Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

По поручению Федеральной антимонопольной службы от 23.04.2012 № АК/12544 «Об анализе состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по итогам 2010-2011гг.» в рамках исполнения Приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане  работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее –Порядок), Омским УФАС России проведен анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе г. Омска и муниципальных районов Омской области.

Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка услуг определены, как  розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами – код ОКВЭД 52.3.

Покупателями на данном рынке являлись физические лица.

Продавцами на данном рынке являлись юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

Наиболее крупными аптечными сетями на территории г.Омска по количеству входящих в них аптечных учреждений являлись:  ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», ООО «Здоровые люди Омск», ЗАО «Аптека «Здоровье», ЗАО «Лекарства Сибири», ООО «Клиника семейного врача», ОАО «Омское лекарство», ООО «Сеть аптек «ЗАБОТА», ООО «Аптеки 36,6 «Западная Сибирь», ООО «Аптека « Семейная», ИП Василенко М.В., ООО «Фармдело», ООО «Тора», ИП Попов К.П.

Разветвленную сеть на локальных рынках в Омской области имеют следующие хозяйствующие субъекты:

- ООО «Здоровые люди Омск»  - в 8 муниципальных районах Омской области и г. Омске;

- ЗАО «Аптека «Здоровье» - в Марьяновском районе и в г. Омске;

- ООО «Сеть аптек «ЗАБОТА» - в Омском районе и в г. Омске;

- ЗАО «Аптеки 36,6 «Западная Сибирь» - в Нижнеомском районе и в г. Омске;

- ООО «Сибирский аптекарь» - в Называевском районе и в г. Омске;

- ООО «ФАРМА-ГРАФ» - в Калачинском районе и в г. Омске;

- ИП Кривцова И.В. – в Калачиском районе и в г. Омске;

- ИП Глинко Н.Н. - в Полтавском и Шербакульском районах;

- ИП Водзаковская В.Н. – в Азовском и Таврическом районах;

- ИП Шарикова Ж.С. - в Омском районе и г. Омске;

- ИП Иванина И.Н. - в  Исилькульском, Любинском районах и г. Омске.

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и поведение хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке, является наличие  барьеров входа на указанный рынок. Барьеры являются факторами  административного, экономического, социального, финансового характера и препятствуют вхождению новых хозяйствующих субъектов на исследуемый товарный рынок.

Существенными барьерами по мнению респондентов в исследуемый период являлись:

- трудности  в получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности;

- усложненный процесс получения разрешительных документов и согласований местных администраций;

-  установление торговых надбавок (на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения) органами исполнительной власти;

- чрезмерно большое количество проверок всевозможных контролируемых и надзорных органов; 

- частое изменение в налоговом законодательстве;

- высокий уровень конкуренции между хозяйствующими субъектами;

- высокая арендная плата;

- низкая платежеспособность населения;

- дефицит квалифицированного персонала;

- стратегия поведения на рынке хозяйствующих субъектов;

- вход региональных сетей на розничный рынок;

- проведение демпинговых акций.

Уровень концентрации рынка в г. Омске определен как низкий, коэффициент   рыночной   концентрации   составил 25% в 2010 г. и 22%  в 2011 г. рынок относился к рынку с развитой конкуренцией.  Наблюдается достаточное количество аптечных учреждений, способных удовлетворить спрос населения в приобретении лекарственных средств.

В географических границах четырех муниципальных районов (Большереченский, Калачинский, Любинский, Тюкалинский) рынок относился к рынку с недостаточно развитой конкуренцией. Уровень концентрации рынка в таких муниципальных районах умеренный, распределение долей хозяйствующих субъектов неравномерное. Коэффициент   рыночной   концентрации   составлял от 45 до 70  процентов,  индекс рыночной концентрации имел значение от 1000 до 2000. Количество аптечных организаций достаточное для удовлетворения спроса населения в приобретении лекарственных средств.

В географических границах двадцати восьми муниципальных районов (Азовский немецкий национальный, Большеуковский, Горьковский, Знаменский, Исилькульский, Колосовский, Кормиловский, Крутинский, Марьяновский, Москаленский, Муромцевский, Называевский, Нижнеомский, Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Омский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Саргатский, Седельниковский, Таврический, Тарский, Тевризский, Усть-Ишимский, Черлакский, Шербакульский) рынок относился к рынку с неразвитой конкуренцией, уровень рынка определен как  высокий. Наблюдалось неравномерное распределение долей и  наличие на каждом локальном рынке хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение. Коэффициент рыночной концентрации в  географических границах таких районов превышал 70 процентов, индекс рыночной концентрации был больше 2000. Характерным для данных муниципальных районов является наличие у хозяйствующих субъектов, действующих на локальных рынках в форме «аптечной сети», значительных преимуществ перед одиночными аптечными учреждениями.

По результатам проведенного анализа рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах  Омской области (в разрезе г. Омска и муниципальных районов) Омским УФАС России включены (исключены) хозяйствующие субъекты в Реестр  (из Реестра) хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр) и внесены изменения по уже включенным в Ресстр хозяйствующим субъектам.

 

Ведущий специалист-эксперт аналитического отдела                                             Н. М. Капарушкина