• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы, полученные до и во время проведения публичных обсуждений 29.09.2017

Просим дать правовую оценку в части соблюдения департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент) Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Следующим действием (бездействием):

1. Проведение аукционов. Бездействие Департамента и невыполнение функций по проведению торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе по местам, где закончились договора.

Относительно бездействия Департамента по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе по местам, где закончился срок действия договоров, Омское УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)  торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В соответствии с частью 5.6 статьи 19 Закона о рекламе аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Необходимо отметить, что торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях представления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере наружной рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положения о Департаменте, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 г. № 452, Департамент является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена, размещения рекламы на транспортном средстве, находящемся в муниципальной собственности города Омска (п.п. 8 п. 23 положения).

Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций, утверждена Постановлением Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п.

Таким образом, Департамент вправе проводить торги только на рекламные места, утвержденные в схеме размещения рекламных конструкций.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) органов власти, ограничивающие конкуренцию, в частности, к таким действиям относятся: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Чтобы установить в действиях Департамента признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить, что из – за бездействия Департамента и невыполнения функций по проведению торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций происходит сокращение количества участников рынка наружной рекламы города Омска и создаются необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке наружной рекламы города Омска.

 

2. Нормативная регламентация порядка заявления заинтересованными лицами, предложения о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций. Непринятие мер, подлежащих применению при решении вопроса по изысканию возможных (новых мест) рекламных конструкций.

Относительно существующей нормативной регламентации порядка заявления заинтересованными лицами предложения о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций сообщаем, что данной информацией Омское УФАС России не располагает.

Относительно  непринятию мер, подлежащих применению при решении вопроса по изысканию возможных (новых мест) рекламных конструкций, Омское УФАС России отмечает следующее.

Внесение изменение в Схему размещения рекламных конструкций осуществляется Департаментом, в том числе по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В обращении необходимо указать место размещения рекламной конструкции, с указанием ее типа и вида рекламной конструкции, ее технических характеристик и площади информационных полей.

Департамент, рассматривая такое обращение, не должен создавать препятствия для осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности. Отказ о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций должен быть обоснованным.

3. Демонтаж конструкций. Выборочный подход при демонтаже незаконных конструкций.

Относительно демонтажа рекламных конструкций, а также выборочного подхода при демонтаже незаконных рекламных конструкций, Омское УФАС России отмечает следующее.

 Из части 9 статьи 19 Закона о рекламе следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствие с частью 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

 Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания (часть 21.1 статьи 19 Закона о рекламе). 

В случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета (часть 21.2 статьи 19 Закона о рекламе). 

Учитывая изложенное, Законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае, если данное лицо не исполняет указанное предписание, а также в случае, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.1 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а выборочный подход при демонтаже незаконных рекламных конструкций, может привести к созданию дискриминационных (неравных) условий одному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке.

 

4. Утилизация имущества (демонтированные рекламные конструкции) органами местного самоуправления.

Относительно утилизации имущества (демонтированные рекламные конструкции) органами местного самоуправления Омское УФАС России сообщает следующее.

Частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции, либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Таким образом, в случае нарушения прав хозяйствующего субъекта действиями органа местного самоуправления при уничтожении его рекламной конструкции, он вправе самостоятельно избрать способ защиты прав, указанный в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае возникает гражданско-правовой спор и его рассмотрение не входит в полномочия антимонопольного органа.
 

5. Выдача разрешений по итогам торгов. Может ли Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска выдавать разные разрешения в рамках проведенных торгов?

Относительно выдачи разрешений по итогам торгов, Омское УФАС России сообщает следующее.

Пунктом 43 Порядка проведения аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена, размещения рекламы на транспортном средстве, находящемся в муниципальной собственности города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска 01.10.2014  № 1309-п (далее – Порядок проведения аукциона), установлено, что победитель аукциона вправе приступить к установке рекламной конструкции, нанесению рекламного изображения на транспортное средство только после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договора на размещение рекламы на транспортном средстве, оформления в установленном порядке разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, получения согласованного в установленном порядке эскиза рекламного изображения, размещаемого на транспортном средстве.

Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является муниципальной услугой и осуществляется в соответствии с Законом о рекламе (части 9,12 статьи 19 Закона о рекламе) и административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулирование таких разрешений», утвержденным постановлением Администрации города Омска от 28.03.2012 № 462-п (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 37 Административного регламента основанием для начала предоставления муниципальной услуги является подача заявителем документов, указанных в пунктах 13, 14 настоящего административного регламента, в Департамент.

Исходя из общего толкования приведенных норм действующего законодательства Департамент, как уполномоченный орган на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, устанавливает место размещения рекламной конструкции согласно схеме размещения рекламных конструкций и заявления заинтересованного лица в выдаче разрешения, содержащего сведения о территориальном размещении рекламной конструкции.

Относительно вопроса, может ли Департамент выдавать разные разрешения в рамках проведенных торгов, Омское УФАС России отмечает, что Заявителю необходимо конкретизировать понятие «разные разрешения».

6. Какими документами руководствоваться при определении точного места в схеме?

Относительно документов, которыми необходимо руководствоваться при определении точного места схемы, Омское УФАС России отмечает, что рассмотрение данного вопроса в силу статьи 23 Закона о защите конкуренции, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 (зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2015 № 38653), не относятся к компетенции антимонопольного органа.

7. Законно ли то, что Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска не включил в схему размещения рекламных конструкций места под конструкции, по которым действуют договоры?

Относительно законности действий Департамента по не включению в схему размещения рекламных конструкций места под конструкции, по которым действуют договоры, Омское УФАС России отмечает, что данный вопрос требует более детального изучения, для чего в антимонопольный орган должно быть подано заявление в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции.      

8.  Реклама долевого строительства. Необходимо ли размещать подтверждающие документы?

Требования к рекламе, связанной с привлечением средств участников долевого строительства, установлены статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» такая реклама должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.

В силу части 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама объектов недвижимости до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, статья 28 Федерального закона «О рекламе» не содержит требования к указанию в рекламе реквизитов разрешительных документов на строительство многоквартирного дома.

Вместе с тем, такие документы должны быть у рекламодателя и на основании статьи 13 Федерального закона «О рекламе» могут быть затребованы рекламораспростанителем. 

9.  Каковы требования Федерального закона "О рекламе" об использовании материнского капитала? Правомерна ли реклама займов под материнский капитал?

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемый в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию мер государственной поддержки. Он может быть использован гражданами исключительно на цели, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), перечень которых ограничен (улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирования пенсии).

Порядок рекламирования  финансовых услуг, в том числе кредитов и займов, регламентируется статьей 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Помимо специальных требований статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама займов должна быть достоверной и добросовестной.

Все операции со средствами материнского (семейного) капитала осуществляются исключительно Пенсионным фондом Российской Федерации по заявлению лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал, в безналичном порядке и на цели, определенные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Например, средства материнского (семейного) капитала, в соответствии с заявлением о распоряжении, могут направляться Пенсионным фондом Российской Федерации на приобретение (строительство) жилья, путем безналичного перечисления указанных средств организации, упомянутых в законе (кредитная организация, кредитный потребительский кооператив либо иная организация, предоставившая заем по договору займа, обеспеченного ипотекой).

Таким образом, реклама «Займы на строительство или приобретение жилья с возможность возврата средствами материнского капитала» является допустимой.

Учитывая, что иные действия с материнским капиталом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены, реклама «заем под материнский капитал» либо «заем под материнский капитал на любые нужды» будет являться ненадлежащей.

 

10. Как расценивать полное совпадение наименований юридических лиц, таких как ООО "Омские окна"?

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

При этом под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Наименование организации - это средство ее индивидуализации среди других юридических лиц. Под ним она приобретает права и обязанности, ведет производственную и иную деятельность, выступает истцом и ответчиком в суде.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке (пункт 1 статьи 1474  ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Сведения о полных и сокращенных наименованиях юридических лиц можно получить на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru  (раздел «Юридические лица»).

