ФАС России получила оценку «хорошо» от международных экспертов в сфере конкурентного права

Независимое международное издание «Global Competition Review» («Всемирный обзор по конкуренции») повысило место Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в своем рейтинге эффективности конкурентных ведомств, присвоив ей 3 звезды. Таким образом, деятельность ФАС России оценена как «хорошо», что ставит службу России в один ряд со странами Австрия, Бразилия, Норвегия, Швейцария и т.д.

Рейтинг эффективности конкурентных ведомств издания «Всемирный обзор по конкуренции» является одним из наиболее авторитетных среди специалистов в этой сфере. Он формируется на основании независимой экспертной оценки представителей зарубежной юридической и деловой общественности, в соответствии с разработанными изданием критериями.

Деятельность оценивается по 5-балльной шкале с разбивкой ведомств по количеству баллов (звёзд) на группы: элита, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно. В настоящее время из более чем 100 конкурентных ведомств, существующих в мире, только 38 лучших были включены в рейтинг. Изучение содержащихся в нем выводов позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности ведомства и наметить пути по совершенствованию конкурентного законодательства и правоприменительной практики.

В 2006 году российское конкурентное ведомство разделило лишь 36-38 места из 38 возможных, в 2007 году ФАС России удалось подняться на 32-36 место, в 2008 году ФАС России - 30-35 места, а в 2009 – 19-29 места. При этом уровень оценки повысился с 1,25 в 2005 году до 3 звезд.

Повышению места ФАС России в рейтинге в 2009 году, по мнению «Всемирного обзора по конкуренции», способствовали значительные усилия ведомства по повышению качества своей работы. «За последние три года служба разработала новое конкурентное законодательство, а в прошлом году способствовала принятию «второго антимонопольного пакета», - говорится в отчете. Пакет включал поправки закон о защите конкуренции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный Кодекс Российской Федерации.

Согласно поправкам, были повышены пороговые значения для согласования сделок, что должно помочь сократить ненужную работу и расширить сферу действия закона. Это, в частности, позволяет ФАС России расследовать картели за пределами России. Программа смягчения ответственности была официально введена в КоАП. Одновременно была установлена уголовная ответственность за участие в картеле.

Частные практикующие юристы были едины во мнении, что статус ФАС России все больше укрепляется, особенно в области расследований картелей, где ведомство усилило свою работу путем внесения поправок в закон и создания специализированного подразделения в 2008 году.

Как сообщает издание, количество заявлений по программе смягчения ответственности увеличилось почти в пять раз - с менее 100 заявлений в 2008 до 497 в 2009 году, - что является большим ростом, юристы называют его прямым результатом уточнения закона. Один из экспертов также заявил, что создание подразделения по борьбе с картелями имело большое психологическое воздействие на отношение бизнеса к этому вопросу: «компании становятся более осведомленными в сфере конкурентной политики и соблюдения законодательства».

Также издание отмечает, что «показатели ФАС России отражают не только работу центрального аппарата, где расследуется большинство дел, но также работу территориальных управлений по всей стране, которые рассматривают локальные рынки и проводят много меньших по масштабу расследований».

Хотя число решений по картелям в прошлом году снизилось с 409 до 139, ФАС России заявляет, что показатели 2008 года включают как особо тяжкие нарушения, так и другие, в то время как показатели 2009 года включают лишь решения по особо тяжким с точки зрения последствий картельным соглашениям.

Соответственно, общие штрафы за участие в картелях составили 26 млн. евро, что приблизительно на 10 млн. евро меньше, чем в предыдущем году. Обозреватели заявляют, что в прошлом году ФАС России преуспела в своем подходе к рассмотрению дел, уделяя внимание качеству, а не количеству. «Впервые крупнейшие топливные и телекоммуникационные компании ответили за злоупотребление доминирующим положением», - сказал собеседник.

По мнению издания, юристы заявляют, что благодаря поправкам сотрудники ФАС России улучшили свое отношение к работе. Велика заслуга профессионального и эффективного подхода сотрудников в выявлении и пресечении картелей. «Сотрудники, рассматривающие дела, очень ответственны и гибки, и, в общем, намного увеличили свой уровень профессионализма за последние два года», - заявил один частный практик.

При этом компетентность остается важным вопросом. В связи с быстрыми изменениями законодательства и правоприменительной политики некоторые эксперты утверждают, что ФАС России, особенно его территориальные управления, не имеют времени адаптировать и обучать необходимое количество своих сотрудников для решения сложных вопросов конкурентного законодательства.

«ФАС России продолжает уделять большое внимание злоупотреблению доминирующим положением, фокусируясь на крупных субъектах естественных монополий в таких отраслях промышленности, как нефтехимическая промышленность, природные ресурсы, телекоммуникации и энергетический сектор, - продолжает издание. - ФАС России инициировала огромное количество расследований злоупотребления доминирующим положением – 10396. Практикующие юристы утверждают, что рассмотрение дел службой в этой области остается на высоком уровне, но она все еще не может проводить анализ рынка на должном уровне при определении доминирования».

«Всемирный обзор по конкуренции» также высоко оценивает международную деятельность ФАС России, которая способствует выведению российского конкурентного законодательства на один уровень с лидирующими юрисдикциями: «в сентябре 2009 года служба провела международную конференцию по конкуренции под эгидой БРИК в г. Казани». Журнал отмечает деятельность ФАС России в рамках Межгосударственного Совета по антимонопольной политике стран-членов СНГ (МСАП), который содействует развитию правоприменительной практики.

Отмечается деятельность ФАС России по разработке «третьего антимонопольного пакета» при содействии экспертов конкурентного сообщества, который должен обеспечить еще более четкие поправки к существующим нормам.

По мнению издания, общая результативность ФАС России увеличивается в соответствии с модернизацией закона. В то время как юристы говорят о существовании большого «поля для деятельности», очевидно, что Федеральная антимонопольная служба идет правильным путем и может достичь еще больших результатов в ближайшие годы».

По материалам
пресс-службы
ФАС России