Дело №04/13-14 в отношении ОАО "Омскэлектро"

Номер дела: № 04/13-14
Дата публикации: 4 апреля 2014, 09:59

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/13 - 14

 

4 апреля 2014 года                                                        
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

(С…) - начальника отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(А…) -  ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от ОАО «Омскэлектро» -(Н…) (доверенность);

гр.(П…) (паспорт),

рассмотрев в заседании 27 марта, 3 апреля 2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 28 февраля 2014 года № 36 по признакам нарушения сетевой организацией ОАО «Омскэлектро» (644027, г.Омск, ул. Л.Чайкиной) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гр.(П...) при осуществлении ОАО «Омскэлектро» (далее - Омскэлектро) технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса, путем нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. № 861 (далее – Правила 861)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дело № 04/13-14 возбуждено на основании материалов заявления гр.(П...) о злоупотреблении доминирующим положением сетевой организацией Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА – ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 № 10804/13.

Материалы заявления свидетельствуют о том, что между Омскэлектро и гр.(П...) был заключен договор на технологическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса со сроком исполнения 6 месяцев со дня заключения договора (п.5 договора). Датой заключения договора № 10804/13 является 14.06.2013г. - дата поступления подписанного гр.(П...) экземпляра договора № 10804/13 в Омскэлектро. К договору прилагались технические условия от 24.05.2013г. № ТУ 10804/13,  пунктом 11 которых определены мероприятия, подлежащие выполнению гр.(П...), в том числе ряд мероприятий, по мнению гр.(П...) не предусмотренных Правилами 861:

п.11.1. строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража;

п 11.4  рабочий проект электроснабжения до начала производства электромонтажных работ направить на согласование в Омскэлектро;

п.11.5 проектные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы по выданным техническим условиям, выполняет за свой счет, из своих материалов и оборудования специализированными организациями, имеющими действующие лицензии.

Уведомления о несоответствии договора № 10804/13 и прилагаемых к договору технических условий № ТУ 10804/13 (далее – ТУ) требованиям Правил 861 и требовании об их приведении в соответствие гр.(П...) неоднократно направлялись в Омскэлектро (вх. от 17.06.2013г. № 8220, вх. от 09.08.2013г.№ 11681, вх. от 12.09.2013г. № 13843).

Требование гр.(П...) об исключении из круга его обязанностей мероприятий по строительству электросетевых объектов за границами его участка - строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража было удовлетворено Омскэлектро путем внесения 23.07.2013г. изменений в ТУ и возложении обязанности по строительству данного электросетевого объекта на Омскэлектро, остальные требования ТУ оставлены Омскэлектро в прежней редакции.

На основании изменений ТУ в части перераспределения обязанностей, внесенных 23.07.2013г., дополнительным соглашением от 23.07.2013г. к договору № 10804/13 был установлен новый срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...) - 23.01.2014г.

Правилами 861 установлен следующий порядок осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств,  максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п.8 Правил 861)

 В заявке, направляемой заявителем должны быть указаны сведения по п.14, п.9  Правил 861:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и», «л»  пункта 9 Правил 861:

«б» наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые не  обходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

«и» сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

«л» наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

При этом сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами 861 (п.11 Правил 861).

Согласно пункту 25(1) Правил 861 в технических условиях для заявителей - физических лиц  максимальная присоединяемая мощность которых составляет до 15 кВт включительно должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Правилами 861 установлен порядок действий заявителя и сетевой организации при несогласии заявителя с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861 заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами 861, а сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами 861 в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору (п.15 Правил 861).

При этом Правилами 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта б) пункта 16 Правил 861 носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

По вопросу разработки заявителем проектной документации в границах его земельного участка п.18(5) Правил 861 установлено, что заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил 861 проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям, при этом п.19 Правил 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами. 861.

