Дело № 04/65-13 в отношении ОАО "ТГК№11"

Номер дела: № 04/65-13
Дата публикации: 18 декабря 2013, 09:19

РЕШЕНИЕ № 04/65-13

 

18.12.2013                                                                     
город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 в составе: (…)

при участии:

- от заявителя: ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» - начальника эксплуатационно- хозяйственного отдела (А…) (предъявлено удостоверение), представителя  (С…) (доверенность);

- от ответчика: ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала представителей: (Д…) (доверенность), (В…) (доверенность), (В…а) (доверенность);

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 30.10.2013 № 292 в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (адрес: 644037, г. Омск, ул. Партизанская, 10) по заявлению ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» (адрес: 644099, г. Омск, ул. Петра Некрасова, 3) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 28.08.2013 № 2253-13 (вх. № 8622 от 02.09.2013), и аналогичного заявления ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», полученного Омским УФАС России для рассмотрения по подведомственности из прокуратуры Центрального административного округа г. Омска (вх. № 10233 от 27.09.2013).

Заявления касаются нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (далее – ОАО «ТГК-11») порядка учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (далее – ГВС), потребляемой заявителем в здании по адресу: г. Омск, ул. П. Некрасова, 3, результатом чего явилось начисление задолженности за потребление тепловой энергии и, как следствие, прекращение подачи тепловой энергии.

Материалы дела и заявления содержат в себе следующие сведения и обстоятельства.

27.11.2007 между ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» и ОАО «ТГК-11» был заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде № 183.

26.07.2013 ОАО «ТГК-11» была изменена форма Акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, в частности из него исключено положение, регламентирующее допуск счетчика ГВС (СКВГ-90-20-40) в межотопительный период.

В результате ОАО «ТГК-11» отказалось принимать показания этого прибора учета ГВС, ссылаясь на то, что он входит в узел учета тепловой энергии, а срок действия акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, предусмотренный пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии) истек 24.05.2013 согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 26.07.2012 № 3652.

Согласно пункту 7.7. Правил учета тепловой энергии, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт.

При этом ранее ОАО «ТГК-11», принимало показания этого счетчика ГВС, не смотря  на окончание сроков действия актов допуска в эксплуатацию узла учета в предыдущие годы, тем самым не считая счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 входящим в состав приборов узла учета.

Уведомлением от 16.08.2013 № 30-01-26/3615 предупредил Заявителя о введении ограничения подачи тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью в сумме 186 728,74 руб.

Заявитель неоднократно указывал Ответчику на то, что счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 не входит в состав узла учета тепловой энергии, соответственно ежегодная проверка готовности узла учета тепловой энергии, предусмотренная пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии, на данный счетчик ГВС не распространяется. Он проходит поверку в соответствии со сроком межповерочного интервала, указанного в паспорте счетчика, согласно которому очередная поверка должна проводиться 15.07.2014.

Кроме того, как указывает Заявитель, состав приборов узла учета тепловой энергии определен проектной документацией (лист 3 проекта «Узел учета тепловой энергии»), согласованной с ОАО «ТГК-11», согласно которой счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 не входит в состав узла учета тепловой энергии.

27.08.2013 ОАО «ТГК-11» путем видимого разрыва на трубопроводе было произведено прекращение подачи тепловой энергии Заявителю, о чем составлен Акт от 27.08.2013 № 250.

ОАО «ТГК-11» письмом от 23.09.2013 № 30-03-06/6744 (вх. № 10042 от 23.09.2013), а также устно на заседаниях Комиссии возражало против доводов Заявителя, в частности указало, что поскольку проект узла учета тепловой энергии включает счетчик ГВС СКВГ-90-20-40, то данный прибор учета входит в состав узла учета тепловой энергии. В этой же связи, ОАО «ТГК-11» считает, что счетчик ГВС может быть введен в эксплуатацию только при наличии его в составе согласованного с ОАО «ТГК-11» проекта на узел учета.

Поскольку, по мнению Ответчика, узел учета тепловой энергии включает в себя счетчик ГВС, срок допуска в эксплуатацию которого истек, то данный узел учета считается вышедшим из строя в соответствии с пунктом 9.9. Правил учета тепловой энергии и показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем.

Данный вывод Ответчик мотивирует пунктом 9.11. Правил учета тепловой энергии, согласно которому после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по пункту 9.9. указанных Правил.

В соответствии с пунктом 9.9. Правил учета тепловой энергии и согласно пункту 3.3. договора, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.

На этих основаниях ОАО «ТГК-11» не принимало показания счетчика ГВС СКВГ-90-20-40, входящего, по мнению последнего, в состав узла учета тепловой энергии, после истечения срока действия последней «государственной поверки», то есть после 24.05.2013.

Повторный допуск узла учета к эксплуатации осуществлен 12.08.2013 по заявке ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 02.08.2013.

Согласно пункту 9.12. Правил учета тепловой энергии, после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 указанных Правил, о чем составляется акт.

Таким образом, в период с 25.05.2013 по 11.08.2013, показания узла учета тепловой энергии, а, следовательно, по мнению ОАО «ТГК-11», и счетчика ГВС СКВГ-90-20-40, не могли учитываться при взаимных расчетах между ОАО «ТГК-11» и ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект». Начисление платы за потребленную тепловую энергию осуществлялось энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ    «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что в случае наличия  у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в пункте 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 08.08.2013 № 808 (далее – Правил теплоснабжения).

