Стенограмма интернет-интервью по вопросам применения законодательства о рекламе

Стенограмма интернет-интервью по вопросам

применения законодательства о рекламе

 

На вопросы отвечает ведущий специалист-эксперт отдела рекламы Омского УФАС России Цынгалова Елена Анатольевна.

1. Подскажите, может ли Ваша служба  воздействовать  на  нерадивых расклейщиков  объявлений,  обклеивающих  своими  бумажками все вокруг: заборы, двери, подъезды?

Ответ: В силу статьи 2 Федерального закона «О рекламе» положения настоящего закона не распространяются на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, соответственно, у Омского УФАС России отсутствует механизм воздействия на расклейщиков различного рода объявлений.
 

2. Насколько законно размещение рекламных   табличек  на  деревьях,  на  вкопанных  столбиках  посреди газонов?

Ответ: По вопросу распространения рекламных листовок путем их крепления на деревьях, опорах дорожного освещения, столбах электропередач, остановочных павильонов и т.п. Омское УФАС России сообщает следующее.

Положения Федерального закона «О рекламе» не устанавливают каких-либо запретов и ограничений при распространении рекламы с использованием рекламных листовок.

По мнению Омского УФАС России, в действиях лиц, размещающих рекламные листовки путем их креплениях на деревьях, опорах освещения, остановочных комплексах, могут усматриваться признаки нарушения, ответственность за которые установлена статьями 32 и 61 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" (нарушение требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования и/или порча архитектурных объектов малых форм).

При этом Омское УФАС России не наделено такими полномочиями как контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Кодекса Омской области об административных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 61 Кодекса Омской области об административных правонарушениях наделены органы внутренних дел (полиция).


3. В соответствии с частью 5.1 статьи 28 Закона о рекламе - Реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: "Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны." Публичное объявление цен (порядка определения цен), а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.

Хотелось бы понять относится ли к данной норме имиджевая реклама форекс-дилеров; что подразумевается под рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами?

На наш взгляд - реклама, которая побуждает должна содержать глаголы повелительного наклонения, которые выражают побуждение к действию в форме просьбы, приказа, совета, приглашения и т.п. Следовательно, имиджевая реклама, а также реклама, которая содержит информацию о публичном объявлении цен и иных существенных условиях договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами, и дополнительное указание из ч. 5.1. ст.28 Закона о рекламе в данном случае не требуется. Так ли это?

Ответ: Пунктом 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: "Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны".

По мнению Омского УФАС России,  указание "Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны" должно содержаться не в любой рекламе услуг форекс-дилеров, а лишь в  той, где содержится побуждение (просьба, совет, запрет и т.п.) к заключению сделок с форекс-дилерами.

Согласно толкованию, слово «побуждать» означает: склонять к какому-либо действию, заставлять, вынуждать кого-либо (Толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, Толковый словарь В.И. Даля, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Таким образом, в случае если реклама форекс-дилеров не содержит побуждения к заключению сделок с форекс-дилерами, допустимо ее распространение без указания, предусмотренного пунктом 5.1 части 5 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».


4. Допускается ли употребление в рекламе фраз: "пенный напиток", "игристый напиток", "праздничный напиток" и т.п., если да, то в каких случаях?
Например:

- 1 января в клубе Атлантида вечеринка "Новый год", вас ждут интересные конкурсы, зажигательные танцы, веселые ведущие. Первым 100 пришедшим бокал игристого напитка в подарок.

- Только с 01 сентября по 15 ноября 2015г. праздничные напитки от 100 рублей в магазинах ВинАград города Омска.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Таким образом, сами по себе слова и выражения «пенный напиток», «игристый напиток», «праздничный напиток» без индивидуализирующих признаков указанных товаров (наименование, товарный знак и т.п.) не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить (индивидуализировать) конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

По мнению Омского УФАС России, использование в рекламе обобщенного наименования группы товаров не позволяет установить объект рекламирования, указанная в приведенных примерах информация не нацелена на продвижение на рынке конкретного товара, который можно индивидуализировать, соответственно, такая реклама не может быть признана рекламой алкогольной продукции.

Указанная позиция Омского УФАС России отражена в письмах Федеральной антимонопольной службы России от 24.01.2012 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама», а также от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» и поддерживается судебной практикой.
 

На вопросы отвечает специалист-эксперт отдела рекламы Омского УФАС России Невойт Екатерина Александровна.

