Дело № 06-10.1/11-2014 в отношении ЗАО "Коммерческий банк "ЛОКО-банк"

Номер дела: № 06-10.1/11-2014
Дата публикации: 26 марта 2014, 08:41

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/11-2014

 

                                   

26 марта 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 06-10.1/11-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Закрытым акционерным обществом «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (далее – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк») рекламных буклетов кредитных продуктов«Овердрафт от ЛОКО-Банка…», содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (местонахождение: 111250, г.Москва, ул. Госпитальная, д. 14) в лице представителя – <…> (доверенность от 20.03.2014 № 124),

в отсутствие заявителя – Главное управление Центрального Банка РФ по Омской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области (далее -  ГУ ЦБ РФ по Омской области) поступило обращение, из которого следует, что в рамках мониторинга рекламы ГУ ЦБ РФ по Омской области установлено, что в рекламном буклете кредитных продуктов ЗАО «Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» изложена информация «Овердрафт для юридических лиц – востребованный банковский продукт: оперативное краткосрочное кредитование необходимо при нехватке денежных средств на расчетном счете. ЛОКО-Банк предоставляет кредитование в форме овердрафта на выгодных условиях. Основные преимущества … Цель: краткосрочное кредитование с целью ликвидации кассовых разрывов. Сроки кредитования: до 12 месяцев. Форма кредитования: возобновляемая кредитная линия с траншами до 30 дней. Сумма кредита: от 1 до 10 млн руб. Обеспечение: не требуется. Размер лимита: до 40% от среднемесячного чистого кредитового оборота клиента, поступившего на расчетный счет в банк за три предыдущих месяца.  … КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО) Генеральная лицензия Банка России №2707» отражена информация о сумме и сроке кредита, однако отсутствует информация об иных существенных условиях кредита, в частности о процентной ставке по кредиту.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.

Согласно пункту 2 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 № 2008-у «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», в расчет полной стоимости кредита включаются, в том числе, платежи по уплате процентов по кредиту.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства Российской Федерации, процентная ставка по рекламируемому ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» кредиту «Овердрафт от ЛОКО-Банка. Оперативная поддержка вашего бизнеса…..» является одним из условий, влияющим на стоимость кредита.

При этом отсутствие данной существенной информации искажает общий смысл рекламы ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что исходя из положений статьи 819 ГК РФ, к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Аналогичная позиция изложена в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58, в силу которого к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, относиться условия о размере процентной ставки.

Из пояснений ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 20.03.2014 № 12-00-03/3685 следует, что по действующему кредитному продукту «Расчетный овердрафт» были установлены процентные ставки 13,5 % и 14,2 %, которые зависели от суммы кредита (лимита овердрафта) и срока кредита (до 6 мес. и до 12 мес.). Данные тарифы были утверждены приказом ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 09.12.2013 № 227.

Таким образом, процентная ставка по кредиту на момент рекламирования кредитного продукта «Овердрафт от ЛОКО-Банка…» была установлена ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» и должна была доводиться для потребителей рекламы в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из пояснений  ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 14.02.2014 № 12-00-03/1243 следует, что «…сотрудником Банка при согласовании рекламного материала в отношении кредитования юридических лиц была допущена ошибка, и в производство был отправлен макет, в котором не были отражены все существенные финансовые условия получения кредита…».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеупомянутых листовок (буклетов) является ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк».

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».      

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Овердрафт от ЛОКО-Банка…» , распространенную ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/11-2014

 

26 марта 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 26.03.2014 по делу № 06-10.1/11-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта «Овердрафт от ЛОКО-Банка..», распространенной Закрытым акционерным обществом «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (далее – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк») с нарушением требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк»  (местонахождение: 111250, г.Москва, ул. Госпитальная, д. 14) в срок до  14 апреля 2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы «Овердрафт от ЛОКО-Банка...», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредитном продукте.        

2. ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до  16 апреля 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 12014 [uid] => 5 [title] => Дело № 06-10.1/11-2014 в отношении ЗАО "Коммерческий банк "ЛОКО-банк" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12014 [type] => solution [language] => ru [created] => 1395971165 [changed] => 1396931922 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1396931922 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/11-2014

 

                                   

26 марта 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 06-10.1/11-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Закрытым акционерным обществом «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (далее – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк») рекламных буклетов кредитных продуктов«Овердрафт от ЛОКО-Банка…», содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (местонахождение: 111250, г.Москва, ул. Госпитальная, д. 14) в лице представителя – <…> (доверенность от 20.03.2014 № 124),

в отсутствие заявителя – Главное управление Центрального Банка РФ по Омской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области (далее -  ГУ ЦБ РФ по Омской области) поступило обращение, из которого следует, что в рамках мониторинга рекламы ГУ ЦБ РФ по Омской области установлено, что в рекламном буклете кредитных продуктов ЗАО «Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» изложена информация «Овердрафт для юридических лиц – востребованный банковский продукт: оперативное краткосрочное кредитование необходимо при нехватке денежных средств на расчетном счете. ЛОКО-Банк предоставляет кредитование в форме овердрафта на выгодных условиях. Основные преимущества … Цель: краткосрочное кредитование с целью ликвидации кассовых разрывов. Сроки кредитования: до 12 месяцев. Форма кредитования: возобновляемая кредитная линия с траншами до 30 дней. Сумма кредита: от 1 до 10 млн руб. Обеспечение: не требуется. Размер лимита: до 40% от среднемесячного чистого кредитового оборота клиента, поступившего на расчетный счет в банк за три предыдущих месяца.  … КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО) Генеральная лицензия Банка России №2707» отражена информация о сумме и сроке кредита, однако отсутствует информация об иных существенных условиях кредита, в частности о процентной ставке по кредиту.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.

Согласно пункту 2 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 № 2008-у «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», в расчет полной стоимости кредита включаются, в том числе, платежи по уплате процентов по кредиту.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства Российской Федерации, процентная ставка по рекламируемому ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» кредиту «Овердрафт от ЛОКО-Банка. Оперативная поддержка вашего бизнеса…..» является одним из условий, влияющим на стоимость кредита.

При этом отсутствие данной существенной информации искажает общий смысл рекламы ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что исходя из положений статьи 819 ГК РФ, к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Аналогичная позиция изложена в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58, в силу которого к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, относиться условия о размере процентной ставки.

Из пояснений ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 20.03.2014 № 12-00-03/3685 следует, что по действующему кредитному продукту «Расчетный овердрафт» были установлены процентные ставки 13,5 % и 14,2 %, которые зависели от суммы кредита (лимита овердрафта) и срока кредита (до 6 мес. и до 12 мес.). Данные тарифы были утверждены приказом ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 09.12.2013 № 227.

Таким образом, процентная ставка по кредиту на момент рекламирования кредитного продукта «Овердрафт от ЛОКО-Банка…» была установлена ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» и должна была доводиться для потребителей рекламы в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из пояснений  ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 14.02.2014 № 12-00-03/1243 следует, что «…сотрудником Банка при согласовании рекламного материала в отношении кредитования юридических лиц была допущена ошибка, и в производство был отправлен макет, в котором не были отражены все существенные финансовые условия получения кредита…».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеупомянутых листовок (буклетов) является ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк».

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».      

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Овердрафт от ЛОКО-Банка…» , распространенную ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/11-2014

 

26 марта 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 26.03.2014 по делу № 06-10.1/11-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта «Овердрафт от ЛОКО-Банка..», распространенной Закрытым акционерным обществом «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (далее – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк») с нарушением требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк»  (местонахождение: 111250, г.Москва, ул. Госпитальная, д. 14) в срок до  14 апреля 2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы «Овердрафт от ЛОКО-Банка...», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредитном продукте.        

2. ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до  16 апреля 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/11-2014

 

                                   

26 марта 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 06-10.1/11-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Закрытым акционерным обществом «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (далее – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк») рекламных буклетов кредитных продуктов«Овердрафт от ЛОКО-Банка…», содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (местонахождение: 111250, г.Москва, ул. Госпитальная, д. 14) в лице представителя – <…> (доверенность от 20.03.2014 № 124),

в отсутствие заявителя – Главное управление Центрального Банка РФ по Омской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области (далее -  ГУ ЦБ РФ по Омской области) поступило обращение, из которого следует, что в рамках мониторинга рекламы ГУ ЦБ РФ по Омской области установлено, что в рекламном буклете кредитных продуктов ЗАО «Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» изложена информация «Овердрафт для юридических лиц – востребованный банковский продукт: оперативное краткосрочное кредитование необходимо при нехватке денежных средств на расчетном счете. ЛОКО-Банк предоставляет кредитование в форме овердрафта на выгодных условиях. Основные преимущества … Цель: краткосрочное кредитование с целью ликвидации кассовых разрывов. Сроки кредитования: до 12 месяцев. Форма кредитования: возобновляемая кредитная линия с траншами до 30 дней. Сумма кредита: от 1 до 10 млн руб. Обеспечение: не требуется. Размер лимита: до 40% от среднемесячного чистого кредитового оборота клиента, поступившего на расчетный счет в банк за три предыдущих месяца.  … КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО) Генеральная лицензия Банка России №2707» отражена информация о сумме и сроке кредита, однако отсутствует информация об иных существенных условиях кредита, в частности о процентной ставке по кредиту.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.

Согласно пункту 2 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 № 2008-у «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», в расчет полной стоимости кредита включаются, в том числе, платежи по уплате процентов по кредиту.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства Российской Федерации, процентная ставка по рекламируемому ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» кредиту «Овердрафт от ЛОКО-Банка. Оперативная поддержка вашего бизнеса…..» является одним из условий, влияющим на стоимость кредита.

При этом отсутствие данной существенной информации искажает общий смысл рекламы ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что исходя из положений статьи 819 ГК РФ, к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Аналогичная позиция изложена в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58, в силу которого к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, относиться условия о размере процентной ставки.

Из пояснений ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 20.03.2014 № 12-00-03/3685 следует, что по действующему кредитному продукту «Расчетный овердрафт» были установлены процентные ставки 13,5 % и 14,2 %, которые зависели от суммы кредита (лимита овердрафта) и срока кредита (до 6 мес. и до 12 мес.). Данные тарифы были утверждены приказом ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 09.12.2013 № 227.

Таким образом, процентная ставка по кредиту на момент рекламирования кредитного продукта «Овердрафт от ЛОКО-Банка…» была установлена ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» и должна была доводиться для потребителей рекламы в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из пояснений  ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» от 14.02.2014 № 12-00-03/1243 следует, что «…сотрудником Банка при согласовании рекламного материала в отношении кредитования юридических лиц была допущена ошибка, и в производство был отправлен макет, в котором не были отражены все существенные финансовые условия получения кредита…».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеупомянутых листовок (буклетов) является ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк».

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».      

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Овердрафт от ЛОКО-Банка…» , распространенную ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/11-2014

 

26 марта 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 26.03.2014 по делу № 06-10.1/11-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта «Овердрафт от ЛОКО-Банка..», распространенной Закрытым акционерным обществом «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» (далее – ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк») с нарушением требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк»  (местонахождение: 111250, г.Москва, ул. Госпитальная, д. 14) в срок до  14 апреля 2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы «Овердрафт от ЛОКО-Банка...», в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредитном продукте.        

2. ЗАО «Коммерческий банк «ЛОКО-Банк» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до  16 апреля 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-10.1/11-2014 [format] => [safe_value] => № 06-10.1/11-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 01:41:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 08:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395971165 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )