Позиция Омского УФАС России о декларировании принадлежности СМП (по 223-ФЗ и 44-ФЗ)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

По вопросу правомерности установления заказчиками требований к участникам закупок о предоставлении ими сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Омское УФАС России сообщает, что при осуществлении государственного контроля действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее – Федеральный закон о закупках, 223-ФЗ), Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе, 44-ФЗ), Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированном в Минюсте России 24.08.2015 № 38653, и не наделено правом давать разъяснения по правоприменению настоящих Федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере закупок.     

Вместе с тем считаем возможным высказать позицию Омского УФАС России по данному вопросу, основанную на правоприменительной практике.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Федерального закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение).

Подпунктом «б» пункта 4 Положения предусмотрено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом, торгов, иных способов закупки участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 11 Положения участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, и привлекаемые участниками закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - единый реестр СМСП), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании подпункта «а» пункта 14(1) Положения при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в случае отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации.

Учитывая изложенное, требование заказчика, осуществляющего закупку среди субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона о закупках, о представлении в составе заявки сведений из единого реестра СМСП, является правомерным. При этом в случае непредставления в составе заявки этих сведений, заказчик обязан принять решение об отказе в допуске участника вне зависимости от обстоятельств, по которым сведения об участнике закупки не внесены в единый реестр СМСП.

Данной позиции придерживается Минэкономразвития России в  письме от 29.12.2016 N Д28и-3468.

2. Следует отметить иной подход к допуску в закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона о контрактной системе, среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций – здесь в составе второй части заявки предоставляется только декларация, при этом не требуется подтверждать принадлежность к субъектам малого предпринимательства данными из единого реестра СМСП.

Подробно позиция Омского УФАС России высказана решениях, принятых по жалобам участников закупок, например, в прилагаемом решении от 10.01.2017 03-10.1/05-2017, размещенном в единой информационной системе: http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/quicksearch/search_eis.html searchString=0152300011916001084&strictEqual=on&fz94=on&cancelled=on&considered=on&regarded=on и на официальном сайте Омского УФАС России в разделе «Решения»: http://solutions.fas.gov.ru/to/omskoe-ufas-rossii/03-10-1-05-2017.