В нарушение названных требований Правил 861 Омскэлектро:

 - дополнительным соглашением от 23.07.2013г. к договору № 10804/13 установлен новый срок исполнения обязательств, тем самым Омскэлектро самовольно увеличен императивно установленный абзацем 2 подпункта «б» пункта 16 Правил 861 6-и месячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...);

-  требование гр.(П...) от 17.06.2013г. (вх. № 8220) о приведении требований ТУ в соответствие с п.16.3 Правил 861 выполнено Омскэлектро 23.07.2013г. – в течение 38 дней,  при установленном 5-и дневном сроке изменения требований;

-  в ТУ включены требования по пункту 11.4, обязывающее гр.(П...) разработать рабочий проект электроснабжения гаражного бокса и до начала производства электромонтажных работ направить его на согласование в Омскэлектро, в то время как пунктом 18(5) Правил 861 определен инициативный порядок представления его  в сетевую организацию, а пунктом 25(1) Правил 861 данное требование не подлежит включению в технические условия технологического присоединения для заявителей присоединяемой мощностью до 15 кВт;

- в ТУ № ТУ 10804/13 включены также требования по пункту 11.5, содержащие указания по проведению проектных, строительных, монтажных, пусконаладочных работ специализированными организациями, имеющими лицензии,  включение которых в технические условии не допускается.

Одним из завершающих этапов технологического присоединения является  осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, который должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя (подпункт «е» пункта 18 Правил 861).

Срок проведения осмотра (обследования) Омскэлектро установлен пунктом 6 договора от 24.05.2013г. № 10804/13 – в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации.

По окончанию выполнения мероприятий технологического присоединения, определенных  ТУ № ТУ 10804/13 от 24.05.2013г. (в редакции изменений от 23.07.2013г.), гр.(П...) трижды направлял уведомления в Омскэлектро о выполнении им технических условий и необходимости осуществления осмотра в порядке подпункта «е» пункта 18 Правил 861 (вх. от 07.11.2013г. № 4862, вх. от 18.12.2013г. № 6469, вх. от 27.12.2013г. № 6775).

Осмотр энергопринимающего устройства гр.(П...) произведен Омскэлектро только 16.01.2014г. По результатам осмотра составлен Акт № Ю-30 от 16.01.2014г. осмотра электроустановки физического лица, используемого в бытовых целях (утвержден главным инженером 23.01.2014г.), который содержит указания на выявленные нарушения со ссылкой на требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6):

-  не разработан технический проект электроснабжения гаража;

- не выполнены электромонтажные работы, согласно выданных  ТУ № 10804/13 от 24.05.2013г.-  не смонтирована линия от опоры № 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража;

-  не предъявлены протоколы проведения лабораторных испытаний электрооборудования гаража – ВРУ – 0,4 кВ, заземляющее устройство смонтировано в гараже;

-  не оформлен акт разграничения по балансовой принадлежности сетей с Омскэлектро.

По результатам осмотра, на основании указанных в Акте № Ю-30 от 16.01.2014г. нарушений Омскэлектро сделано заключение о несоответствии электроустановки гаражного бокса гр.(П...) ТУ, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности  и об отказе в осуществлении присоединения к электрическим сетям Омскэлектро.

Выводы Омскэлектро, содержащиеся в Акте № Ю-30 от 16.01.2014г., не основаны на требованиях действующего законодательства.

Подпунктом «е» пункта 18 Правил 861 установлена обязанность проведения осмотра сетевой организацией с участием заявителя присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, обязанность заявителя предоставлять какие-либо документы, в том числе истребованные Омскэлектро при осмотре энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...), Правилами 861 не предусмотрена, более того – пунктом 19 Правил 861  запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами 861, а Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, об осуществлении технологического присоединения составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению (п.19 Правил 861).

Кроме того, в качестве одного из оснований для отказа в присоединении к электрическим сетям указано нарушение - не смонтирована гр.(П...) линия от опоры № 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража, строительство которой, согласно изменениям от 23.07.2013г. в технические условия  № ТУ 10804/13, возложено на Омскэлектро и которая оставалась не построенной Омскэлектро по состоянию на день проведения осмотра – 16.01.2014г.