Далее, как указывает Ответчик, по состоянию на 17.07.2013 размер задолженности Заявителя за июнь 2013 года составил 68 594,66 руб. (в том числе потребитель был уведомлен о необходимости погашения промежуточных платежей за июль 2013 года: 29 609,49 руб. и 42 299,40 руб.), в связи с чем в акте от 17.07.2013 № 192 был указан размер задолженности 140 503,55 руб.

Указанное означает, что размер задолженности ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» превысил размер платы за более чем один период платежа, что, по мнению Ответчика, является основанием для введения ограничения ГВС в отношении Заявителя.

Ограничение горячего водоснабжения планировалось 29.07.2013 в 10.00 часов в случае непогашения задолженности до 29.07.2013, однако 29.07.2013 Заявитель отказал в допуске представителям ОАО ТГК-11» к помещению своего теплового узла.

В соответствии с пунктом 94 Правил теплоснабжения, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за одни сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

По состоянию на 16.08.2013 размер задолженности Заявителя составил 186 728,74 руб.  В соответствии с пунктом 94 Правил теплоснабжения, ОАО «ТГК-11» уведомило Заявителя о прекращении ГВС с 22.08.2013 (уведомление от 16.08.2013 № 30-01-26/3615, получено Заявителем 19.08.2013).

Поскольку ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» не оплатило задолженность, 27.08.2013 ОАО «ТГК-11» были приняты меры по отключению подачи ГВС Заявителю.

Данные обстоятельства отражены также в письме ОАО «ТГК-11» от 25.10.2013 № 30-03-06/7735 (вх. № 12267 от 28.10.2013).

Таким образом, Ответчик считает обоснованным начисление платы за потребленную тепловую энергию на основании расчетных тепловых нагрузок и соблюдение порядка ограничения ГВС в отношении ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» в связи с образовавшейся задолженностью.

Как следует из материалов настоящего дела, между ОАО «ТГК-11» (энергоснабжающая организация) и ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» (абонент) заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 27.11.2007 № 183 (далее – договор).

Предметом договора является обязанность энергоснабжающей организации подавать Абоненту через присоединенную теплосеть тепловую энергию в горячей воде (в определенном количестве и на определенную сумму) на основании показаний приборов учета (а в случае их отсутствия или неисправности – на основании расчетных тепловых нагрузок), с учетом стоимости потребляемой энергии и стоимости услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям в соответствии с тарифами, действующими на момент расчетов, и обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1.1 договора, горячее водоснабжение осуществляется по закрытой схеме.

В соответствии с пунктом 3.1 договора учет и расчет потребления производится энергоснабжающей организацией в соответствии с Правилами учета тепловой энергии.

Согласно Правилам учета тепловой энергии, узел учета – это комплект приборов и     устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также  контроль и регистрацию его параметров.

Согласно пункту 1.3. Правил учета тепловой энергии и в соответствии с подпунктом  «а» пункта 3.1. договора, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Действительно, пунктом 9.7. Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что нарушение требований эксплуатации, изложенных в технической документации, перечисленной в п. 7.1 указанных Правил, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии потребителя. Время выхода из строя узла учета фиксируется соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации и оформляется Протоколом.

Согласно пункту 9.9. Правил учета тепловой энергии, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре.

Как следует из пункта 9.11. указанных Правил, после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по п. 9.9.

Таким образом, в случае если в состав узла учета тепловой энергии включен счетчик ГВС СКВГ-90-20-40, то в период, с момента окончания срока действия последней «государственной поверки» и до повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, то есть с 25.05.2013 по 11.08.2013, показания такого узла учета тепловой энергии не принимаются при взаимных расчетах энергоснабжающей организации и потребителя.

Для установления, входит ли в состав узла учета тепловой энергии ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 25.11.2013 Комиссией Омского УФАС России по рассмотрению настоящего дела в присутствии представителей Заявителя, Ответчика, а также представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – Сибирского управления Ростехнадзора по Омской области – государственного инспектора (Л…), произведен осмотр узла учета тепловой энергии   в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» по адресу: г. Омск, ул. Петра Некрасова, 3.

По результатам осмотра указанного узла учета тепловой энергии установлено, что в состав узла учета тепловой энергии и теплоносителя входит:

1) теплосчетчик - регистратор «Магика» (паспорт 4218-002-1731406), состоящий из электронного блока (тип Д2320ПМ, номер составной части ЕО508101), преобразователя расхода (подающий трубопровод, тип ПП-80, номер составной части 2456) и преобразователя расхода (обратный трубопровод, тип ПП-80, номер составной части 2450);

2) комплект термопреобразователей сопротивления платиновых для измерения разности температур – КТСПР 001, КТСПР 001-01 (паспорт ДДЖ 2.821.000, № 293205);

3) преобразователь давления КРТ 5 № 525938 (руководство по эксплуатации ТКСИ 421111.027РЭ);

4) преобразователь давления КРТ 5 № 553103 (руководство по эксплуатации ТКСИ 421111.027РЭ).

Прибор учета горячей воды СКВГ 90-20/40, установленный в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» по адресу: г. Омск, ул. П.Некрасова, дом 3, в состав узла учета горячей воды не входит, находится в отдельном помещении, отделенном от узла учета тепловой энергией коридором.

Об изложенном составлен акт осмотра узла учета тепловой энергии ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 25.11.2013, подписанный членами Комиссии Омского УФАС России и представителем Заявителя. Представитель Ответчика от подписи в акте отказался.