5. В дневное время на радио рекламируется вечеринка любого ночного клуба нашего города. Например: "1 января в клубе Атлантида вечеринка "Новый год", вас ждут интересные конкурсы, зажигательные танцы, веселые ведущие. Запрещено для детей". Понятно, что вход в данные заведения предусмотрен для лиц старше 18 лет. Заведение, руководствуясь данным возрастным критерием, дописывает в ролик фразу "Запрещено для детей".

Учитывая, что согласно ч.10.1 ст.5 Закона о рекламе не допускается размещение  рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, без указания категории данной информационной продукции, получается, что если информация содержит возрастную маркировку "Запрещено для детей", то её распространение ограничено и с 4 часов до 23 часов не допускается. Так ли это?

Ответ: В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно части 10.2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Учитывая, что в представленном вопросе о проведении вечеринки в клубе «Атлантида» не содержится информации, предусмотренной частью 2 статьи 5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», следовательно, такая информация является допустимой к распространению при условии соблюдения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».


6. В соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» зрелищные мероприятия подлежат возрастной маркировке. Вместе с тем указанный закон не распространяется на отношения в сфере рекламы. Федеральный закон «О рекламе» устанавливает требования о возрастной маркировке зрелищных мероприятий. Получается, что два Закона в этой части противоречат друг другу (пример роликов Атлантиды)?

Ответ: Требование части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг.

Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу, объектом рекламирования в которой выступает не информационная продукция, например, вклад в банке, автомобильный салон, ресторан и т.п., в том числе в случае, если в рекламе данных товаров/услуг указан сайт в сети «Интернет» в качестве источника информации, на котором можно получить более подробные сведения о рекламируемом товаре.

Указанная позиция изложена в письмах Федеральной антимонопольной службы России от 14.12.2012 № АЦ/42338/12 «О размещении в рекламе категории информационной продукции» и от 5 сентября 2013 г. № АК/34774/13 «О применении Закона о рекламе в связи с вступлением в силу Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Таким образом, учитывая, что реклама вечеринки в клубе «Атлантида» является информационной продукцией, следовательно, на нее распространяются требования Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».


7. Почему на буклете, проспекте, листовке, билборде, ТВ (любой способ распространения рекламной информации) Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского использует изображение недостроенного корпуса? Ведь данная реклама является НЕДОСТОВЕРНОЙ согласно п. 3 ст. 5 закона "О рекламе" .  

Наглядно проиллюстрировать "ущерб" от этой недостоверной рекламы можно следующим образом: девушка с ЯНАО, увидев листовки ОмГУ с изображением счастливых студентов на фоне "Нового корпуса", загорелась желанием учиться в одном из красивейших университетов города. Приемная комиссия - опять листовки, лестные отзывы и обещания руководства о планах переезда в новый корпус в мае 2015 года. Итог - поступила, разочарована, "облапошена", корпус не достраивают. Денег нет. Вопрос: почему? 

Ответ: В соответствии с пунктом 3.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом от 23.11.2012 № 711/12, поступающие в антимонопольные органы заявления должны содержать фамилию, имя и адрес места жительства заявителя, описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств.

Из условий вопроса невозможно установить, на какое именно нарушение положений Федерального закона «О рекламе» ссылается заявитель.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из представленной заявителем рекламной листовки, объектом рекламирования Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского являются образовательные услуги по подготовке к обучению (обучению).

При этом в представленной листовке университета отсутствует информация (утверждение) о том, что именно в изображенном на листовке здании будут проходить обучение студенты, равно как и люди, изображенные на листовке, будут являться студентами в данном учебном заведении (сокурсниками заявителя).

Учитывая вышеизложенное, Омское УФАС России не может согласиться с заявителем в части того, что данная реклама вводит в заблуждение потребителей рекламы.


8. В новой редакции закона не допускается реклама: табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. При этом многие заведения продают кальяны и предлагают разные виды смесей без табака. Значит ли это, что реклама кальяна со смесями без табака возможна. Можно ли размещать изображения кальянов с пометкой, что предлагаются только смеси без табака. Или вообще никакие изображения и реклама кальянов не допускается?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из смысла пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» следует, что товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Согласно части 3 вышеупомянутой статьи, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Кроме того, частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Таким образом, сами по себе слова и выражения: сигареты, табак, кальян и т.п., не могут быть признаны рекламой этих товаров, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Указанная позиция отражена в письмах Федеральной антимонопольной службы России от 24.01.2012 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» и от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных».

Учитывая вышеизложенное, запрет на рекламу алкоголя и курительных принадлежностей не распространяется на безалкогольные напитки и курительные принадлежности, не содержащие табака.  
 

