• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы, поступившие до и во время публичного обсуждения 14 марта 2018 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Сразу следует отметить, что при осуществлении государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Омское УФАС России действует в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированным в Минюсте России 24 августа 2015 г. № 38653, и при этом не наделено правом давать разъяснения о правоприменении данного Федерального закона.

1. В соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального  закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

 Согласно пункту 14 Постановления Правительства  РФ от 12.12.2015 № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты контроля, подлежащие в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ размещению в единой информационной системе (далее – ЕИС), размещаются в ЕИС в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в ЕИС.

Вопрос: как Заказчику исчислять сроки публикации извещения до момента окончания срока подачи заявок, размещения протоколов, составленных в ходе закупки, заключения государственного контракта, если уведомление о соответствии контролируемой информации поступит на следующий рабочий день, следовательно, извещение или протокол появятся в общем доступе только после успешного прохождения контроля? При этом Федеральным законом № 44-ФЗ Заказчику строго определены сроки размещения вышеуказанных документов.

Ответ: Что касается исчисления сроков размещения извещения о закупке, то в данной ситуации можно рекомендовать заказчикам размещать извещения не только в сроки, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ, но и с учетом дополнительных 1-2 дней до окончания срока подачи заявок.  При размещении протоколов, составленных в ходе закупки, для подтверждения размещения информации ЕИС в установленные процессуальные сроки субъектам контроля следует фиксировать выполнение своих действий (например, делать скриншоты, распечатки из личного кабинета) именно в момент размещения таких протоколов. 

Следует отметить, что Омское УФАС России направило поступивший вопрос для ответа по существу в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - Министерство финансов Российской Федерации. 

 

2. Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрена подача участником закупки запроса на разъяснения извещения о запросе котировок.

Вопрос: Следует ли Заказчику направлять разъяснения по извещению о запросе котировок, в случае поступления такового по электронной почте или нарочно?

Ответ: Безусловно, в рамках проведения закупки в форме запроса котировок не предусмотрено как направление запроса на разъяснения положений извещения о запросе котировок, так и не установлена обязанность заказчика по даче и размещению таких разъяснений.

Однако в данном случае не следует забывать о требованиях Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», в силу которых  заказчик обязан дать ответ в 30-дневный срок с момента поступления такого обращения. Если поставленный вопрос в рамках 59-ФЗ не относится к Вашей компетенции, то в течение 7 дней с момента поступления запроса Вы обязаны направить его по подведомственности в орган, который уполномочен рассмотреть такое обращение.

 

 3. Согласно части 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Вопрос: Какие действия необходимо предпринять Заказчику с размещенным извещением о закупке у единственного поставщика, в случае не заключения государственного контракта? 

 

Ответ:  Заказчику можно обратиться в контрольный орган в сфере закупок с просьбой о проведении внеплановой проверки и отмене такого извещения.

 

4. По каким критериям ФАС оценивает злонамеренность поставщика при принятии решения о внесении в Реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ: Антимонопольный орган в своей работе оперирует понятием «недобросовестное поведение» участника закупки. Сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включаются антимонопольным органом в реестр недобросовестных поставщиков, исходя из того, было ли его поведение недобросовестным и предпринимало ли данное лицо действия по заключению контракта в установленный срок или же была ли у него возможность исполнить контракт и не нарушить при этом существенные условия контракта. В любом случае решение принимается с учетом всех особенностей и обстоятельств каждого конкретного дела.

 

5. В ходе мониторинга закупок по 44-ФЗ продуктов питания, нами была обнаружена закупка продуктовых наборов, в технической части которой, помимо продуктов питания Заказчик включил и Биологически активные добавки (например: закупают: пряники, мед, конфеты и БАДы). Правомерно ли включение БАД в продуктовые наборы?  

Ответ: Стоит обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 № 29-ФЗ  БАДы относятся к пищевым продуктам. Исходя из этого, такая закупка, может, и не будет нарушать действующее законодательство. Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что при поставках продуктов питания существует определенная специализация, например,  выделяют отдельно поставки молочных продуктов, мяса и субпродуктов, колбасных изделий, бакалеи и др.

По определенным категориям продуктов питания они могут включаться в одну закупку только в случае, если для всех эти продукты включены в определенные перечни, в соответствии с которыми установлены преференции для участников закупки (например, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы).

Все зависит от объекта закупки и потребностей заказчика, поэтому в некоторых случаях включение в одну закупку наряду с продуктами питания БАДов может привести к ограничению количества участников. 

 

6.   Мы неоднократно обращаемся в УФАС соседнего региона, факт нарушения ст. 33 44-ФЗ на лицо (пример описание товара: Фигурный сложный пряник темно-коричневого цвета в форме кедровой шишки закреплен на основании из пряника светло-коричневого цвета прямоугольной формы с прослойкой из пюре жимолости между ними. Пряник упакован в глянцевую картонную коробку темно-коричневого цвета с окном из прозрачного пластика и двумя трехклапанными боковыми сторонами. Состав: Мука пшеничная высшего сорта, мед натуральный, сахар, пюре жимолости, масло сливочное, яйцо куриное, какао-порошок, пряности, сода пищевая, пектин). Указанный товар именно с той начинкой, которая описана, может изготовить только один производитель пряников в РФ, и, конечно же,  этот производитель находится с заказчиком в одном городе. УФАС уже  неоднократно отказывал нам в удовлетворении жалобы на такую  аукционную документацию, при обжаловании подобных действий УФАС в суде или ФАС России Заказчик спокойно проводит аукцион и нужный ему поставщик забирает лот по нач.макс. цене. В том регионе это обычная практика. Одни и те же поставщики на протяжении многих лет забирают эти лоты, жалобы УФАС отклоняются. Как поступить в данном случае, и куда лучше обратиться для предотвращения в будущем таких действий Заказчика, УФАС и Поставщика? 