Государственным инспектором Омского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Ростехнадзора (Л..) Комиссии Омского УФАС России по результатам указанного осмотра представлена справка (вх. № 13806 от 03.12.2013), в которой также перечислены приборы, входящие в состав узла учета тепловой энергии, счетчик ГВС СКВГ 90-20/40 в указанном перечне отсутствует.

Относительно данного счетчика сообщается, что в соответствии с проектом ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» в межотопительный период учет горячей воды производится по скоростному крыльчатому счетчику горячей воды СКВГ 90-20/40.

Данные обстоятельства подтверждаются также представленными Заявителем паспортами, свидетельствами о поверке, инструкциями по эксплуатации приборов учета, входящих в состав узла учета, а также счетчика ГВС СКВГ 90-20/40, содержащих данные о периодических поверках, а также исполнительные схемы теплового узла ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», согласованные с ОАО «АК «Омскэнерго».

Вопреки мнению ОАО «ТГК-11», из листа 3 проекта узла учета тепловой энергии не следует вывод о том, что счетчик ГВС СКВГ 90-20/40 входит в состав узла учета тепловой энергии.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктами 3.6.5, 3.8 Административного  регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5 и в соответствии с приказами Омского УФАС России от 09.01.2008 № 01-ОД, от 11.11.2009 № 212/55, от 17.12.2009 № 254/55 о включении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, установить доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на товарном рынке услуг оптовой реализации тепловой энергии в географических границах города Омска, с долей более пятидесяти процентов.
  2. Действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала, выразившиеся во включении в состав узла учета тепловой энергии прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, установленного в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», расположенном по адресу: г. Омск, ул. П.Некрасова, дом 3 и необоснованном отказе в принятии показаний указанного прибора учета при расчетах за потребление горячей воды в связи с окончанием срока допуска в эксплуатацию узла учета, что послужило для ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала основанием для прекращения горячего водоснабжения вследствие образовавшейся задолженности ОАО  «ТПИ «Омскгражданпроект», признать злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминируюшим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект».
  3. Выдать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранений его последствий, для чего:

3.1. Произвести перерасчет оплаты потребленной ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» горячей воды за период с 25.05.2013 по 11.08.2013 по показаниям прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40;

3.2. Не допускать впредь отказов в приеме показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», и определения потребленной абонентами тепловой энергии расчетным способом по тепловым нагрузкам, на основании включения приборов учета горячей воды в состав узлов учета тепловой энергии.

4. Материалы дела № 04/65-13 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                     (ф.и.о., подпись)    

 

Члены Комиссии                                                                                                  (ф.и.о., подписи)

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04/65-13

 

18 декабря 2013 г.
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 в составе: (…),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.12.2013 по делу № 04/65-13 о нарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала прекратить нарушение антимонопольного законодательства и устранить его последствия,     для чего:

1. В течение десяти рабочих дней произвести перерасчет оплаты потребленной ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» горячей воды за период с 25.05.2013 по 11.08.2013 по показаниям прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, о чем сообщить в Омское УФАС России в течение пяти рабочих дней со дня его исполнения;

2. Не допускать впредь отказов в приеме показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», и определения потребленной абонентами тепловой энергии расчетным способом по тепловым нагрузкам, на основании включения приборов учета горячей воды в состав узлов учета тепловой энергии.

 

Председатель комиссии                                                                                     (ф.и.о., подпись)

Члены Комиссии                                                                                                  (ф.и.о., подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11753 [uid] => 5 [title] => Дело № 04/65-13 в отношении ОАО "ТГК№11" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11753 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391566975 [changed] => 1391566975 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391566975 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 04/65-13

 

18.12.2013                                                                     
город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 в составе: (…)

при участии:

- от заявителя: ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» - начальника эксплуатационно- хозяйственного отдела (А…) (предъявлено удостоверение), представителя  (С…) (доверенность);

- от ответчика: ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала представителей: (Д…) (доверенность), (В…) (доверенность), (В…а) (доверенность);

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 30.10.2013 № 292 в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (адрес: 644037, г. Омск, ул. Партизанская, 10) по заявлению ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» (адрес: 644099, г. Омск, ул. Петра Некрасова, 3) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 28.08.2013 № 2253-13 (вх. № 8622 от 02.09.2013), и аналогичного заявления ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», полученного Омским УФАС России для рассмотрения по подведомственности из прокуратуры Центрального административного округа г. Омска (вх. № 10233 от 27.09.2013).

Заявления касаются нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (далее – ОАО «ТГК-11») порядка учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (далее – ГВС), потребляемой заявителем в здании по адресу: г. Омск, ул. П. Некрасова, 3, результатом чего явилось начисление задолженности за потребление тепловой энергии и, как следствие, прекращение подачи тепловой энергии.

Материалы дела и заявления содержат в себе следующие сведения и обстоятельства.

27.11.2007 между ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» и ОАО «ТГК-11» был заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде № 183.

26.07.2013 ОАО «ТГК-11» была изменена форма Акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, в частности из него исключено положение, регламентирующее допуск счетчика ГВС (СКВГ-90-20-40) в межотопительный период.

В результате ОАО «ТГК-11» отказалось принимать показания этого прибора учета ГВС, ссылаясь на то, что он входит в узел учета тепловой энергии, а срок действия акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, предусмотренный пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии) истек 24.05.2013 согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 26.07.2012 № 3652.

