Информация для председателей СНТ, ОНТ и граждан – владельцев энергопринимающих устройств о правомерности отключения электрической энергии в домах, расположенных в границах территории СНТ (ОНТ)

Практика рассмотрения Омским УФАС России заявлений граждан – владельцев энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории СНТ (ОНТ), свидетельствует о необходимости  информирования потребителей электрической энергии, председателей СНТ (ОНТ) о нормах действующего законодательства, регламентирующих основания и процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии, о полномочиях антимонопольного органа по принятию мер административного воздействия к правонарушителям в случаях, когда по распоряжению председателя СНТ (ОНТ) прекращается подача электрической энергии в дома, расположенные на территории СНТ (ОНТ).

СНТ (ОНТ) являются владельцами объектов электросетевого хозяйства,  присоединенных к электрическим сетям сетевой организации и через их сети граждане (как члены таких товариществ, так и иные граждане, проживающие в домах, расположенных на территории СНТ, ОНТ) получают электрическую энергию для бытовых нужд.

Запрет собственникам и иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, на препятствование перетоку через их объекты электрической энергии для нужд такого потребителя установлен пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила 861).

Анализ практики рассмотрения антимонопольным органом заявлений граждан об отключении электрической энергии по личному распоряжению председателя СНТ (ОНТ) и/или на основании решения собрания членов СНТ (ОНТ)  позволяет сделать вывод о том, что председатели СНТ (ОНТ) ошибочно полагают, что решение об отключении электрической энергии в садовом доме по причине образовавшейся задолженности по оплате нужд СНТ (ОНТ) по содержанию имущества общего пользования является правомерным.

Из абзаца 6 подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила 442) следует, что  ограничение режима потребления электрической энергии может быть введено по инициативе СНТ (ОНТ) только при наступлении ряда обстоятельств, а именно:  при возникновении задолженности по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства СНТ (ОНТ).

Кроме  этого, важно знать, что Правилами 442 предусмотрен определенный порядок введения ограничения потребления электроэнергии:

  • потребителю должно быть направлено уведомление о предстоящем ограничении режима потребления  любым позволяющим подтвердить  его доставку способом (пункт 8 Правил 442);
  • полное ограничение режима потребления вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления потребителя о предстоящем ограничении (пункт 6 Правил 442);
  • исполнитель при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий информацию, в том числе об основании, дате и времени введения ограничения режима потребления и другие сведения в соответствии с пунктом 11 Правил 442.

Введение СНТ (ОНТ) ограничения режима потребления электроэнергии с нарушением пунктов 6, 8, 11 Правил 442, а также по иным причинам (при наступлении иных обстоятельств), помимо предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 Правил 442, например, при невнесении целевого взноса (либо его части) на возведение трансформаторной подстанции, нарушает нормы действующего законодательства и приводит к препятствованию перетоку электроэнергии  на энергопринимающие устройства  домов граждан  в нарушение пункта 6 Правил 861,  что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое для должностных и юридических лиц  предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ):

  • за совершение правонарушения впервые: должностному лицу (председателю СНТ (ОНТ) может быть назначен штраф в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей, юридическому лицу – от 100 до 500 тысяч рублей;
  • за повторное правонарушение: должностному лицу – штраф от 40 до 50 тысяч рублей, либо они могут быть дисквалифицированы от должности до трёх лет;  юридическому лицу –  штраф от 600 тысяч до одного миллиона рублей.

При обращении граждан – потребителей электрической энергии с заявлением в антимонопольный орган на действия СНТ (ОНТ), его председателя, Омское УФАС России уполномочно рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по  статье 9.21 КоАП РФ и, при наличии оснований, выдать обязательное к исполнению в установленный срок представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Подготовлено отделом защиты конкуренции
Омского УФАС России