Стенограмма интернет-конференции на тему: «Актуальные вопросы деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области»

21 ноября 2011 года в пресс-центре газеты «Комсомольская правда в Омске» состоялась интернет-конференция на тему: «Актуальные вопросы деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области».

Ведущая интернет - конференции – Марина Девятерикова (Омское УФАС России)

Ведущая: Добрый день, коллеги! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию, в которой принимают участие руководитель Омского УФАС России Сергей Суменков, заместители руководителя управления Владимир Шаров и Вадим Кабаненко.

Тема интернет-конференции: «Актуальные вопросы деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области».

11 ноября 2011 года Управлению Федеральной антимонопольной службе по Омской области исполнилось 20 лет со дня образования. За эти годы несколько раз менялись наименования антимонопольного органа, значительно расширился круг полномочий. Однако задачи антимонопольной службы на протяжении 20 лет остаются прежними: защита конкуренции, пресечение проявлений монополизма на товарных, в том числе, на финансовых рынках, повышение прозрачности российской экономики в рамках единого экономического пространства.

На сегодняшний день Омское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, рекламного законодательства.

Сергей Васильевич, Вам приветственное слово.

Суменков С.В.: Добрый день! Спасибо всем участникам, кто прислал предварительно свои вопросы для интернет - конференции. Наши встречи в пресс-центре «КП в Омске» уже стали традиционными. В связи с тем, что у нас такая юбилейная дата, сегодня мы решили в неформальной обстановке встретиться с вами, ответить на те вопросы, которые вас будут интересовать, о том, как мы прожили эти 20 лет. Никаких отчётных цифр мы не готовили. В режиме беседы мы готовы ответить на интересующие вас вопросы, которые находятся в пределах нашей компетенции. Спасибо всем, кто пришел.

Ведущая: Как расширились полномочия антимонопольной службы за 20 лет работы?

С.В. Суменков : Скажу буквально в трех словах о том, как всё начиналось. Мы были созданы как орган, контролирующий закон о конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках. Следующий наш закон о защите прав потребителей, с которым мы успешно работали до 2004 года. И закон о рекламе, контроль за соблюдением которого до сих пор находится в нашей компетенции.

Закон о защите прав потребителей в 2004 году передали в службу Роспотребнадзора. Нас наделили новыми полномочиями. По закону об электроэнергетике нам поручили контроль, в том числе, за условиями недискриминационного доступа к электрическим сетям. С 2006 года под наш контроль попал закон о размещении государственного и муниципального заказа, который сегодня составляет очень большую долю нашей работы. Впоследствии вышел закон «Об основах регулирования торговой деятельности». Отдельными нормативными актами антимонопольную службу наделяют дополнительными полномочиями по контролю в сфере распределения недр, контролю за оптовыми и розничными рынками электроэнергии и т.д. Готовы дальше отвечать на ваши вопросы и отвечать вашим ожиданиям.

Ведущая: Антимонопольная служба уже не раз через суд добивалась многомиллионных штрафов для компании «Газпромнефть» или ее дочек за неоправданное повышение цен на бензин. А потом каждый раз мы узнаем, что монополист снова якобы незаконно увеличивает стоимость топлива? Повышение - штраф, повышение - штраф. Такое ощущение, что УФАС это Дон-Кихот, а продавец - ветряная мельница. Причем в прессе прошла информация о том, что владельцы других АЗС в Омской области (они и так занимают мизерную долю на рынке) жалуются, что не могут спокойно купить бензин по адекватной цене у «Газпромнефти», которая контролирует еще и оптовый рынок. То есть, выходит, что ни о какой конкуренции речи нет и в рознице.

С.В. Суменков : Тема цен на нефтепродукты (бензины автомобильные и дизельное топливо) является постоянной не только в Омской области, но и по всей России. Действительно, в 2009 г. Омским УФАС России приняты два решения в отношении «Газпромнефть-Омск» по поводу высоких розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо в Омской области, которыми Общество было признано нарушившим антимонопольное законодательство (ч. 1 ст. 10 – злоупотребление доминирующим положением). Несмотря на наличие в нашем регионе крупнейшего ОНПЗ розничные цены на бензины были выше, чем розничные цены в других регионах. Решение было оспорено в судебном порядке. В 2010 году мы выиграли все суды, взыскали два штрафа в суммарном размере более 125 млн. рублей.

Трудно согласится с тем, что после этого ничего не изменилось. На сегодняшний день розничные цены в Омской области ниже, чем во всех остальных регионах присутствия ПНПО ОАО «Газпром-нефть» с поставкой с Омского НПЗ, за исключением Кемеровской области.

В то же время в процессе рассмотрения этих дел нами установлено, что одной из причин высоких розничных цен на нефтепродукты в нашем регионе является то, что оптовые цены продажи от «Газпромнефти» своему сбытому звену – ОАО «Газпромнефть-Омск» выше, чем для других регионов. Наша победа над «Газпромнефть-Омск» по розничным ценам не является окончательной. При дальнейшем повышении оптовых цен «Газпромнефть-Омск», возможно, будет уже не силах сдерживать рост розничных цен в нашем регионе.

В связи с этим нами в конце 2010 году было возбуждено дело в отношении
ОАО «Газпромнефть» по факту необоснованно высоких цен поставок нефтепродуктов в Омскую область, в настоящее время по нему уже вынесено решение. Действия Общества признаны нарушающими антимонопольное законодательство. Готовится административное производство.

Наряду с гражданами, чьи интересы ущемлены, страдают также независимые АЗС. Получая нефтепродукты в Омскую область по более высоким оптовым ценам и удерживая низкие розничные цены в регионе в интересах рядового потребителя, «Газпромнефть-Омск» выставляет более высокие цены мелкооптовой продажи так называемым независимым сетям АЗС. По этому поводу Омское УФАС России 3 ноября возбудило дело в отношении ОАО «Газпромнефть-Омск» по факту создания дискриминационных условий для независимых АЗС. Дела находится в стадии рассмотрения.

Хочу сказать для объективности в отношении «Газпромнефти-Омск», что повышение цен на нефтепродукты, которое продолжается в течение этого года, не такое высокое, как кажется нам, рядовым потребителям. С начала этого года повышение розничных цен на бензины автомобильные в пределах 4,5%, на дизельное топливо – в пределах 8%. Это повышение не только не опережает, но даже отстает от уровня инфляции.

Кроме того, в этом году на рассмотрение в Государственную Думу РФ ФАС России внесла два законопроекта: «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ», которыми предусматривается разделение мелкооптовой и розничной торговли нефтепродуктами, а также
порядок ценообразования на рынке нефтепродуктов.

Ведущая: Что произойдет с 94-ФЗ? Кто все-таки будет контролировать размещение госзаказа: ФАС или Минэкономразвития РФ? Каковы шансы принятия проекта закона ФАС России, который будет регламентировать систему госзакупок? Что антимонопольная служба делает для того, чтобы эти шансы повысились?

В.А. Шаров : Этот вопрос сейчас многих интересует, но я считаю, что он не совсем нам, территориальному органу ФАС России, по адресу. Заниматься прогнозами - считаю некорректным. Кто занимается сферой госзаказов, следит за этой проблематикой, в курсе, что существуют два законопроекта: ФАС России и Минэкономразвития РФ, которые призваны усовершентствовать систему госзакупок. ФАС России выступает за внесение изменений в ФЗ-94. Законопроект Минэкономразвития носит название «О федеральной контрактной системе». С принятием законопроекта Минэкономразвития вероятность того, что контролирующим органом в сфере госзакупок останется антимонопольная служба, мала. По принятию закопроекта «О федеральной контрактной системе» должно быть еще принято порядка 40 подзаконных актов, потому что закон «рамочный», по нему проводить и планировать закупки нельзя.

Ведущая: Новый проект МЭР обвиняют (и не беспочвенно) в том, что он во много раз облегчает чиновникам возможность воровать бюджетные деньги через систему госзакупок. Проект ФАС с этой точки зрения, на мой взгляд, более успешный, но в то же время в нем содержится, например, такой пункт

16) в статье 20: расширение перечня случаев для возможного проведения закрытых торгов

а) второе предложение части 2 дополнить словами: «а также в случае, если осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением деятельности судей, судебных приставов, членов палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, по уборке помещений, услуг водителей»

Как вы можете прокомментировать наличие данного пункта? Вас не смущает, что перечисленные сферы деятельности в нем являются одними из самых коррупционноёмких?

