуществлять приёмку, подработку, сушку, хранение и отгрузку зерновых культур (пункт 1.1 указанного договора).

Под хранением зерна понимается содержание зерна в условиях, обеспечивающих его сохранность. На хранение зерно принимается:

- по влажности (сухое и средней сухости);

- по сорной, зерновой (масличной) примеси (чистое и средней чистоты, не заражённое вредителями хлебных запасов).

По остальным показателям качество зерна должно соответствовать требованиям действующих государственных стандартов. Все зерно, поступающее на хранение, должно взвешиваться на автомобильных или вагонных весах.

Сложность организации хранения больших масс зерна связана с созданием необходимых условий для обеспечения сохранности физиологических и физико-химических свойств зерна. Необходимыми условиями потребления услуги по хранению зерна является наличие у хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), оказывающих данную услугу, на праве собственности или на ином законном основании, места хранения (хранилищ) и создание условий для сохранности количества и качества размещённого в них зерна, то есть обеспеченность услугами обработки зерна. В качестве таких хранилищ для зерна в сельском хозяйстве используются железобетонные или деревянные элеваторы и зерновые склады — механизированные или немеханизированные, из кирпича, камня или дерева.

Элеватор предназначен для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния, представляет собой высокомеханизированное зернохранилище силосного типа (имеют вертикальные ёмкости для зерна в виде силосных корпусов). Все операции с зерном в элеваторах полностью механизированы, что обеспечивает свободное его перемещение в нужном направлении и своевременное проветривание, сушку, очистку и сортирование больших партий с доведением до установленных кондиций, а при необходимости — и быструю отгрузку. Кроме того, для сооружения элеватора требуется гораздо меньшая площадь, чем для зерновых складов той же ёмкости.

Приём зерна на хранение осуществляют коммерческие организации – элеваторы, хлёбоприёмные предприятия, хлебные базы, хлёбоприёмные предприятия и комбинаты хлебопродуктов, для которых хранение зерновых культур является одним из направлений профессиональной деятельности.

Хранение зерна осуществляется согласно утверждённой руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем схеме технологического процесса приёмки, обработки, хранения и отпуска зерна с применением оборудования и иных технических средств, соответствующих утверждённой схеме технологического процесса.

Зерно, поступающее на предприятие для хранения, подвергают обработке (очистке, сушке, охлаждению, обеззараживанию и др.) в сроки, обеспечивающие сохранность его качества. Необходимость проведения таких работ связана с созданием условий для длительного хранения зерна. С момента поступления зерна на предприятие в течение всего периода его хранения организуется систематический контроль за качеством и состоянием каждой партии. Контроль проводят за температурой зерна, влажностью, заражённостью вредителями хлебных запасов, запахом, цветом и другими показателями качества, нормируемыми действующей нормативно-технической документацией.

Соблюдение определённых правил при закладке зерна на хранение, а именно: проведение дезинсекции (уничтожение вредных насекомых) помещения, оборудования, транспортных средств и тары позволяет обеспечить сохранность всех качественных показателей урожая и минимизировать возможные потери.

Деятельность по хранению зерна осуществляется при заключении договора между хранителем и поклажедателем за соответствующее вознаграждение и носит возмездный характер.

В соответствии с заключённым между ООО «АгроПарк» и ООО «РостАгро» договором № ОУ-5/05/2020 Элеватору следует:

  1. осуществить приёмку зерна;
  2. для обеспечения сохранности потребительских свойств товара в достаточно длительный промежуток времени (обеспечения количественно-качественной сохранности зерна) оказать услуги по сушке и подработке зерна,
  3. для возвращения зерна потребителю – осуществить отгрузку зерна тем или иным видом транспорта.

Процессы приёмки, хранения и отгрузки являются технологически самостоятельными и последовательными.

Рассматриваемый вид услуг представляет самостоятельную группировку, которая включает услуги по приёмке, хранению, подработке, сушке и отгрузке зерна в дальнейшем именуемые как услуги по хранению зерна.

В соответствии с Общероссийскими классификаторами услуге по хранению зерна соответствуют коды: ОКПД2 52.10.13, ОКВЭД2 - 52.10.3.

На основании вышеизложенного продуктовые границы предварительно определены как услуги по хранению зерна.

Услуги по хранению зерна являются однородными по своему функциональному назначению и не имеют заменителей по цели приобретения (потребительским свойствам).

 

Отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства регулируются Законом о развитии сельского хозяйства.

Государство осуществляет закупочные интервенции, товарные интервенции на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговые операции в качестве мер по реализации государственной аграрной политики (статья 6 Закона о развитии сельского хозяйства).  

Государственные товарные интервенции (далее - товарные интервенции) проводятся при росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчётных цен путём продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах.

В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона о развитии сельского хозяйства приобретение сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения закупочных интервенций и её реализация осуществляются в порядке, утверждённом постановлением Правительством Российской Федерации от 05.10.2016 № 1003 (далее – Правила).

Согласно Правилам приобретение сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) перерабатывающих организаций осуществляется в процессе проведения государственных закупочных интервенций при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчётных цен путём закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведённой ими сельскохозяйственной продукции и (или) у перерабатывающих организаций переработанной ими сельскохозяйственной продукции, а также посредством проведения залоговых операций в отношении сельскохозяйственной продукции.

Продукция, приобретённая в рамках государственных закупочных интервенций, составляет запасы федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции (далее – федеральный интервенционный фонд).

Размещение запасов интервенционного фонда и организация их количественной и качественной сохранности на основании пункта 16 Правил осуществляется государственным агентом, отобранным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - АО «Объединённая зерновая компания (далее —  АО «ОЗК», Агент).

В целях организации хранения запасов федерального интервенционного фонда Агент проводит конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение запасов федерального интервенционного фонда (далее – Хранители), с которыми заключает договоры хранения.

В указанных договорах хранения в обязательном порядке должна предусматриваться имущественная ответственность Хранителя за количественную и качественную сохранность запасов интервенционного фонда, находящихся на хранении, а также организация их учёта и отчётности по ним.

В соответствии с приказом Минсельхоза России от 15.12.2017 № 627 предельный размер платы за услуги по хранению приобретаемого зерна в процессе проведения государственных закупочных интервенций на 2018-2020 годы определён в размере 78 рублей за тонну хранимого зерна в месяц.

В соответствии с пунктом 4 Правил реализация сельскохозяйственной продукции из интервенционного фонда осуществляется, в частности:

а) при проведении государственных товарных интервенций при росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчётных цен путём продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах;

б) при принятии Правительством Российской Федерации решения о реализации сельскохозяйственной продукции на биржевых торгах, в том числе на экспорт по ценам не ниже рыночных, или решения о реализации сельскохозяйственной продукции из интервенционного фонда без проведения торгов, в случае   наличия недостатка сельскохозяйственной продукции в субъекте Российской Федерации, возникшего вследствие воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2020 № 817-р «О реализации на внутреннем российском рынке и (или) на экспорт в 2020 - 2021 годах пшеницы, ржи и ячменя фуражного из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции» в 2020 – 2021 гг. разрешена  реализация пшеницы и ячменя фуражного из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, закупленных при проведении государственных закупочных интервенций в 2008 - 2016 годах (далее - зерно), на внутреннем российском рынке и (или) на экспорт в объёме до 1 млн. тонн.

Согласно указанному распоряжению, реализации подлежит зерно, размещённое у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, отобранных в установленном порядке агентом, заключившим государственный контракт с Минсельхозом России. Передача агентом зерна победителям биржевых торгов осуществляется на условиях поставки франко-элеватор.

С учётом особенностей регулирования отношений, связанных с формированием, размещением, использованием зерна федерального интервенционного фонда, к анализу принят рынок услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций (ОКПД2 52.10.13, ОКВЭД2 - 52.10.3).

Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 раздела IV Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

После подписания трёхстороннего акта сдачи приёмки зерна объем реализованного зерна списывается с лицевого счета АО «ОЗК» (Агент) и переписывается на лицевые счета покупателей, и Ответственный хранитель получает исключительное право на хранение и отгрузку в определённом объёме части запасов зерна федерального интервенционного фонда, размещённого у него на хранении, и реализованного из федерального интервенционного фонда в соответствии с договорами купли - продажи, заключёнными Агентом с покупателями.

Услугу по хранению и отгрузке зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, оказывает непосредственно Ответственный хранитель, у которого зерно находится на хранении на основе договоров, заключённых между ним и хозяйствующими субъектами, приобретавшими зерно из запасов интервенционного фонда. Забрать приобретённый объем продукции из федерального интервенционного фонда возможно лишь у Ответственного хранителя и ни у кого более.

Принимая во внимание, что покупатели в силу заключённых с Агентом договоров купли-продажи зерна имеют возможность получить свой товар только у Ответственного хранителя, определённого в договоре, географическими границами анализируемого товарного рынка является территория, ограниченная границами элеватора
ООО «АгроПарк».

На сайте АО «ОЗК» (http://aoozk.com) в разделе «государственная интервенция» местом хранения зерна интервенционного фонда ООО «АгроПарк» указан адрес: 646940, Омская область, Оконешниковский район, р.п. Оконешниково, ул. Юбилейная, 21.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В установленным границах товарного рынка в пределах определённого интервала исследования товарного рынка в качестве продавца действует единственный хозяйствующий субъект – ООО «АгроПарк».

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Объем товарного рынка определяется объёмом зерна федерального интервенционного фонда находящегося на ответственном хранении у ООО «АгроПарк».

По данным АО «ОЗК» суммарный объем зерна, хранящегося на элеваторе
ООО «АгроПарк», составляет:

- на 01.01.2019 – <…> тонн;

- на 01.01.2020 – <…> тонн;

- на 31.05.2020 – <…> тонн.

По данным ООО «АгроПарк» на 01.09.2020 зерно федерального интервенционного фонда, находящееся на ответственном хранении у ООО «АгроПарк», отсутствует.

Доля ООО «АгроПарк» на исследуемом товарном рынке составляет 100%.

Уровень концентрации товарного рынка

Значения показателя коэффициента рыночной концентрации (CR=100) и показателя индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI=10 000) указывают на высокий уровень концентрации товарного рынка.

Барьеры входа на товарный рынок

Вход на исследуемый рынок новых хозяйствующих субъектов невозможен, так как услуга по хранению и отгрузке зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций и размещённого у ответственного хранителя, в силу законодательно установленных особенностей регулирования отношений на рассматриваемом товарном рынке может быть оказана только ООО «АгроПарк».

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Проведённый анализ показал, что в период с 01.01.2019 по 01.09.2020 на товарном рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, деятельность осуществляет единственный участник ООО «АгроПарк», уровень концентрации определён как высокий, анализируемый товарный рынок отнесён к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке

Принимая во внимание, что в соответствии с условиями части 2.1. и 2.2. статьи 5 Закона о защите конкуренции положение отдельных хозяйствующих субъектов вне зависимости от размера занимаемой доли на товарном рынке не может быть признано доминирующим, Омским УФАС России проведена проверка наличия /отсутствия условий, указанных в части 2.1. статьи 5 Закона о защите конкуренции в отношении единственного участника анализируемого товарного рынка - ООО «АгроПарк».

На основании данных системы «Seldon.Basis» (https://basis.myseldon.com/ru) установлено, что ООО «АгроПарк» (ИНН 5527200029) входит в группу лиц с:

 - Г<…> по пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции – единственный учредитель с долей 100%;

и с юридическими лицами по пункту 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции:

  • ООО «Сибирский терминал» (ИНН 5517010815) – Г<…> единственный учредитель с долей 100%;
  • ООО «Константиновское» (ИНН 5453176900) – Г<…> директор и единственный учредитель с долей 100%.

Таким образом, на ООО «АгроПарк» не распространяются условия, указанные в части 2.1. статьи 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, в географических границах элеватора ООО «АгроПарк» положение ООО «АгроПарк» может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и в рамках контроля за экономической концентрацией в соответствии с условиями части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.