Согласно пункту 4 статьи 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 статьи 1474 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (Закона о защите конкуренции).

Для квалификации антимонопольным органом действий хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности как недобросовестной конкуренции, помимо установления в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы такие недобросовестные действия были направлены в отношении его конкурента (конкурентов).

При этом обращаю внимание на то, что дела о нарушении антимонопольного законодательства, связанные с недобросовестной конкуренцией возбуждаются только по заявлению хозяйствующего субъекта, чьи права и законные интересы нарушены действиями другого хозяйствующего субъекта – конкурента, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

11. Разрешена ли реклама займов микрофинансовых организаций?

Реклама займов, в том числе выдаваемых микрофинансовыми организациями, допустима при условии соблюдения требований статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

При этом обращаю Ваше внимание на тот факт, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»  не допускается (часть 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

12. Реклама мужских салонов. Использование женских образов в реклама. Каковы критерии оценки непристойности и оскорбительности таких образов?

Диспозиция части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускает использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как правило, определенной мерой оценки восприятия потребителями рекламы является количество обращений и заявлений, поступающих в антимонопольный орган с реакцией на распространяемые рекламные изображения, интернет-обсуждение рекламных изображений и т.д.

Отсутствие подобных обращений граждан (реакции на рекламу) свидетельствует о том, что рекламное изображение не воспринимается жителями г. Омска как оскорбление или непристойность.

Реклама «мужских салонов» неоднозначна и индивидуальна в каждом случае. Выявленная в 2016 и 2017 годах реклама подобных салонов не содержит оскорбительных и непристойных образов и выражений.

При этом необходимо учитывать, что использование в рекламе фраз «мужской салон», «мужской клуб» и т.п. выражений, при отсутствии в рекламе оскорбительных или непристойных образов, Федеральным законом «О рекламе» не установлен.

При Омском УФАС России создан Экспертный Совет по рекламе, который состоит из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в лице Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска, представителей рекламопроизводителей и рекламораспространителей, экспертов в отдельных областях знаний.

На заседаниях данного совета обсуждаются рекламные изображения, вызывающие неоднозначное восприятие, в том числе реклама подобных салонов, дается оценка ее воздействия на потребителя рекламы и соответствия требованиям Федерального закона «О рекламе».

В случаях, когда  Экспертный совет по рекламе признает рекламное изображение непристойным либо оскорбительным, Омским УФАС России в отношении рекламораспространителя либо рекламодателя возбуждается дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Одновременно в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при привлечении какого-либо лица к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать в действиях установленного лица состав вменяемого правонарушения.

Учитывая, что антимонопольные органы не наделены полномочиями на проведение оперативно - розыскных мероприятий, Омское УФАС России не имеет возможности собрать доказательства, свидетельствующие о том, что под вывеской подобных заведений оказываются услуги интимного характера.

При выявлении рекламы подобных салонов Омским УФАС России в каждом случае направляется обращение в правоохранительные органы с просьбой провести соответствующую проверку деятельности «мужского салона», а в случае установления факта оказания интимных услуг, направить соответствующие материалы в Омское УФАС России для возбуждения в отношении такого лица дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При этом сообщаю, что в адрес Омское УФАС России из правоохранительных органов г.Омска сообщений об оказании интимных услуг в «мужских салонах» не поступало.

13. Отнесение информации к рекламной или знаково-информационной. Как решить вопрос отнесения информации к обязательной и какие критерии могут ограничить размер вывесок (где прописать допустимый размер, место размещения)?

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», действие настоящего закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной.

При этом действующим федеральным законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо единые стандарты и требования к размерам, формам и месту размещения вывесок и информационных конструкций.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Позиция ФАС России по данному вопросу изложена в письмах от 24.01.2011 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама» и от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных», согласно которой указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

В своей деятельности Омское УФАС России руководствуется вышеуказанными письмами и придерживается позиции ФАС России.