Ответ: В данном случае трудно комментировать ситуацию, не имея всех исходных данных. По общему правилу, установление в документации о закупки излишних требований к объекту закупки, недопустимо. Исходя из правоприменительной практики, в таком случае антимонопольный орган вправе выдать предписание о внесении изменений в соответствующую документацию.

Частями 1 и 2 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено право любого участника закупки обратиться как в административный орган, так и сразу в суд, причем в последнем случае предварительного обращения в антимонопольный орган не требуется.

В случае подачи искового заявления в суд заявителю необходимо доказать, что излишние требования со стороны заказчика, нарушают требования действующего законодательства и его законные интересы.

В соответствии с пунктом 3.12 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262, ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом. В связи с указанным участник закупки вправе подать жалобу в ФАС России с мотивированной просьбой о ее принятии к рассмотрению именно центральным аппаратом ФАС России.

7.  В соответствии с  частью 4 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного просим пояснить:

а) вправе ли заказчик осуществлять закупку на выполнение работ по контракту, предметом которого является строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, а результатом выполненной по такому контракту работы будет являться объект незавершенного капитального строительства?

Например, объект капитального строительства, сметная стоимость которого (включая ввод объекта в эксплуатацию) составляет 1 млрд. руб. (далее – Объект), общая строительная готовность объекта на 1 января 2018 года составляет 40 %. Так, для продолжения строительства Объекта Государственному заказчику в 2018 году выделены лимиты бюджетных обязательств – 150 млн. руб. Таким образом, общая строительная  готовность объекта на 31 декабря 2018 года составит всего 55 %. В таком случае в отношении Объекта не будет получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

б) применяется ли в указанном выше случае часть 4 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ?

Ответ: а) такую закупку заказчик вправе осуществлять;

б) в данном случае часть 4 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ не должна применяться, поскольку она предусматривает наличие по результатам закупки соответствующих документов, например, заключений,  акта ввода объекта в эксплуатацию и т.д.

 

8. Можно ли осуществить закупку на оказание услуг по охране объектов путем включения в неё:

а) объектов охраны расположенных по разным адресам, но в черте города Омска;

б) объектов охраны, расположенных по разным адресам, в том числе в разных муниципальных районах Омской области?

Ответ: Опять же ответ на вопрос зависит от разных факторов, но если говорить в общем случае, то заказчик может осуществить закупку на оказание услуг по охране объектов путем  включения в нее объектов охраны, расположенных по разным адресам, но в черте города Омска.

В случае если объекты охраны расположены в разных муниципальных районах Омской области, то с учетом того, что услуга технологически и функционально не взаимосвязана, закупку следует размещать для каждого территориально обособленного объекта.

 

9. Можно ли осуществить закупку на оказание услуг по охране объектов путем наблюдения за средствами охранной сигнализации, установленных с выводом на пульт централизованного наблюдения, и путем централизованного наблюдения за состоянием тревожной сигнализации, включая выезд исполнителя на объект охраны в случае срабатывания сигнала тревоги? При этом объекты охраны расположены по разным адресам, в том числе в муниципальных районах Омской области.

Ответ: Позиция антимонопольного органа отражена в ответе на предыдущий аналогичный вопрос.

 

10. УФСИН России проводит закупку на оказание медицинской помощи сотрудникам. Постановление Правительства Российской Федерации № 911 предусматривает компенсацию расходов, понесенных медицинскими учреждениями.  Конкурентным способом такую закупку мы осуществить не можем, также у нас нет возможности заранее определить объемы оказанной медицинской помощи. В связи с этим вопрос, является ли это закупкой?

Ответ: Безусловно, закупки медицинских услуг подпадают под сферу действия Федерального закона № 44-ФЗ. Вы вправе заключать контракты по пункту 6 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, но только при оказании медицинских услуг лицам, указанным в данном Постановлении Правительства Российской Федерации. 

 

11. В ходе мониторинга запросов предложении, нами была выявлена закупка продуктов питания по 223-ФЗ, в критериях оценки заявок участников значился один из таких критериев, как «заключение с Заказчиком договора маркетинга, где услуги маркетинговые оказывает Заказчик Поставщику. При этом товары которые должны поставляться Заказчику рекламированию не подлежат, т.к. предназначены для питания сотрудников заказчика». Нам соответственно маркетинговые услуги Заказчика не нужны. Правомерно ли указание заказчиком такого оценочного критерия?

Ответ: Как правило, оценка заявок осуществляется на основании финансово-коммерческого предложения участников Закупки, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания.

Заключение с Заказчиком договора маркетинга на продукцию, предназначенную для питания сотрудников Заказчика, по мнению Омского УФАС России, не влияет на возможность надлежащего/ненадлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки. Более того, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке.