Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению в географических границах г. Омска

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению (далее – Анализ) проведен в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 г. № 66, поручением ФАС России от 30.12.2010 г. № АК/47825.

Анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220, Методическими рекомендациями ФАС России.

Целью настоящего исследования являлась оценка состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению.

В качестве исходной информации для Анализа использованы данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, Региональной энергетической комиссии Омской области, Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, Департамента городской экономической политики Администрации города Омска, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения на территории города Омска.

Временной интервал исследования рынка – 2009 - 2010 годы.

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга водоснабжения.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г . № 167, водоснабжение – технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Питьевая вода – вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.

В соответствии с классификацией Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) услуги по водоснабжению входят в группу – Вода собранная и очищенная, услуги по распределению воды (ОКПД 41.00) .

По классификации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1) услуга водоснабжения относится к деятельности по сбору, очистке и распределению воды (ОКВЭД 41.00).

Водоснабжение для нужд хозяйственно-питьевого назначения является жизненно важной проблемой любого населенного пункта. Качество питьевой воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

По ценовым параметрам, по способу производства, равно как и по способу доставки, услуга водоснабжения не имеет заменителей.

Согласно Методическим рекомендациям географические границы рынка услуг водоснабжения предварительно определены административными границами муниципального образования - города Омска.

Особенностью рассматриваемого рынка является сетевой характер организации рынка, т. е. наличие целостной системы протяженных в пространстве инженерных сетей, посредством которых производится транспортировка и передача абонентам (приобретателям, потребителям) питьевой воды.

В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 25.02.2005 г. № 108-п «О передаче функций предоставления услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории города Омска» функции оказания услуг систем водоснабжения, в том числе отпуска абонентам питьевой воды, по всем объектам, расположенным на территории города Омска, переданы с 01.04.2005 от МУП «Водоканал» города Омска в ОАО «ОмскВодоканал».

ОАО «ОмскВодоканал» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории города Омска, которая обеспечивает забор, подготовку, транспортировку и передачу (отпуск) абонентам питьевой воды.

Таким образом, ОАО «ОмскВодоканал» выступает единственным продавцом на рынке услуг водоснабжения в административных границах муниципального образования – города Омска.

ОАО «ОмскВодоканал» осуществляет отпуск (реализацию) питьевой воды приобретателям (потребителям) с использованием водопроводных сетей, находящихся в аренде. Насосное, технологическое и иное оборудование, транспорт и спецтехника, эксплуатируемые предприятием, принадлежат ОАО «ОмскВодоканал» на праве собственности.

Объем рынка услуг водоснабжения оценивался по объему питьевой воды, реализованной конечным потребителям (приобретателям), в натуральном выражении – м3.

Поскольку на рынке услуг водоснабжения действует единственный хозяйствующий субъект в лице ОАО «ОмскВодоканал», объем товарного рынка равен объему питьевой воды, реализованному одним хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке услуг водоснабжения составляет 100 процентов.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана ( HHI ) по результатам работы за 2009, 2010 годы составляет 10000, в связи с чем уровень концентрации рассматриваемого товарного рынка определен как высокий.

Уровень концентрации рынка услуг водоснабжения в границах муниципального образования – города Омска позволяет отнести рассматриваемый товарный рынок к рынку с неразвитой конкуренцией.

Учитывая сетевой характер организации товарного рынка, возможность приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям), можно сделать вывод, что рынок услуг водоснабжения относится к сфере, которой присущи содержательные признаки естественной монополии.

ОАО «ОмскВодоканал» осуществляет отпуск питьевой воды приобретателям с использованием водопроводных сетей, протяженность которых составляет более 1500 км.


Главный специалист-эксперт аналитического отдела                                                  Е.Г. Алексеева