РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/45-2014
17 сентября 2014 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/45-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом «Аргументы и факты» (далее – ЗАО «Аргументы и факты») в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42), извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014 на странице 40 рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (статья «Бальзам «Ерш здоровья». Когда исцеляет сама природа…»; «Аквапрополис – капля жизни»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В пояснениях ЗАО «Аргументы и факты», в частности, указано:
«… такое понятие, как лечебные свойства в законодательстве отсутствует, следовательно, дать объективную оценку содержанию спорных рекламных макетов и определить, указываются ли в них какие-либо лечебные свойства невозможно.
Несмотря на то, что в спорных текстах указываются названия заболеваний, тексты не содержат указание на то, что рекламируемый товар как самостоятельное средство излечивает от перечисленных недугов. Само по себе указание в тексте статьи название заболевания не говорит о том, что данная реклама автоматически становится рекламой лекарственного средства.
Кроме того, внизу полосы присутствует предупреждение «не является лекарственным средством». Данное предупреждение свидетельствует о том, что рекламируемый товар лекарственным средством не является, а следовательно, данная реклама не может быть расценена как реклама товаров, указывающая на лечебные свойства».
Омское УФАС России не может согласиться с указанной позицией ЗАО «Аргументы и факты» по следующим основаниям.
1. В самом толковании нормы пункта 6 части 5 статьи 5 дается пояснение понятия «лечебные свойства»: «…лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования…».
Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004, союз «то есть» употребляется для пояснения, уточнения и поправки в значении «вернее», «говоря более точно».
2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержатся в государственном реестре лекарственных средств.
Согласно данным, содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), бальзамы «Ёрш здоровья», «Аквапрополис» в указанном реестре не зарегистрированы.
Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство, то есть таковым не является, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
Вместе с тем в рассматриваемой рекламе указано, что «десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось, он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание считается неизлечимым. В накопленной практике есть все – и грипп, и паралич...». «Аквапрополис – природный антибиотик. Действие его сильнее новокаина, но он безопасней любого аспирина…».
Кроме того, в рекламной статье приведены конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзамов «Ерш здоровья», «Аквапрополис».
Сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.
Таким образом, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что рекламируемая продукция не является лекарственным средством, анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что рекламируемые бальзамы оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, тем самым формируя мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.
Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным делам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 по делу № А45-19011/2008; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2014 по делу № А66-1621/2013; постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2014 по делу № А64-3369/2013).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Аргументы и факты» является ЗАО «Аргументы и факты» (г. Москва), которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «Аргументы и факты» требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенную ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/45-2014
17 сентября 2014 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 17.09.2014 по делу № 06-10.1/45-2014 о признании ненадлежащей рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенной ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) в срок до 09 октября 2014 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», содержащей указание на лечебные свойства объектов рекламирования.
2. ЗАО «Аргументы и факты» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10 октября 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 13102
[uid] => 5
[title] => Дело № 06-10.1/45-2014 в отношении ЗАО "Аргументы и факты"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 13102
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1411002827
[changed] => 1411002925
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1411002925
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/45-2014
17 сентября 2014 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/45-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом «Аргументы и факты» (далее – ЗАО «Аргументы и факты») в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42), извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014 на странице 40 рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (статья «Бальзам «Ерш здоровья». Когда исцеляет сама природа…»; «Аквапрополис – капля жизни»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В пояснениях ЗАО «Аргументы и факты», в частности, указано:
«… такое понятие, как лечебные свойства в законодательстве отсутствует, следовательно, дать объективную оценку содержанию спорных рекламных макетов и определить, указываются ли в них какие-либо лечебные свойства невозможно.
Несмотря на то, что в спорных текстах указываются названия заболеваний, тексты не содержат указание на то, что рекламируемый товар как самостоятельное средство излечивает от перечисленных недугов. Само по себе указание в тексте статьи название заболевания не говорит о том, что данная реклама автоматически становится рекламой лекарственного средства.
Кроме того, внизу полосы присутствует предупреждение «не является лекарственным средством». Данное предупреждение свидетельствует о том, что рекламируемый товар лекарственным средством не является, а следовательно, данная реклама не может быть расценена как реклама товаров, указывающая на лечебные свойства».
Омское УФАС России не может согласиться с указанной позицией ЗАО «Аргументы и факты» по следующим основаниям.
1. В самом толковании нормы пункта 6 части 5 статьи 5 дается пояснение понятия «лечебные свойства»: «…лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования…».
Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004, союз «то есть» употребляется для пояснения, уточнения и поправки в значении «вернее», «говоря более точно».
2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержатся в государственном реестре лекарственных средств.
Согласно данным, содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), бальзамы «Ёрш здоровья», «Аквапрополис» в указанном реестре не зарегистрированы.
Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство, то есть таковым не является, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
Вместе с тем в рассматриваемой рекламе указано, что «десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось, он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание считается неизлечимым. В накопленной практике есть все – и грипп, и паралич...». «Аквапрополис – природный антибиотик. Действие его сильнее новокаина, но он безопасней любого аспирина…».
Кроме того, в рекламной статье приведены конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзамов «Ерш здоровья», «Аквапрополис».
Сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.
Таким образом, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что рекламируемая продукция не является лекарственным средством, анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что рекламируемые бальзамы оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, тем самым формируя мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.
Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным делам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 по делу № А45-19011/2008; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2014 по делу № А66-1621/2013; постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2014 по делу № А64-3369/2013).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Аргументы и факты» является ЗАО «Аргументы и факты» (г. Москва), которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «Аргументы и факты» требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенную ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/45-2014
17 сентября 2014 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 17.09.2014 по делу № 06-10.1/45-2014 о признании ненадлежащей рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенной ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) в срок до 09 октября 2014 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», содержащей указание на лечебные свойства объектов рекламирования.
2. ЗАО «Аргументы и факты» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10 октября 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/45-2014
17 сентября 2014 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/45-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом «Аргументы и факты» (далее – ЗАО «Аргументы и факты») в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42), извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014 на странице 40 рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (статья «Бальзам «Ерш здоровья». Когда исцеляет сама природа…»; «Аквапрополис – капля жизни»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В пояснениях ЗАО «Аргументы и факты», в частности, указано:
«… такое понятие, как лечебные свойства в законодательстве отсутствует, следовательно, дать объективную оценку содержанию спорных рекламных макетов и определить, указываются ли в них какие-либо лечебные свойства невозможно.
Несмотря на то, что в спорных текстах указываются названия заболеваний, тексты не содержат указание на то, что рекламируемый товар как самостоятельное средство излечивает от перечисленных недугов. Само по себе указание в тексте статьи название заболевания не говорит о том, что данная реклама автоматически становится рекламой лекарственного средства.
Кроме того, внизу полосы присутствует предупреждение «не является лекарственным средством». Данное предупреждение свидетельствует о том, что рекламируемый товар лекарственным средством не является, а следовательно, данная реклама не может быть расценена как реклама товаров, указывающая на лечебные свойства».
Омское УФАС России не может согласиться с указанной позицией ЗАО «Аргументы и факты» по следующим основаниям.
1. В самом толковании нормы пункта 6 части 5 статьи 5 дается пояснение понятия «лечебные свойства»: «…лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования…».
Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004, союз «то есть» употребляется для пояснения, уточнения и поправки в значении «вернее», «говоря более точно».
2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержатся в государственном реестре лекарственных средств.
Согласно данным, содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), бальзамы «Ёрш здоровья», «Аквапрополис» в указанном реестре не зарегистрированы.
Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство, то есть таковым не является, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.
Вместе с тем в рассматриваемой рекламе указано, что «десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось, он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание считается неизлечимым. В накопленной практике есть все – и грипп, и паралич...». «Аквапрополис – природный антибиотик. Действие его сильнее новокаина, но он безопасней любого аспирина…».
Кроме того, в рекламной статье приведены конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзамов «Ерш здоровья», «Аквапрополис».
Сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.
Таким образом, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что рекламируемая продукция не является лекарственным средством, анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что рекламируемые бальзамы оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, тем самым формируя мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.
Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным делам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 по делу № А45-19011/2008; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2014 по делу № А66-1621/2013; постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2014 по делу № А64-3369/2013).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Аргументы и факты» является ЗАО «Аргументы и факты» (г. Москва), которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «Аргументы и факты» требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенную ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/45-2014
17 сентября 2014 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 17.09.2014 по делу № 06-10.1/45-2014 о признании ненадлежащей рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенной ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск» № 30 от 23.07.2014, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) в срок до 09 октября 2014 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», содержащей указание на лечебные свойства объектов рекламирования.
2. ЗАО «Аргументы и факты» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 10 октября 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 06-10.1/45-2014
[format] =>
[safe_value] => № 06-10.1/45-2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 7
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-09-18 06:00:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-09-17 12:00:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1411002827
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Омское УФАС России
)