В.А. Шаров : С последней фразой я бы не согласился. Водителей не хотят включать в штат того или иного федерального органа, поэтому вынуждены проводить торги по оказаниям услуг водителей. После проведения торгов с водителями заключаются гражданско-правовые договоры. По уборке помещений вопрос такого характера, что в отдельные помещения, например, в органах Прокуратуры, Следственного комитета, не желателен вход людей «непроверенных». В связи с этим у органов власти есть желание выставить определенные требования к участникам торгов на оказание услуг. Поэтому данный пункт вынесен «за скобки».

Ведущая: Чем руководствовался ФАС, когда включал в свой проект закона, который должен в будущем заменить №94-ФЗ, пункт о том, что ФАС будет брать от 2 до 50 тыс. рублей (в зависимости от цены контракта) за рассмотрение жалобы в случае, если она будет признана необоснованной? Неужели ваша служба работает так безупречно, что никогда не отменяла своих же решений о признании обоснованности/необоснованности жалоб? Или вы просто устали от наплыва обращений?

В.А. Шаров: Безупречных решений не бывает ни у кого. К сожалению, у нашей службы тоже. Несогласная с нашим решением сторона всегда может обжаловать его в судебном порядке. Судебная практика на сегодняшний день складывается различно, как у нас в регионе, так и в целом по России.

С одной стороны, законодатель ввел процедуру по рассмотрению жалоб в короткие сроки – 5 дней с момента получения жалобы контролирующим органом. Это плюс. Но с другой стороны, это привело к тому, что появились недобросовестные предприниматели, которые по тем или иным причинам тормозят проведение торгов путем подачи жалобы в УФАС на стадии размещения извещения о проведении торгов. В это время процедура торгов приостанавливается. Необоснованную жалобу не принять к рассмотрению мы не можем. Часть недобросовестных предпринимателей предлагают другим участникам торгов заплатить определенную сумму денег для того, чтобы они не блокировали торги через подачу жалоб. С этим бороться пытались по-разному. Но, с одной стороны, мы имеем ограниченное число специалистов, которые рассматривают жалобы, с другой – неограниченное количество этих самых жалоб. Как компромисс в ФАС России решили ввести плату за подачу необоснованных жалоб как рычаг воздействия на недобросовестных участников размещения заказов.

Ведущая: В нашем городе просто засилие непристойной рекламы с изображениями обнаженной натуры, хотя такая реклама запрещена законом. Что делает Омское УФАС для того, чтобы такой рекламы стало меньше? Кто несет ответственность за распространение такой рекламы? Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы рынок рекламы стал цивилизованным, а сама реклама - более качественной?

Еще один вопрос по этой же теме. Почему вы душите любую мало-мальски креативную рекламу? Причем запрещаете по результатам голосования на вашем сайте, куда кроме вас никто и не заходит. Не кажется ли вам, что такая выборка не совсем репрезентативна?

В.А. Шаров: Две полярные точки отношения общественности к одной и той же рекламе. Есть сложность в применении норм законодательства. По закону в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов. Одни говорят нам: «Куда вы смотрите?», другие считают такую рекламу креативной.

Много рекламы с использованием обнаженного женского тела. Кому-то в удовольствие смотреть на такую рекламу, а кто-то пишет гневные письма в наш адрес. В качестве одного из инструментов изучения мнения общественности мы выбрали опрос интернет-пользователей на официальном сайте управления. При этом не соглашусь с тем, кто задавал этот вопрос, что на наш сайт никто не заходит. По результатам проведенных опросов в этом году в голосовании приняло участие более 4500 интернет-пользователей, причем это уникальные посещения, поскольку два раза с одного ip- адреса не проголосуешь.

Если большинство считают ту или иную рекламу непристойной, мы можем использовать опросы как одно из доказательств наличия признаков нарушения рекламного законодательства. При обжаловании наших актов суды дадут свою правовую оценку данных опросам и самой рекламе. Мы пресекаем такую рекламу в Омске. Реакция у омичей быстрая. Даже если мы не увидели рекламу, омичи сообщают письменно или по телефону. В законе не прописано, до какой степени должно быть обнажено женское тело, чтобы его изображение использовалось в рекламе, не оскорбляя чувства женщин, верующих и т.д. Где эта граница? Вопрос оценочный. Все зависит от моральных взглядов каждого человека, что для одного нормально, для другого – неприемлимо. В этом сложность принятия мер по фактам распространения такой рекламы. Участвуйте в опросах, высказывайте свое мнение, а мы его учтём.

С.В. Суменков : Хотел бы добавить несколько слов на эту тему. Вопрос по поводу креативности омской рекламы. Перед нашей встречей я заглянул в словарь и посмотрел, что значит «креативный». Креативный – это творческий, необычный, остроумный. Продемонстрировать часть обнаженного женского тела – это что творчески, необычно или остроумно? Я ни под один из этих трех критериев не могу подвести. Да иногда это очень симпатично. И только лишь.

Вопрос от СМИ: По вашему мнению, отразить деятельность стриптиз-клуба можно как-то по-другому?

С.В. Суменков : Я могу в разных социальных статусах отвечать на Ваш вопрос: как гражданин, как мужчина или как руководитель антимонопольной службы. Я считаю возможным вообще не рекламировать стриптиз - клубы с использованием наружной рекламы. Кому это интересно, итак прекрасно знают их адреса.

Ведущая: УФАС по Омской области стало одним из первых в нашем регионе, где в соответствии с требованиями Федерального закона N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был создан Общественно-консультативный совет (ОКС). Совет эффективно работает на регулярной основе, привлекая бизнес-сообщество к обсуждению вопросов, связанных с созданием благоприятных условий для развития цивилизованного предпринимательства в Омской области. Каких предложений по повышению эффективности работы ОКС в 2012 году вы ждете от бизнеса?

Суменков С.В.: Действительно, при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Омской области уже не первый год работает Общественно-консультативный Совет. Он включает представителей различных общественных объединений в сфере бизнеса, а также научных, некоммерческих организаций. За положительную оценку работы Совета я могу только поблагодарить. Каких предложений по повышению эффективности работы ОКС в 2012 году вы ждете от бизнеса? Мы ждем, чтобы бизнес-сообщество чаще обращалось к нам по вопросам, которые ему мешают жить и работать, потому что
деятельность антимонопольных органов направлена на защиту предпринимательства. Наша функция – не нападать на бизнес, а защищать его. Поэтому обращайтесь к нам по поводу любых своих нарушенных прав, значительная часть обращений, наверняка, будет находиться в пределах нашей компетенции и мы сможем оказать какую-то помощь.

Ведущая: На ваш взгляд, какие причины сегодня мешают ряду федеральных структур, работающих на территории Омской области, исполнять ФЗ № 209 в части создания при своих ведомствах Общественно-консультативных советов? Чего они боятся?

Суменков С.В.: Не могу отвечать за другие федеральные органы исполнительной власти, почему они не создают подобных советов. Хочу сказать, что я посмотрел ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», где написано, что «к полномочиям органов государственно власти относится, в том числе создание координационных или совещательных органов в области малого и среднего предпринимательства. Также в законе указано, что такие совещательные органы создаются в случае обращения коммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства к руководителям органов исполнительной власти, которые обязаны рассмотреть обращения и создать эти совещательные и координационные органы. Тогда вопрос читается наоборот: почему бизнес-структуры не обращаются в рамках ФЗ-209 в федеральные органы исполнительной власти субъекта и органа местного самоуправления о создании таких координационных и совещательных органов? Почему не создано подобных нашему Общественно-консультативному Совету в других федеральных структурах? Значит-никто не обращался.

Ведущая: Спасибо, Сергей Васильевич! Наша интернет-конференция подошла к концу. Благодарю всех за участие! Выражаю огромную признательность за помощь в подготовке и организации мероприятия пресс-центру «КП в Омске».