Включение в ТУ № ТУ 10804/13 спорных условий Омскэлектро обосновывает (исх. от 25.02.2014г. № 10-01-08/1616) требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), и  Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным  Приказом от 7 апреля 2008г. № 212 Ростехнадзора РФ (исх. от 07.11.2013г. № 09-12/12803).

Применение Омскэлектро требований указанных нормативных актов в отношении заявителей - физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, недопустимо, поскольку ПТЭЭП распространяются на граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В, а требования Порядка являются обязательными для должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, на которых возлагаются обязанности по организации и осуществлению государственного энергетического надзора.

Таким образом, при осуществлении Омскэлектро процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА – ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 № 10804/13 усматривается нарушение следующих требований Правил 861:

абзаца 2 подпункта «б» пункта 16;

пункта 16.3;

подпункта «е» пункта 18;

пункта 19;

пункта 18(5); пункта 25(1),

кроме того применяются требования ПТЭЭП не подлежащие применению к категории потребителей с мощностью потребляемого устройства до 15 кВт и напряжением 0,4 кВ.

Действиями Омскэлектро, совершенными в нарушение требований Правил 861, ПТЭЭП, ущемляются интересы гр.(П...)

В процессе рассмотрения дела 27.03.2014г., после ознакомления с материалами дела, представителем Омскэлектро было заявлено ходатайство о перерыве в рассмотрении дела для возможности добровольного устранения нарушений требований Правил 861, допущенных Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...).

В заседании 03.04.2014г. представитель Омскэлектро уведомил Комиссию о завершении 02.04.2014г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...):

Омскэлектро осуществлено фактическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П…) к электрическим сетям Омскэлектро;

осуществлена подача напряжения на энергопринимающее устройства гаражного бокса гр.(П…);

составлены  Акты: Акт о выполнении технических условий, Акт № 4000018277 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатационной ответственности сторон, Акт технической проверки прибора учета.

Копии Актов представлены в материалы дела.

Заявитель гр.(П...) информацию о завершении 02.04.2014г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса и подачу напряжения  подтвердил.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО «Омскэлектро» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО «Омскэлектро» подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

По основаниям части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Омскэлектро» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

 

Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

- нарушение сетевой организацией ОАО «Омскэлектро» требований по пунктам 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил 861;

- ущемление интересов гр.(П...) допущенными Омскэлектро нарушениями Правил 861;

- фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 № 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П…) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на его энергопринимающее устройство;

- доминирующее положение сетевой организации ОАО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая наличие допущенных занимающим доминирующее положение ОАО «Омскэлектро» нарушений Правил 861 при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...), а также фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 № 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П..) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П...), руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признать ОАО «Омскэлектро» занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

2. Признать ОАО «Омскэлектро» виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов гр.(П...), заключившего договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» от 24.05.2013                   № 10804/13, путем неисполнения требований пунктов: 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861.

3. Предписание ОАО «Омскэлектро» не выдавать в связи с  фактическим присоединением энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П...)

4. Материалы дела № 04/13-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Омскэлектро по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                         (ф.и.о., подпись)

                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                                     (ф.и.о., подписи)

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

stdClass Object ( [vid] => 12110 [uid] => 5 [title] => Дело №04/13-14 в отношении ОАО "Омскэлектро" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12110 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397535520 [changed] => 1397535520 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397535520 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/13 - 14

 

4 апреля 2014 года                                                        
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

(С…) - начальника отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(А…) -  ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от ОАО «Омскэлектро» -(Н…) (доверенность);

гр.(П…) (паспорт),

рассмотрев в заседании 27 марта, 3 апреля 2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 28 февраля 2014 года № 36 по признакам нарушения сетевой организацией ОАО «Омскэлектро» (644027, г.Омск, ул. Л.Чайкиной) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гр.(П...) при осуществлении ОАО «Омскэлектро» (далее - Омскэлектро) технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса, путем нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. № 861 (далее – Правила 861)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дело № 04/13-14 возбуждено на основании материалов заявления гр.(П...) о злоупотреблении доминирующим положением сетевой организацией Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА – ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 № 10804/13.

Материалы заявления свидетельствуют о том, что между Омскэлектро и гр.(П...) был заключен договор на технологическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса со сроком исполнения 6 месяцев со дня заключения договора (п.5 договора). Датой заключения договора № 10804/13 является 14.06.2013г. - дата поступления подписанного гр.(П...) экземпляра договора № 10804/13 в Омскэлектро. К договору прилагались технические условия от 24.05.2013г. № ТУ 10804/13,  пунктом 11 которых определены мероприятия, подлежащие выполнению гр.(П...), в том числе ряд мероприятий, по мнению гр.(П...) не предусмотренных Правилами 861:

п.11.1. строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража;

п 11.4  рабочий проект электроснабжения до начала производства электромонтажных работ направить на согласование в Омскэлектро;

п.11.5 проектные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы по выданным техническим условиям, выполняет за свой счет, из своих материалов и оборудования специализированными организациями, имеющими действующие лицензии.

Уведомления о несоответствии договора № 10804/13 и прилагаемых к договору технических условий № ТУ 10804/13 (далее – ТУ) требованиям Правил 861 и требовании об их приведении в соответствие гр.(П...) неоднократно направлялись в Омскэлектро (вх. от 17.06.2013г. № 8220, вх. от 09.08.2013г.№ 11681, вх. от 12.09.2013г. № 13843).

Требование гр.(П...) об исключении из круга его обязанностей мероприятий по строительству электросетевых объектов за границами его участка - строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража было удовлетворено Омскэлектро путем внесения 23.07.2013г. изменений в ТУ и возложении обязанности по строительству данного электросетевого объекта на Омскэлектро, остальные требования ТУ оставлены Омскэлектро в прежней редакции.

На основании изменений ТУ в части перераспределения обязанностей, внесенных 23.07.2013г., дополнительным соглашением от 23.07.2013г. к договору № 10804/13 был установлен новый срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...) - 23.01.2014г.

Правилами 861 установлен следующий порядок осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств,  максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п.8 Правил 861)

 В заявке, направляемой заявителем должны быть указаны сведения по п.14, п.9  Правил 861:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и», «л»  пункта 9 Правил 861:

«б» наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые не  обходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

«и» сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

«л» наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

При этом сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами 861 (п.11 Правил 861).

Согласно пункту 25(1) Правил 861 в технических условиях для заявителей - физических лиц  максимальная присоединяемая мощность которых составляет до 15 кВт включительно должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Правилами 861 установлен порядок действий заявителя и сетевой организации при несогласии заявителя с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861 заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами 861, а сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами 861 в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору (п.15 Правил 861).

При этом Правилами 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта б) пункта 16 Правил 861 носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

По вопросу разработки заявителем проектной документации в границах его земельного участка п.18(5) Правил 861 установлено, что заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил 861 проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям, при этом п.19 Правил 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами. 861.

В нарушение названных требований Правил 861 Омскэлектро:

 - дополнительным соглашением от 23.07.2013г. к договору № 10804/13 установлен новый срок исполнения обязательств, тем самым Омскэлектро самовольно увеличен императивно установленный абзацем 2 подпункта «б» пункта 16 Правил 861 6-и месячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...);

-  требование гр.(П...) от 17.06.2013г. (вх. № 8220) о приведении требований ТУ в соответствие с п.16.3 Правил 861 выполнено Омскэлектро 23.07.2013г. – в течение 38 дней,  при установленном 5-и дневном сроке изменения требований;

-  в ТУ включены требования по пункту 11.4, обязывающее гр.(П...) разработать рабочий проект электроснабжения гаражного бокса и до начала производства электромонтажных работ направить его на согласование в Омскэлектро, в то время как пунктом 18(5) Правил 861 определен инициативный порядок представления его  в сетевую организацию, а пунктом 25(1) Правил 861 данное требование не подлежит включению в технические условия технологического присоединения для заявителей присоединяемой мощностью до 15 кВт;

- в ТУ № ТУ 10804/13 включены также требования по пункту 11.5, содержащие указания по проведению проектных, строительных, монтажных, пусконаладочных работ специализированными организациями, имеющими лицензии,  включение которых в технические условии не допускается.

