Что необходимо изменить в новых правилах догазификации

Галина Ситникова, начальник отдела защиты конкуренции Омского УФАС России

Рассмотрение заявлений граждан и компаний по вопросам техприсоединения к сетям газораспределения привело Омское УФАС России к выводу, что положения законодательства, влияющие на конкурентную среду в этой сфере, требуют доработки.

В апреле 2021 г. в послании Федеральному Собранию Президент РФ дал поручение бесплатно газифицировать домовладения граждан. Чтобы это поручение можно было реализовать, уже внесены изменения в законодательство в сфере газоснабжения (Федеральный закон от 11.06.2021 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О газоснабжении в Российской Федерации“»), приняты Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547, далее – Правила № 1547).

Правила, в частности, ввели понятие «догазификация» (п. 2): когда подключение и пуск газа в домовладение осуществляются для бытовых нужд бесплатно до границ земельного участка правообладателя (физического лица), если есть проложенные газораспределительные сети, по которым транспортируется газ.

В ходе антимонопольного контроля за деятельностью газораспределительных организаций (ГРО) – исполнителей мероприятий по догазификации Омское УФАС России выявило пробелы в законодательстве, которыми пользуются недобросовестные участники рынка.

Эти вопросы особенно актуальны для регионов, где догазификацией домовладений граждан занимаются несколько ГРО в одном населенном пункте, при этом в регионе нет сетей Единого оператора газификации РФ (ЕОГ), как, например, в Омской области.

Как определить исполнителя по догазификации

В Омской области догазификацией занимались пять ГРО, с середины 2022 г. их число сократилось до трех. Поскольку в Правилах № 1547 нет четкого описания, как определить исполнителя (ГРО), у ЕОГ возникают трудности при выборе надлежащего исполнителя, когда на территории муниципального образования расположены газораспределительные сети, эксплуатируемые двумя и более ГРО, каждая из которых не считает себя исполнителем и возвращает заявку о заключении договора о подключении ЕОГ или направляет ее другой организации.

Внести ясность могут нормы, устанавливающие, что исполнителем является ГРО, чьи сети находятся на ближайшем расстоянии от границ земельного участка, на котором расположено домовладение физлица, и как именно надлежит определять это расстояние.

Такое положение есть в п. 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, и иным лицам, к электрическим сетям (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861). По этим правилам заявка о заключении договора о подключении подается в ближайшую сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой находятся на наименьшем расстоянии до границ участка заявителя, где расположено его энергопринимающее устройство, и такое расстояние измеряется по прямой линии.

Отсутствие аналогичной нормы в Правилах № 1547, а также отсутствие запрета на возврат (перенаправление) заявки без ее рассмотрения приводит к тому, что заявки граждан о подключении по догазификации в течение нескольких месяцев перенаправляются от ЕОГ в ГРО и обратно. Это одна из причин, почему договоры не заключаются в срок и люди долго ждут пуска газа в их домовладения.

Усложняет ситуацию отсутствие в регионе утвержденной схемы сетей газораспределения и газопотребления.

С учетом всех этих трудностей ЕОГ при выборе ГРО, которой направляется заявка о заключении договора, а также антимонопольному органу при рассмотрении заявлений граждан непросто определить надлежащего исполнителя мероприятий.

На наш взгляд, дополнение Правил № 1547 указанными нормами остановит произвольное перенаправление заявок и будет способствовать соблюдению ГРО сроков заключения договоров. В итоге домовладения граждан будут газифицированы вовремя и значительно снизятся риски ГРО быть привлеченными к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.

Кто отвечает за нарушения при опосредованном техприсоединении

Отдельно стоит остановиться на исполнении договоров о подключении по догазификации в случаях опосредованного техприсоединения (через сети основного абонента) при наличии пропускной способности сетей и на ответственности таких абонентов за нарушение Правил № 1547.

Практика рассмотрения Омским УФАС России заявлений граждан и юридических лиц в совокупности с анализом положений Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) и Правил № 1547 подтверждает, что законодательство о подключении в рамках догазификации нуждается в изменении.

По закону запрет на препятствование техприсоединению к сетям газораспределения при наличии пропускной способности сетей распространяется только на юрлиц – владельцев таких сетей и объектов газоснабжения (абз. 3 ст. 27 Закона о газоснабжении, абз. 4 п. 48 Правил № 1547).

При этом Правила № 1547 относят к основным абонентам не только юридических, но и физических лиц, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, владеют на праве собственности или на ином законном праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

И это верно, поскольку основные абоненты (юридические, физические лица) как законные владельцы сети газораспределения – участники системы газоснабжения, учитывая, что конечному потребителю сетевой газ транспортируется и по их газопроводу.

Законодательство о подключении в рамках догазификации нуждается в изменении

Порядок и сроки получения исполнителем (ГРО) и выдачи основным абонентом согласия на подключение к сетям этого абонента регламентированы п. 48 Правил № 1547, но условия, в рамках которых должно быть дано согласие, не предусмотрены.

На практике это приводит к тому, что основной абонент нарушает запрет на препятствование мероприятиям по подключению. Такие граждане требуют заплатить им за дачу согласия до его оформления (выдачи). Это сопряжено с другим нарушением – несоблюдением срока выдачи согласия на подключение, который составляет три рабочих дня со дня получения запроса ГРО (абз. 3 п. 48 Правил № 1547).

Основные абоненты не хотят безвозмездно выдавать согласие на подключение к «своему» газопроводу в связи с расходами на его строительство и эксплуатацию. И, как владельцы объекта недвижимости, самостоятельно определяют стоимость такого согласия, которая может превышать 800 тыс. руб. Это нивелирует саму суть гарантированной государством бесплатной для заявителя газификации до границ его участка.

Административная ответственность за нарушение Правил № 1547 предусмотрена только для субъектов естественной монополии, то есть для ГРО, ведущих регулируемый вид деятельности по транспортировке газа по трубопроводам и фактически эксплуатирующих сеть газораспределения на законных основаниях (ст. 9.21 КоАП РФ).

Для основных абонентов не установлено ответственности за нарушение Правил № 1547.

Законодатель при разработке и введении в действие новых норм и правил изначально предполагает, что все участники рынка должны действовать добросовестно и разумно, как это предусмотрено ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.

Однако при опосредованном техприсоединении ГРО не имеют возможности добросовестно исполнять свои обязательства по договорам о подключении по догазификации. Многочисленные обращения граждан в антимонопольный орган с заявлениями о нарушении ГРО и основными абонентами Правил № 1547 подтверждают, что необходимо обсудить пробелы в законодательстве.

Из-за правовой неопределенности в условиях выдачи основным абонентом согласия на подключение и запрета на препятствование подключению для основных абонентов – физлиц затягивается процедура подключения домовладений граждан по догазификации. ГРО становятся заложниками обстоятельств, попадают в зависимость от воли основного абонента и не могут завершить мероприятия – осуществить врезку в газопровод и пустить газ в домовладение.

Для основных абонентов не установлено ответственности за нарушение Правил № 1547

Правила № 1547 не предусматривают порядок действий исполнителя в случае, если основной абонент отказался выдать согласие на подключение к «своим» газораспределительным сетям. А значит, единственный вариант – добиваться такого согласия в судебном порядке. Но до вступления решения суда в законную силу пройдет много времени. Получается, что исполнитель (ГРО) юридически не защищен от риска, что сроки догазификации будут сорваны, когда подключение возможно только через сети основного абонента.

Судебная практика по искам ГРО к основным абонентам как участникам системы газоснабжения подтверждает: арбитражные суды учитывают, что законодательство РФ не предусматривает выдачу таким абонентом согласия на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода. И удовлетворяют требований ГРО, а при наличии пропускной способности сетей обязывают основных абонентов не препятствовать подключению (Определение СКГД ВС РФ от 01.06.2021 по делу № 39-КГ21-2-КГ; постановления АС МО от 21.06.2022 по делу № А41-49472/2022; от 07.07.2022 по делу № А41-79263/2022; от 25.08.2022 по делу № А41-81208/2021).

 

Пример

Решением от 10.08.2022 по делу № А46-6874/2022 Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск ГРО, обязал основного абонента – юрлицо не мешать подключению домовладения через принадлежащий тому распределительный газопровод. В случае неисполнения этого судебного акта в 10-дневный срок с даты вступления в законную силу согласие на подключение домовладения считается полученным.

При опосредованном техприсоединении ГРО не имеют возможности добросовестно исполнять свои обязательства

Несмотря на формирующуюся положительную судебную практику, полагаем, что необходимо внести изменения в законодательство, дополнив:

  • часть 3 ст. 27 Закона о газоснабжении и абз. 4 п. 48 Правил № 1547 расширенным перечнем лиц, с указанием не только владельцев объектов газоснабжения – юридических лиц, но и физических лиц;
  • пункт 48 Правил № 1547 введением запрета на требование основным абонентом – физическим лицом платы за подключение в связи с выдачей согласия на подключение по запросу исполнителя (ГРО).

Поправки сделают деятельность ГРО по реализации социальной догазификации более эффективной, а также снизят риски привлечения таких организаций к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ и предъявления им исковых требований, в том числе о возмещении убытков граждан, ожидающих пуска газа в свои домовладения.


Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cljournal.ru.