Согласно пункту 7.7. Правил учета тепловой энергии, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт.

При этом ранее ОАО «ТГК-11», принимало показания этого счетчика ГВС, не смотря  на окончание сроков действия актов допуска в эксплуатацию узла учета в предыдущие годы, тем самым не считая счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 входящим в состав приборов узла учета.

Уведомлением от 16.08.2013 № 30-01-26/3615 предупредил Заявителя о введении ограничения подачи тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью в сумме 186 728,74 руб.

Заявитель неоднократно указывал Ответчику на то, что счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 не входит в состав узла учета тепловой энергии, соответственно ежегодная проверка готовности узла учета тепловой энергии, предусмотренная пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии, на данный счетчик ГВС не распространяется. Он проходит поверку в соответствии со сроком межповерочного интервала, указанного в паспорте счетчика, согласно которому очередная поверка должна проводиться 15.07.2014.

Кроме того, как указывает Заявитель, состав приборов узла учета тепловой энергии определен проектной документацией (лист 3 проекта «Узел учета тепловой энергии»), согласованной с ОАО «ТГК-11», согласно которой счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 не входит в состав узла учета тепловой энергии.

27.08.2013 ОАО «ТГК-11» путем видимого разрыва на трубопроводе было произведено прекращение подачи тепловой энергии Заявителю, о чем составлен Акт от 27.08.2013 № 250.

ОАО «ТГК-11» письмом от 23.09.2013 № 30-03-06/6744 (вх. № 10042 от 23.09.2013), а также устно на заседаниях Комиссии возражало против доводов Заявителя, в частности указало, что поскольку проект узла учета тепловой энергии включает счетчик ГВС СКВГ-90-20-40, то данный прибор учета входит в состав узла учета тепловой энергии. В этой же связи, ОАО «ТГК-11» считает, что счетчик ГВС может быть введен в эксплуатацию только при наличии его в составе согласованного с ОАО «ТГК-11» проекта на узел учета.

Поскольку, по мнению Ответчика, узел учета тепловой энергии включает в себя счетчик ГВС, срок допуска в эксплуатацию которого истек, то данный узел учета считается вышедшим из строя в соответствии с пунктом 9.9. Правил учета тепловой энергии и показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем.

Данный вывод Ответчик мотивирует пунктом 9.11. Правил учета тепловой энергии, согласно которому после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по пункту 9.9. указанных Правил.

В соответствии с пунктом 9.9. Правил учета тепловой энергии и согласно пункту 3.3. договора, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.

На этих основаниях ОАО «ТГК-11» не принимало показания счетчика ГВС СКВГ-90-20-40, входящего, по мнению последнего, в состав узла учета тепловой энергии, после истечения срока действия последней «государственной поверки», то есть после 24.05.2013.

Повторный допуск узла учета к эксплуатации осуществлен 12.08.2013 по заявке ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 02.08.2013.

Согласно пункту 9.12. Правил учета тепловой энергии, после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 указанных Правил, о чем составляется акт.

Таким образом, в период с 25.05.2013 по 11.08.2013, показания узла учета тепловой энергии, а, следовательно, по мнению ОАО «ТГК-11», и счетчика ГВС СКВГ-90-20-40, не могли учитываться при взаимных расчетах между ОАО «ТГК-11» и ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект». Начисление платы за потребленную тепловую энергию осуществлялось энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ    «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что в случае наличия  у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в пункте 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 08.08.2013 № 808 (далее – Правил теплоснабжения).

Далее, как указывает Ответчик, по состоянию на 17.07.2013 размер задолженности Заявителя за июнь 2013 года составил 68 594,66 руб. (в том числе потребитель был уведомлен о необходимости погашения промежуточных платежей за июль 2013 года: 29 609,49 руб. и 42 299,40 руб.), в связи с чем в акте от 17.07.2013 № 192 был указан размер задолженности 140 503,55 руб.

Указанное означает, что размер задолженности ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» превысил размер платы за более чем один период платежа, что, по мнению Ответчика, является основанием для введения ограничения ГВС в отношении Заявителя.

Ограничение горячего водоснабжения планировалось 29.07.2013 в 10.00 часов в случае непогашения задолженности до 29.07.2013, однако 29.07.2013 Заявитель отказал в допуске представителям ОАО ТГК-11» к помещению своего теплового узла.

В соответствии с пунктом 94 Правил теплоснабжения, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за одни сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

По состоянию на 16.08.2013 размер задолженности Заявителя составил 186 728,74 руб.  В соответствии с пунктом 94 Правил теплоснабжения, ОАО «ТГК-11» уведомило Заявителя о прекращении ГВС с 22.08.2013 (уведомление от 16.08.2013 № 30-01-26/3615, получено Заявителем 19.08.2013).

Поскольку ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» не оплатило задолженность, 27.08.2013 ОАО «ТГК-11» были приняты меры по отключению подачи ГВС Заявителю.

Данные обстоятельства отражены также в письме ОАО «ТГК-11» от 25.10.2013 № 30-03-06/7735 (вх. № 12267 от 28.10.2013).

Таким образом, Ответчик считает обоснованным начисление платы за потребленную тепловую энергию на основании расчетных тепловых нагрузок и соблюдение порядка ограничения ГВС в отношении ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» в связи с образовавшейся задолженностью.