Одним из завершающих этапов технологического присоединения является  осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, который должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя (подпункт «е» пункта 18 Правил 861).

Срок проведения осмотра (обследования) Омскэлектро установлен пунктом 6 договора от 24.05.2013г. № 10804/13 – в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации.

По окончанию выполнения мероприятий технологического присоединения, определенных  ТУ № ТУ 10804/13 от 24.05.2013г. (в редакции изменений от 23.07.2013г.), гр.(П...) трижды направлял уведомления в Омскэлектро о выполнении им технических условий и необходимости осуществления осмотра в порядке подпункта «е» пункта 18 Правил 861 (вх. от 07.11.2013г. № 4862, вх. от 18.12.2013г. № 6469, вх. от 27.12.2013г. № 6775).

Осмотр энергопринимающего устройства гр.(П...) произведен Омскэлектро только 16.01.2014г. По результатам осмотра составлен Акт № Ю-30 от 16.01.2014г. осмотра электроустановки физического лица, используемого в бытовых целях (утвержден главным инженером 23.01.2014г.), который содержит указания на выявленные нарушения со ссылкой на требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6):

-  не разработан технический проект электроснабжения гаража;

- не выполнены электромонтажные работы, согласно выданных  ТУ № 10804/13 от 24.05.2013г.-  не смонтирована линия от опоры № 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража;

-  не предъявлены протоколы проведения лабораторных испытаний электрооборудования гаража – ВРУ – 0,4 кВ, заземляющее устройство смонтировано в гараже;

-  не оформлен акт разграничения по балансовой принадлежности сетей с Омскэлектро.

По результатам осмотра, на основании указанных в Акте № Ю-30 от 16.01.2014г. нарушений Омскэлектро сделано заключение о несоответствии электроустановки гаражного бокса гр.(П...) ТУ, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности  и об отказе в осуществлении присоединения к электрическим сетям Омскэлектро.

Выводы Омскэлектро, содержащиеся в Акте № Ю-30 от 16.01.2014г., не основаны на требованиях действующего законодательства.

Подпунктом «е» пункта 18 Правил 861 установлена обязанность проведения осмотра сетевой организацией с участием заявителя присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, обязанность заявителя предоставлять какие-либо документы, в том числе истребованные Омскэлектро при осмотре энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...), Правилами 861 не предусмотрена, более того – пунктом 19 Правил 861  запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами 861, а Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, об осуществлении технологического присоединения составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению (п.19 Правил 861).

Кроме того, в качестве одного из оснований для отказа в присоединении к электрическим сетям указано нарушение - не смонтирована гр.(П...) линия от опоры № 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража, строительство которой, согласно изменениям от 23.07.2013г. в технические условия  № ТУ 10804/13, возложено на Омскэлектро и которая оставалась не построенной Омскэлектро по состоянию на день проведения осмотра – 16.01.2014г.

Включение в ТУ № ТУ 10804/13 спорных условий Омскэлектро обосновывает (исх. от 25.02.2014г. № 10-01-08/1616) требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), и  Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным  Приказом от 7 апреля 2008г. № 212 Ростехнадзора РФ (исх. от 07.11.2013г. № 09-12/12803).

Применение Омскэлектро требований указанных нормативных актов в отношении заявителей - физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, недопустимо, поскольку ПТЭЭП распространяются на граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В, а требования Порядка являются обязательными для должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, на которых возлагаются обязанности по организации и осуществлению государственного энергетического надзора.

Таким образом, при осуществлении Омскэлектро процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА – ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 № 10804/13 усматривается нарушение следующих требований Правил 861:

абзаца 2 подпункта «б» пункта 16;

пункта 16.3;

подпункта «е» пункта 18;

пункта 19;

пункта 18(5); пункта 25(1),

кроме того применяются требования ПТЭЭП не подлежащие применению к категории потребителей с мощностью потребляемого устройства до 15 кВт и напряжением 0,4 кВ.

Действиями Омскэлектро, совершенными в нарушение требований Правил 861, ПТЭЭП, ущемляются интересы гр.(П...)

В процессе рассмотрения дела 27.03.2014г., после ознакомления с материалами дела, представителем Омскэлектро было заявлено ходатайство о перерыве в рассмотрении дела для возможности добровольного устранения нарушений требований Правил 861, допущенных Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...).

В заседании 03.04.2014г. представитель Омскэлектро уведомил Комиссию о завершении 02.04.2014г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...):

Омскэлектро осуществлено фактическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П…) к электрическим сетям Омскэлектро;

осуществлена подача напряжения на энергопринимающее устройства гаражного бокса гр.(П…);

составлены  Акты: Акт о выполнении технических условий, Акт № 4000018277 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатационной ответственности сторон, Акт технической проверки прибора учета.

Копии Актов представлены в материалы дела.

Заявитель гр.(П...) информацию о завершении 02.04.2014г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса и подачу напряжения  подтвердил.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО «Омскэлектро» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО «Омскэлектро» подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

По основаниям части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Омскэлектро» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

 

Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

- нарушение сетевой организацией ОАО «Омскэлектро» требований по пунктам 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил 861;

- ущемление интересов гр.(П...) допущенными Омскэлектро нарушениями Правил 861;

- фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 № 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П…) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на его энергопринимающее устройство;

- доминирующее положение сетевой организации ОАО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая наличие допущенных занимающим доминирующее положение ОАО «Омскэлектро» нарушений Правил 861 при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...), а также фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 № 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П..) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П...), руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признать ОАО «Омскэлектро» занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

2. Признать ОАО «Омскэлектро» виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов гр.(П...), заключившего договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» от 24.05.2013                   № 10804/13, путем неисполнения требований пунктов: 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861.

3. Предписание ОАО «Омскэлектро» не выдавать в связи с  фактическим присоединением энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П...)

4. Материалы дела № 04/13-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Омскэлектро по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                         (ф.и.о., подпись)

                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                                     (ф.и.о., подписи)

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е  № 04/13 - 14

 

4 апреля 2014 года                                                        
г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

(С…) - начальника отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(А…) -  ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от ОАО «Омскэлектро» -(Н…) (доверенность);

гр.(П…) (паспорт),

рассмотрев в заседании 27 марта, 3 апреля 2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 28 февраля 2014 года № 36 по признакам нарушения сетевой организацией ОАО «Омскэлектро» (644027, г.Омск, ул. Л.Чайкиной) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гр.(П...) при осуществлении ОАО «Омскэлектро» (далее - Омскэлектро) технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса, путем нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. № 861 (далее – Правила 861)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дело № 04/13-14 возбуждено на основании материалов заявления гр.(П...) о злоупотреблении доминирующим положением сетевой организацией Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА – ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 № 10804/13.

Материалы заявления свидетельствуют о том, что между Омскэлектро и гр.(П...) был заключен договор на технологическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса со сроком исполнения 6 месяцев со дня заключения договора (п.5 договора). Датой заключения договора № 10804/13 является 14.06.2013г. - дата поступления подписанного гр.(П...) экземпляра договора № 10804/13 в Омскэлектро. К договору прилагались технические условия от 24.05.2013г. № ТУ 10804/13,  пунктом 11 которых определены мероприятия, подлежащие выполнению гр.(П...), в том числе ряд мероприятий, по мнению гр.(П...) не предусмотренных Правилами 861:

п.11.1. строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража;

п 11.4  рабочий проект электроснабжения до начала производства электромонтажных работ направить на согласование в Омскэлектро;

п.11.5 проектные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы по выданным техническим условиям, выполняет за свой счет, из своих материалов и оборудования специализированными организациями, имеющими действующие лицензии.