На вопросы отвечает специалист-эксперт отдела рекламы Омского УФАС России Папырина Юлия Сергеевна.

9. Рекламные конструкции, установленные вдоль дорог закрывают обзор дорожных знаков. Есть ли требования к установке рекламных конструкций (щитов)?

Ответ: В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе»  под наружной рекламой понимается реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций, (технических средств стабильного территориального размещения: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и т.д.) которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии счастью 5.8 статьи 19 Федеральный закон «О рекламе» органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Общие  технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения устанавливает «Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» ( ГОСТ  Р 52044-2003).

В соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.


10. Является ли размещение информации на сайте компании рекламой?

Ответ: Согласно  пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем в случаях, когда размещаемая на сайте или странице в социальной сети информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.


11. Можно ли использовать в рекламе товаров, услуг слова в превосходной степени? Например, стоматология «Спартамед» - лучшая стоматология!

Ответ: Действовавший  ранее Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (статья 7) исключал использование в рекламе терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.

В действующем Федеральном законе «О рекламе» такого запрета нет, однако это не означает, что использование подобных характеристик не подвержено никаким ограничениям.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом,  в  тех случаях, когда указанная характеристика направлена на введение в заблуждение потребителя, в том числе на создание ложного представления об уникальности рекламируемых товаров и услуг или наличии тех свойств, которые невозможно обнаружить в иных товарах, есть основания признать рекламу недостоверной и нарушающей права потребителей.

Выражение  «стоматология «Спартамед» - лучшая стоматология» говорит об эксклюзивности  данной стоматологии и ее востребованности среди потребителей с точки зрения цены и качества оказываемых в ней услуг. Помимо этого указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой субъект, действующий на данном рынке и в данном регионе, не имеет таких же показателей относительно цены и качества предоставляемых услуг.

Таким образом, формулировка «лучшая стоматология», добавляемая к наименованию указанной стоматологии требует фактического и документального обоснования – указания критериев, по которым указанная стоматология признана лучшей (статистические данные, наличие заключений специалистов, победы и призы на различных конкурсах и т.п.).

В случае отсутствия подобных подтверждений (наличия доказательств), в такой рекламе усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе.

 

На вопросы отвечает начальник отдела рекламы Омского УФАС России Морозов Альберт Александрович.

12. Можно ли рекламировать электронные сигареты? Это ведь не натуральные сигареты, содержащие табак.

Ответ: Как указано в письме Федеральной антимонопольной службы России от 03.03.2011 № АК 7349 «О рекламе электронных сигарет», электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, соответственно,  могут быть отнесены к курительным принадлежностям.

Данная позиция ФАС России полностью соответствует складывающейся судебной практике (постановление Федерального Арбитражного суда уральского округа от 12.12.2011 № Ф09-8014/11, решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2013 по делу А46-4285/2013).

В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Согласно части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

 

13. На рекламных конструкциях города размещено много рекламы салонов «ритуальных услуг». Допустима ли такая реклама?

Ответ: Федеральный закон «О рекламе» не содержит каких-либо запретов или ограничений, связанных с рекламой таких товаров (услуг) как «ритуальные».

Соответственно, если рекламное изображение подобной организации не содержит образов, изображений и выражений оскорбительного и непристойного характера и иным образом не противоречит положениям Федерального закона «О рекламе», у Омского УФАС России отсутствуют правовые основания для пресечения подобной рекламы.

 

14. Относится ли к компетенции антимонопольных органов вопросы размещения рекламных конструкций, порядок размещения которых закреплен в статье 19 Федерального закона «О рекламе»?

Ответ: При осуществлении государственного контроля в сфере рекламы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области действует в рамках полномочий, определенных  Главой 5 Федерального закона «О рекламе» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, зарегистрированным в Минюсте 21.03.2011 № 20204.

При этом указанные нормативные акты не наделяют территориальные управления ФАС России полномочиями по контролю за размещением, установкой и эксплуатацией рекламных конструкций, а также их демонтажу в случае, если они были установлены с нарушением требований статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Согласно частям 9 и 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления.

В силу статьи 19 Федерального закона «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления.

 При этом, установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается, и действия лиц, самовольно разместивших рекламную конструкцию, образуют признаки нарушения требований статьи 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении по статье 14.37 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции).

 Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП РФ административные дела, возбужденные по статье 14.37 КоАП РФ, рассматриваются судами общей юрисдикции.