Как следует из материалов настоящего дела, между ОАО «ТГК-11» (энергоснабжающая организация) и ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» (абонент) заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 27.11.2007 № 183 (далее – договор).

Предметом договора является обязанность энергоснабжающей организации подавать Абоненту через присоединенную теплосеть тепловую энергию в горячей воде (в определенном количестве и на определенную сумму) на основании показаний приборов учета (а в случае их отсутствия или неисправности – на основании расчетных тепловых нагрузок), с учетом стоимости потребляемой энергии и стоимости услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям в соответствии с тарифами, действующими на момент расчетов, и обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1.1 договора, горячее водоснабжение осуществляется по закрытой схеме.

В соответствии с пунктом 3.1 договора учет и расчет потребления производится энергоснабжающей организацией в соответствии с Правилами учета тепловой энергии.

Согласно Правилам учета тепловой энергии, узел учета – это комплект приборов и     устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также  контроль и регистрацию его параметров.

Согласно пункту 1.3. Правил учета тепловой энергии и в соответствии с подпунктом  «а» пункта 3.1. договора, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Действительно, пунктом 9.7. Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что нарушение требований эксплуатации, изложенных в технической документации, перечисленной в п. 7.1 указанных Правил, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии потребителя. Время выхода из строя узла учета фиксируется соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации и оформляется Протоколом.

Согласно пункту 9.9. Правил учета тепловой энергии, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре.

Как следует из пункта 9.11. указанных Правил, после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по п. 9.9.

Таким образом, в случае если в состав узла учета тепловой энергии включен счетчик ГВС СКВГ-90-20-40, то в период, с момента окончания срока действия последней «государственной поверки» и до повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, то есть с 25.05.2013 по 11.08.2013, показания такого узла учета тепловой энергии не принимаются при взаимных расчетах энергоснабжающей организации и потребителя.

Для установления, входит ли в состав узла учета тепловой энергии ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 25.11.2013 Комиссией Омского УФАС России по рассмотрению настоящего дела в присутствии представителей Заявителя, Ответчика, а также представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – Сибирского управления Ростехнадзора по Омской области – государственного инспектора (Л…), произведен осмотр узла учета тепловой энергии   в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» по адресу: г. Омск, ул. Петра Некрасова, 3.

По результатам осмотра указанного узла учета тепловой энергии установлено, что в состав узла учета тепловой энергии и теплоносителя входит:

1) теплосчетчик - регистратор «Магика» (паспорт 4218-002-1731406), состоящий из электронного блока (тип Д2320ПМ, номер составной части ЕО508101), преобразователя расхода (подающий трубопровод, тип ПП-80, номер составной части 2456) и преобразователя расхода (обратный трубопровод, тип ПП-80, номер составной части 2450);

2) комплект термопреобразователей сопротивления платиновых для измерения разности температур – КТСПР 001, КТСПР 001-01 (паспорт ДДЖ 2.821.000, № 293205);

3) преобразователь давления КРТ 5 № 525938 (руководство по эксплуатации ТКСИ 421111.027РЭ);

4) преобразователь давления КРТ 5 № 553103 (руководство по эксплуатации ТКСИ 421111.027РЭ).

Прибор учета горячей воды СКВГ 90-20/40, установленный в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» по адресу: г. Омск, ул. П.Некрасова, дом 3, в состав узла учета горячей воды не входит, находится в отдельном помещении, отделенном от узла учета тепловой энергией коридором.

Об изложенном составлен акт осмотра узла учета тепловой энергии ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 25.11.2013, подписанный членами Комиссии Омского УФАС России и представителем Заявителя. Представитель Ответчика от подписи в акте отказался.

Государственным инспектором Омского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Ростехнадзора (Л..) Комиссии Омского УФАС России по результатам указанного осмотра представлена справка (вх. № 13806 от 03.12.2013), в которой также перечислены приборы, входящие в состав узла учета тепловой энергии, счетчик ГВС СКВГ 90-20/40 в указанном перечне отсутствует.

Относительно данного счетчика сообщается, что в соответствии с проектом ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» в межотопительный период учет горячей воды производится по скоростному крыльчатому счетчику горячей воды СКВГ 90-20/40.

Данные обстоятельства подтверждаются также представленными Заявителем паспортами, свидетельствами о поверке, инструкциями по эксплуатации приборов учета, входящих в состав узла учета, а также счетчика ГВС СКВГ 90-20/40, содержащих данные о периодических поверках, а также исполнительные схемы теплового узла ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», согласованные с ОАО «АК «Омскэнерго».

Вопреки мнению ОАО «ТГК-11», из листа 3 проекта узла учета тепловой энергии не следует вывод о том, что счетчик ГВС СКВГ 90-20/40 входит в состав узла учета тепловой энергии.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктами 3.6.5, 3.8 Административного  регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5 и в соответствии с приказами Омского УФАС России от 09.01.2008 № 01-ОД, от 11.11.2009 № 212/55, от 17.12.2009 № 254/55 о включении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, установить доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на товарном рынке услуг оптовой реализации тепловой энергии в географических границах города Омска, с долей более пятидесяти процентов.
  2. Действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала, выразившиеся во включении в состав узла учета тепловой энергии прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, установленного в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», расположенном по адресу: г. Омск, ул. П.Некрасова, дом 3 и необоснованном отказе в принятии показаний указанного прибора учета при расчетах за потребление горячей воды в связи с окончанием срока допуска в эксплуатацию узла учета, что послужило для ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала основанием для прекращения горячего водоснабжения вследствие образовавшейся задолженности ОАО  «ТПИ «Омскгражданпроект», признать злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминируюшим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект».
  3. Выдать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранений его последствий, для чего:

3.1. Произвести перерасчет оплаты потребленной ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» горячей воды за период с 25.05.2013 по 11.08.2013 по показаниям прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40;

3.2. Не допускать впредь отказов в приеме показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», и определения потребленной абонентами тепловой энергии расчетным способом по тепловым нагрузкам, на основании включения приборов учета горячей воды в состав узлов учета тепловой энергии.

