Третий антимонопольный пакет» поправок вступит в силу в новом году
19 декабря 2011 года в пресс-центре газеты «Комсомольская правда в Омске» состоялась пресс-конференция с участием руководителя Омского УФАС России Сергея Суменкова и заместителя руководителя управления Вадима Кабаненко, посвященная принятию «третьего антимонопольного пакета» поправок, который вступает в силу в новом году.
Сергей Суменков в своем выступлении рассказал об основных изменениях, внесенных в Закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях, статью 178 Уголовного кодекса РФ и другие законодательные акты РФ.
Закон расширил понятие «хозяйствующий субъект». Теперь к хозяйствующим субъектам также относится физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход.
Пакет поправок разделяет понятия «соглашения» и «согласованные действия». Прежде при согласованности действий субъектов антимонопольная служба доказывала синхронность их поведения на товарном рынке. Теперь же действия хозяйствующих субъектов будут считаться согласованными в том случае, если один из участников сговора сделает публичное заявление о его совершении. При этом уголовная ответственность за согласованные действия отменяется.
В статью 11 Закона «О защите конкуренции» вводится понятие «картель» - горизонтальное соглашение конкурирующих между собой на данном товарном рынке хозяйствующих субъектов. Участники картелей будут привлекаться к уголовной ответственности.
Закон предусматривает право антимонопольного органа направлять должностным лицам хозяйствующих субъектов предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение о прекращении действий (бездействий).
Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в целях пресечения действий (бездействия), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту.
Антимонопольный орган получил право разъяснять решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, исправлять допущенные в тексте решения и (или) предписания описки, опечатки, арифметические ошибки. Также антимонопольный орган вправе пересматривать решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам.
Впервые в Закон «О защите конкуренции» введена процедура обжалования торгов на продажу государственного и муниципального имущества. Антимонопольный орган получил право рассматривать жалобы на торги по продаже госимущества в течение 7 рабочих дней и выносить предписания по фактам нарушения процедуры торгов.
Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях за нарушения антимонопольного законодательства. Введены фиксированные штрафы для юридических лиц в размере до 1 млн. рублей за злоупотребление доминирующим положением, несвязанным с ограничением конкуренции.
Данные изменения не распространяются на злоупотребление субъектом естественной монополии своим доминирующим положением. В этом случае будут применяться «оборотные» штрафы.
Подводя итог вышесказанному, Сергей Суменков подчеркнул, что в целом работа антимонопольной службы не изменится. Несмотря на либерализм законодательства, меньше работы не станет, просто изменится подход к ней. У потребителей же будет больше законных оснований обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.
Подготовлено пресс-службой
Омского УФАС России