• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

О возможности заключения договоров с единственным исполнителем на оказание услуг связи

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Омское УФАС России поступают обращения по вопросу возможности заключения договоров с единственным исполнителем на оказание услуг связи.

Ранее ПАО "Ростелеком" направило в адрес заказчиков информационное письмо следующего содержания:

«Определить на основании пункта 2 части  статьи 93 Федерального закона от 05.04. 2013 г. № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых в 2017 и 2018 годах государственных заказчикам и подведомственным учреждениям закупок услуг в соответствии с представленным обоснованием цены контракта: местной телефонной связи (за исключением услуг с использованием таксофонов и средств коллективного доступа); междугородной и международной телефонной связи; телефонной связи в выделенной сети связи; внутризоновой телефонной связи; телеграфной связи; связи для целей проводного радиовещания; связи по передаче данных; cвязи по предоставлению каналов связи; телематических услуг связи».

При осуществлении государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Омское УФАС России действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) и Положением о территориальном  органе  Федеральной  антимонопольной службы, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, и при этом не наделено правом давать разъяснения о правоприменении Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем  антимонопольный орган считает возможным высказать свою позицию по вышеуказанном вопросу.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе предусмотрена поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях).

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» и является исчерпывающим.

Следовательно, закупки услуг связи, не подпадающих под перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, должны осуществляться заказчиками конкурентными способами либо по правилам пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.

При этом ссылка ПАО «Ростелеком» на Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.08.2017 № 285-рп является несостоятельной в связи со следующим.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 763) указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно пункту 2 Указа № 763 акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

По общему правилу, установленному пунктом 5 Указа № 763, акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Вместе с тем Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.08.2017 № 285-рп, на которое ссылается ПАО «Ростелеком», не было официально опубликовано.