4. Материалы дела № 04/65-13 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                     (ф.и.о., подпись)    

 

Члены Комиссии                                                                                                  (ф.и.о., подписи)

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04/65-13

 

18 декабря 2013 г.
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 в составе: (…),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.12.2013 по делу № 04/65-13 о нарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала прекратить нарушение антимонопольного законодательства и устранить его последствия,     для чего:

1. В течение десяти рабочих дней произвести перерасчет оплаты потребленной ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» горячей воды за период с 25.05.2013 по 11.08.2013 по показаниям прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, о чем сообщить в Омское УФАС России в течение пяти рабочих дней со дня его исполнения;

2. Не допускать впредь отказов в приеме показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», и определения потребленной абонентами тепловой энергии расчетным способом по тепловым нагрузкам, на основании включения приборов учета горячей воды в состав узлов учета тепловой энергии.

 

Председатель комиссии                                                                                     (ф.и.о., подпись)

Члены Комиссии                                                                                                  (ф.и.о., подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 04/65-13

 

18.12.2013                                                                     
город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 в составе: (…)

при участии:

- от заявителя: ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» - начальника эксплуатационно- хозяйственного отдела (А…) (предъявлено удостоверение), представителя  (С…) (доверенность);

- от ответчика: ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала представителей: (Д…) (доверенность), (В…) (доверенность), (В…а) (доверенность);

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13, возбужденное приказом руководителя Омского УФАС России от 30.10.2013 № 292 в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (адрес: 644037, г. Омск, ул. Партизанская, 10) по заявлению ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» (адрес: 644099, г. Омск, ул. Петра Некрасова, 3) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 28.08.2013 № 2253-13 (вх. № 8622 от 02.09.2013), и аналогичного заявления ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», полученного Омским УФАС России для рассмотрения по подведомственности из прокуратуры Центрального административного округа г. Омска (вх. № 10233 от 27.09.2013).

Заявления касаются нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (далее – ОАО «ТГК-11») порядка учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (далее – ГВС), потребляемой заявителем в здании по адресу: г. Омск, ул. П. Некрасова, 3, результатом чего явилось начисление задолженности за потребление тепловой энергии и, как следствие, прекращение подачи тепловой энергии.

Материалы дела и заявления содержат в себе следующие сведения и обстоятельства.

27.11.2007 между ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» и ОАО «ТГК-11» был заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде № 183.

26.07.2013 ОАО «ТГК-11» была изменена форма Акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, в частности из него исключено положение, регламентирующее допуск счетчика ГВС (СКВГ-90-20-40) в межотопительный период.

В результате ОАО «ТГК-11» отказалось принимать показания этого прибора учета ГВС, ссылаясь на то, что он входит в узел учета тепловой энергии, а срок действия акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, предусмотренный пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии) истек 24.05.2013 согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 26.07.2012 № 3652.

Согласно пункту 7.7. Правил учета тепловой энергии, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт.

При этом ранее ОАО «ТГК-11», принимало показания этого счетчика ГВС, не смотря  на окончание сроков действия актов допуска в эксплуатацию узла учета в предыдущие годы, тем самым не считая счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 входящим в состав приборов узла учета.

Уведомлением от 16.08.2013 № 30-01-26/3615 предупредил Заявителя о введении ограничения подачи тепловой энергии в связи с образовавшейся задолженностью в сумме 186 728,74 руб.

Заявитель неоднократно указывал Ответчику на то, что счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 не входит в состав узла учета тепловой энергии, соответственно ежегодная проверка готовности узла учета тепловой энергии, предусмотренная пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии, на данный счетчик ГВС не распространяется. Он проходит поверку в соответствии со сроком межповерочного интервала, указанного в паспорте счетчика, согласно которому очередная поверка должна проводиться 15.07.2014.

Кроме того, как указывает Заявитель, состав приборов узла учета тепловой энергии определен проектной документацией (лист 3 проекта «Узел учета тепловой энергии»), согласованной с ОАО «ТГК-11», согласно которой счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 не входит в состав узла учета тепловой энергии.

27.08.2013 ОАО «ТГК-11» путем видимого разрыва на трубопроводе было произведено прекращение подачи тепловой энергии Заявителю, о чем составлен Акт от 27.08.2013 № 250.

ОАО «ТГК-11» письмом от 23.09.2013 № 30-03-06/6744 (вх. № 10042 от 23.09.2013), а также устно на заседаниях Комиссии возражало против доводов Заявителя, в частности указало, что поскольку проект узла учета тепловой энергии включает счетчик ГВС СКВГ-90-20-40, то данный прибор учета входит в состав узла учета тепловой энергии. В этой же связи, ОАО «ТГК-11» считает, что счетчик ГВС может быть введен в эксплуатацию только при наличии его в составе согласованного с ОАО «ТГК-11» проекта на узел учета.

Поскольку, по мнению Ответчика, узел учета тепловой энергии включает в себя счетчик ГВС, срок допуска в эксплуатацию которого истек, то данный узел учета считается вышедшим из строя в соответствии с пунктом 9.9. Правил учета тепловой энергии и показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем.

Данный вывод Ответчик мотивирует пунктом 9.11. Правил учета тепловой энергии, согласно которому после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по пункту 9.9. указанных Правил.

В соответствии с пунктом 9.9. Правил учета тепловой энергии и согласно пункту 3.3. договора, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.

На этих основаниях ОАО «ТГК-11» не принимало показания счетчика ГВС СКВГ-90-20-40, входящего, по мнению последнего, в состав узла учета тепловой энергии, после истечения срока действия последней «государственной поверки», то есть после 24.05.2013.

Повторный допуск узла учета к эксплуатации осуществлен 12.08.2013 по заявке ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 02.08.2013.

Согласно пункту 9.12. Правил учета тепловой энергии, после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 указанных Правил, о чем составляется акт.

Таким образом, в период с 25.05.2013 по 11.08.2013, показания узла учета тепловой энергии, а, следовательно, по мнению ОАО «ТГК-11», и счетчика ГВС СКВГ-90-20-40, не могли учитываться при взаимных расчетах между ОАО «ТГК-11» и ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект». Начисление платы за потребленную тепловую энергию осуществлялось энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ    «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что в случае наличия  у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в пункте 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 08.08.2013 № 808 (далее – Правил теплоснабжения).

Далее, как указывает Ответчик, по состоянию на 17.07.2013 размер задолженности Заявителя за июнь 2013 года составил 68 594,66 руб. (в том числе потребитель был уведомлен о необходимости погашения промежуточных платежей за июль 2013 года: 29 609,49 руб. и 42 299,40 руб.), в связи с чем в акте от 17.07.2013 № 192 был указан размер задолженности 140 503,55 руб.

Указанное означает, что размер задолженности ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» превысил размер платы за более чем один период платежа, что, по мнению Ответчика, является основанием для введения ограничения ГВС в отношении Заявителя.

Ограничение горячего водоснабжения планировалось 29.07.2013 в 10.00 часов в случае непогашения задолженности до 29.07.2013, однако 29.07.2013 Заявитель отказал в допуске представителям ОАО ТГК-11» к помещению своего теплового узла.

В соответствии с пунктом 94 Правил теплоснабжения, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за одни сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

По состоянию на 16.08.2013 размер задолженности Заявителя составил 186 728,74 руб.  В соответствии с пунктом 94 Правил теплоснабжения, ОАО «ТГК-11» уведомило Заявителя о прекращении ГВС с 22.08.2013 (уведомление от 16.08.2013 № 30-01-26/3615, получено Заявителем 19.08.2013).

Поскольку ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» не оплатило задолженность, 27.08.2013 ОАО «ТГК-11» были приняты меры по отключению подачи ГВС Заявителю.

Данные обстоятельства отражены также в письме ОАО «ТГК-11» от 25.10.2013 № 30-03-06/7735 (вх. № 12267 от 28.10.2013).

Таким образом, Ответчик считает обоснованным начисление платы за потребленную тепловую энергию на основании расчетных тепловых нагрузок и соблюдение порядка ограничения ГВС в отношении ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» в связи с образовавшейся задолженностью.

Как следует из материалов настоящего дела, между ОАО «ТГК-11» (энергоснабжающая организация) и ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» (абонент) заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 27.11.2007 № 183 (далее – договор).

Предметом договора является обязанность энергоснабжающей организации подавать Абоненту через присоединенную теплосеть тепловую энергию в горячей воде (в определенном количестве и на определенную сумму) на основании показаний приборов учета (а в случае их отсутствия или неисправности – на основании расчетных тепловых нагрузок), с учетом стоимости потребляемой энергии и стоимости услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям в соответствии с тарифами, действующими на момент расчетов, и обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1.1 договора, горячее водоснабжение осуществляется по закрытой схеме.

В соответствии с пунктом 3.1 договора учет и расчет потребления производится энергоснабжающей организацией в соответствии с Правилами учета тепловой энергии.

Согласно Правилам учета тепловой энергии, узел учета – это комплект приборов и     устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также  контроль и регистрацию его параметров.

Согласно пункту 1.3. Правил учета тепловой энергии и в соответствии с подпунктом  «а» пункта 3.1. договора, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Действительно, пунктом 9.7. Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что нарушение требований эксплуатации, изложенных в технической документации, перечисленной в п. 7.1 указанных Правил, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии потребителя. Время выхода из строя узла учета фиксируется соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации и оформляется Протоколом.

Согласно пункту 9.9. Правил учета тепловой энергии, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в Договоре.

Как следует из пункта 9.11. указанных Правил, после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя по п. 9.9.

Таким образом, в случае если в состав узла учета тепловой энергии включен счетчик ГВС СКВГ-90-20-40, то в период, с момента окончания срока действия последней «государственной поверки» и до повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, то есть с 25.05.2013 по 11.08.2013, показания такого узла учета тепловой энергии не принимаются при взаимных расчетах энергоснабжающей организации и потребителя.

Для установления, входит ли в состав узла учета тепловой энергии ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» счетчик ГВС СКВГ-90-20-40 25.11.2013 Комиссией Омского УФАС России по рассмотрению настоящего дела в присутствии представителей Заявителя, Ответчика, а также представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – Сибирского управления Ростехнадзора по Омской области – государственного инспектора (Л…), произведен осмотр узла учета тепловой энергии   в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» по адресу: г. Омск, ул. Петра Некрасова, 3.

По результатам осмотра указанного узла учета тепловой энергии установлено, что в состав узла учета тепловой энергии и теплоносителя входит:

1) теплосчетчик - регистратор «Магика» (паспорт 4218-002-1731406), состоящий из электронного блока (тип Д2320ПМ, номер составной части ЕО508101), преобразователя расхода (подающий трубопровод, тип ПП-80, номер составной части 2456) и преобразователя расхода (обратный трубопровод, тип ПП-80, номер составной части 2450);

2) комплект термопреобразователей сопротивления платиновых для измерения разности температур – КТСПР 001, КТСПР 001-01 (паспорт ДДЖ 2.821.000, № 293205);

3) преобразователь давления КРТ 5 № 525938 (руководство по эксплуатации ТКСИ 421111.027РЭ);

4) преобразователь давления КРТ 5 № 553103 (руководство по эксплуатации ТКСИ 421111.027РЭ).

Прибор учета горячей воды СКВГ 90-20/40, установленный в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» по адресу: г. Омск, ул. П.Некрасова, дом 3, в состав узла учета горячей воды не входит, находится в отдельном помещении, отделенном от узла учета тепловой энергией коридором.

Об изложенном составлен акт осмотра узла учета тепловой энергии ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» от 25.11.2013, подписанный членами Комиссии Омского УФАС России и представителем Заявителя. Представитель Ответчика от подписи в акте отказался.

Государственным инспектором Омского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Ростехнадзора (Л..) Комиссии Омского УФАС России по результатам указанного осмотра представлена справка (вх. № 13806 от 03.12.2013), в которой также перечислены приборы, входящие в состав узла учета тепловой энергии, счетчик ГВС СКВГ 90-20/40 в указанном перечне отсутствует.

Относительно данного счетчика сообщается, что в соответствии с проектом ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» в межотопительный период учет горячей воды производится по скоростному крыльчатому счетчику горячей воды СКВГ 90-20/40.

Данные обстоятельства подтверждаются также представленными Заявителем паспортами, свидетельствами о поверке, инструкциями по эксплуатации приборов учета, входящих в состав узла учета, а также счетчика ГВС СКВГ 90-20/40, содержащих данные о периодических поверках, а также исполнительные схемы теплового узла ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», согласованные с ОАО «АК «Омскэнерго».

Вопреки мнению ОАО «ТГК-11», из листа 3 проекта узла учета тепловой энергии не следует вывод о том, что счетчик ГВС СКВГ 90-20/40 входит в состав узла учета тепловой энергии.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктами 3.6.5, 3.8 Административного  регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 № 5 и в соответствии с приказами Омского УФАС России от 09.01.2008 № 01-ОД, от 11.11.2009 № 212/55, от 17.12.2009 № 254/55 о включении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, установить доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на товарном рынке услуг оптовой реализации тепловой энергии в географических границах города Омска, с долей более пятидесяти процентов.
  2. Действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала, выразившиеся во включении в состав узла учета тепловой энергии прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, установленного в здании ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», расположенном по адресу: г. Омск, ул. П.Некрасова, дом 3 и необоснованном отказе в принятии показаний указанного прибора учета при расчетах за потребление горячей воды в связи с окончанием срока допуска в эксплуатацию узла учета, что послужило для ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала основанием для прекращения горячего водоснабжения вследствие образовавшейся задолженности ОАО  «ТПИ «Омскгражданпроект», признать злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминируюшим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект».
  3. Выдать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранений его последствий, для чего:

3.1. Произвести перерасчет оплаты потребленной ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» горячей воды за период с 25.05.2013 по 11.08.2013 по показаниям прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40;

3.2. Не допускать впредь отказов в приеме показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», и определения потребленной абонентами тепловой энергии расчетным способом по тепловым нагрузкам, на основании включения приборов учета горячей воды в состав узлов учета тепловой энергии.

4. Материалы дела № 04/65-13 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                     (ф.и.о., подпись)    

 

Члены Комиссии                                                                                                  (ф.и.о., подписи)

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  04/65-13

 

18 декабря 2013 г.
г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/65-13 в составе: (…),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.12.2013 по делу № 04/65-13 о нарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала прекратить нарушение антимонопольного законодательства и устранить его последствия,     для чего:

1. В течение десяти рабочих дней произвести перерасчет оплаты потребленной ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» горячей воды за период с 25.05.2013 по 11.08.2013 по показаниям прибора учета горячей воды СКВГ-90-20-40, о чем сообщить в Омское УФАС России в течение пяти рабочих дней со дня его исполнения;

2. Не допускать впредь отказов в приеме показаний приборов учета тепловой энергии хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», и определения потребленной абонентами тепловой энергии расчетным способом по тепловым нагрузкам, на основании включения приборов учета горячей воды в состав узлов учета тепловой энергии.

 

Председатель комиссии                                                                                     (ф.и.о., подпись)

Члены Комиссии                                                                                                  (ф.и.о., подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04/65-13 [format] => [safe_value] => № 04/65-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-18 02:19:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-18 02:19:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391566975 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )