ФАС разрешила всем кондитерам выпускать советские бренды

Изменения на кондитерском рынке России. Крупные игроки могут утратить часть своих позиций. ФАС разрешила выпускать продукцию под советскими товарными знаками всем фабрикам, а не только тем, у кого на это есть монопольные права. Как и в чью пользу перераспределится рынок?

Прецедентом стала тяжба между гигантом «Объединенные кондитеры» и петербуржской фабрикой им. Н.К. Крупской, которая стала выпускать шоколад «Аленка». Москвичи потребовали запретить производство, поскольку были нарушены их монопольные права на товарный знак знаменитой советской шоколадки. ФАС встал на сторону петербуржцев, потому что во времена СССР на фабрике Крупской тоже делали «Аленку». Говорит заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров:

«Исторически те фабрики, которые выпускали шоколад в соответствующих этикетах, могут выпускать его и дальше, Производители шоколада изначально выпускали его в соответствии с тем порядком, который действовал на территории республик Советского Союза, в том числе и на территории РФ. Таким образом, если кто-то из действующих участников рынка в последствии регистрирует на себя товарный знак, то такая регистрация требует оценки с точки зрения разумности, справедливости и добропорядочности».

В ФАС ссылаются на закон о защите конкуренции. Действительно, дизайн упаковки «Аленки» сделали на Красном Октябре. И ФАС в своё время разрешила зарегистрировать товарный знак. Но в ведомстве говорят, что учитывают историю производства товара. Если фабрика раньше выпускала продукцию, то и сейчас может ставить на конвейер тот же товар. Главное, чтобы этикетка была оформлена так же, как в советское время.

Аналогичное решение принято по сыру «Омичка». Его выпускали три фабрики, одна попыталась монополизировать рынок. Сделать ей этого не дали. По просьбе ФАС Роспатент отменил не одну сотню регистраций товарных знаков. Но были и другие случаи. Например, Белгородская кондитерская фабрика выпустила шоколад «Алина», похожий на «Аленку». Производить его запретили.

Решения ФАС приведут к изменениям на кондитерском рынке, уверен генеральный директор кондитерской фабрики «Мечта» и Кондитерского дома «Шандени» Янис Куликовский:

«Затраты на вывод новой торговой марки и формирование бренда на кондитерском рынке сейчас достаточно высоки. Это и плата за дистрибьюцию, за каналы сбыта, огромная нагрузка ретробонусов в сетевом сегменте ритейла, поэтому затраты на рекламную кампанию для того, чтобы сэкономить, получить приверженцев, потребителей старой продукции - это будет очень интересным вариантом для того, чтобы выйти на рынок .. продукции».

Возникает вопрос, как быть обладателям монопольных прав на тот или иной бренд. Те же самые «Объединенные кондитеры» тратились на регистрацию и охрану знака «Аленки». Аргумент против: затраты на регистрацию товарного знака - несколько десятков тысяч рублей. Мелочь по сравнению с наценкой, которую получал правообладатель за «Аленку». По мнению участников рынка, региональные игроки, получив право на выпуск продукции под советскими брендами начнут демпинговать, и отнимут часть доли у кондитерских гигантов. Тенденция может перекинуться и на другие товарные группы, например, молочную продукцию.