Уведомления о несоответствии договора № 10804/13 и прилагаемых к договору технических условий № ТУ 10804/13 (далее – ТУ) требованиям Правил 861 и требовании об их приведении в соответствие гр.(П...) неоднократно направлялись в Омскэлектро (вх. от 17.06.2013г. № 8220, вх. от 09.08.2013г.№ 11681, вх. от 12.09.2013г. № 13843).

Требование гр.(П...) об исключении из круга его обязанностей мероприятий по строительству электросетевых объектов за границами его участка - строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража было удовлетворено Омскэлектро путем внесения 23.07.2013г. изменений в ТУ и возложении обязанности по строительству данного электросетевого объекта на Омскэлектро, остальные требования ТУ оставлены Омскэлектро в прежней редакции.

На основании изменений ТУ в части перераспределения обязанностей, внесенных 23.07.2013г., дополнительным соглашением от 23.07.2013г. к договору № 10804/13 был установлен новый срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...) - 23.01.2014г.

Правилами 861 установлен следующий порядок осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств,  максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п.8 Правил 861)

 В заявке, направляемой заявителем должны быть указаны сведения по п.14, п.9  Правил 861:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и», «л»  пункта 9 Правил 861:

«б» наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые не  обходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

«и» сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

«л» наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

При этом сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами 861 (п.11 Правил 861).

Согласно пункту 25(1) Правил 861 в технических условиях для заявителей - физических лиц  максимальная присоединяемая мощность которых составляет до 15 кВт включительно должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Правилами 861 установлен порядок действий заявителя и сетевой организации при несогласии заявителя с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861 заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами 861, а сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами 861 в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору (п.15 Правил 861).

При этом Правилами 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта б) пункта 16 Правил 861 носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

По вопросу разработки заявителем проектной документации в границах его земельного участка п.18(5) Правил 861 установлено, что заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил 861 проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям, при этом п.19 Правил 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами. 861.

В нарушение названных требований Правил 861 Омскэлектро:

 - дополнительным соглашением от 23.07.2013г. к договору № 10804/13 установлен новый срок исполнения обязательств, тем самым Омскэлектро самовольно увеличен императивно установленный абзацем 2 подпункта «б» пункта 16 Правил 861 6-и месячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...);

-  требование гр.(П...) от 17.06.2013г. (вх. № 8220) о приведении требований ТУ в соответствие с п.16.3 Правил 861 выполнено Омскэлектро 23.07.2013г. – в течение 38 дней,  при установленном 5-и дневном сроке изменения требований;

-  в ТУ включены требования по пункту 11.4, обязывающее гр.(П...) разработать рабочий проект электроснабжения гаражного бокса и до начала производства электромонтажных работ направить его на согласование в Омскэлектро, в то время как пунктом 18(5) Правил 861 определен инициативный порядок представления его  в сетевую организацию, а пунктом 25(1) Правил 861 данное требование не подлежит включению в технические условия технологического присоединения для заявителей присоединяемой мощностью до 15 кВт;

- в ТУ № ТУ 10804/13 включены также требования по пункту 11.5, содержащие указания по проведению проектных, строительных, монтажных, пусконаладочных работ специализированными организациями, имеющими лицензии,  включение которых в технические условии не допускается.

Одним из завершающих этапов технологического присоединения является  осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, который должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя (подпункт «е» пункта 18 Правил 861).

Срок проведения осмотра (обследования) Омскэлектро установлен пунктом 6 договора от 24.05.2013г. № 10804/13 – в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации.

По окончанию выполнения мероприятий технологического присоединения, определенных  ТУ № ТУ 10804/13 от 24.05.2013г. (в редакции изменений от 23.07.2013г.), гр.(П...) трижды направлял уведомления в Омскэлектро о выполнении им технических условий и необходимости осуществления осмотра в порядке подпункта «е» пункта 18 Правил 861 (вх. от 07.11.2013г. № 4862, вх. от 18.12.2013г. № 6469, вх. от 27.12.2013г. № 6775).

Осмотр энергопринимающего устройства гр.(П...) произведен Омскэлектро только 16.01.2014г. По результатам осмотра составлен Акт № Ю-30 от 16.01.2014г. осмотра электроустановки физического лица, используемого в бытовых целях (утвержден главным инженером 23.01.2014г.), который содержит указания на выявленные нарушения со ссылкой на требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6):

-  не разработан технический проект электроснабжения гаража;

- не выполнены электромонтажные работы, согласно выданных  ТУ № 10804/13 от 24.05.2013г.-  не смонтирована линия от опоры № 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража;

-  не предъявлены протоколы проведения лабораторных испытаний электрооборудования гаража – ВРУ – 0,4 кВ, заземляющее устройство смонтировано в гараже;

-  не оформлен акт разграничения по балансовой принадлежности сетей с Омскэлектро.

По результатам осмотра, на основании указанных в Акте № Ю-30 от 16.01.2014г. нарушений Омскэлектро сделано заключение о несоответствии электроустановки гаражного бокса гр.(П...) ТУ, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности  и об отказе в осуществлении присоединения к электрическим сетям Омскэлектро.

Выводы Омскэлектро, содержащиеся в Акте № Ю-30 от 16.01.2014г., не основаны на требованиях действующего законодательства.

Подпунктом «е» пункта 18 Правил 861 установлена обязанность проведения осмотра сетевой организацией с участием заявителя присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, обязанность заявителя предоставлять какие-либо документы, в том числе истребованные Омскэлектро при осмотре энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...), Правилами 861 не предусмотрена, более того – пунктом 19 Правил 861  запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами 861, а Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, об осуществлении технологического присоединения составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению (п.19 Правил 861).

Кроме того, в качестве одного из оснований для отказа в присоединении к электрическим сетям указано нарушение - не смонтирована гр.(П...) линия от опоры № 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража, строительство которой, согласно изменениям от 23.07.2013г. в технические условия  № ТУ 10804/13, возложено на Омскэлектро и которая оставалась не построенной Омскэлектро по состоянию на день проведения осмотра – 16.01.2014г.

Включение в ТУ № ТУ 10804/13 спорных условий Омскэлектро обосновывает (исх. от 25.02.2014г. № 10-01-08/1616) требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), и  Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным  Приказом от 7 апреля 2008г. № 212 Ростехнадзора РФ (исх. от 07.11.2013г. № 09-12/12803).

Применение Омскэлектро требований указанных нормативных актов в отношении заявителей - физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, недопустимо, поскольку ПТЭЭП распространяются на граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В, а требования Порядка являются обязательными для должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, на которых возлагаются обязанности по организации и осуществлению государственного энергетического надзора.

Таким образом, при осуществлении Омскэлектро процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА – ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 № 10804/13 усматривается нарушение следующих требований Правил 861:

абзаца 2 подпункта «б» пункта 16;

пункта 16.3;

подпункта «е» пункта 18;

пункта 19;

пункта 18(5); пункта 25(1),

кроме того применяются требования ПТЭЭП не подлежащие применению к категории потребителей с мощностью потребляемого устройства до 15 кВт и напряжением 0,4 кВ.

Действиями Омскэлектро, совершенными в нарушение требований Правил 861, ПТЭЭП, ущемляются интересы гр.(П...)

В процессе рассмотрения дела 27.03.2014г., после ознакомления с материалами дела, представителем Омскэлектро было заявлено ходатайство о перерыве в рассмотрении дела для возможности добровольного устранения нарушений требований Правил 861, допущенных Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...).

В заседании 03.04.2014г. представитель Омскэлектро уведомил Комиссию о завершении 02.04.2014г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...):

Омскэлектро осуществлено фактическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П…) к электрическим сетям Омскэлектро;

осуществлена подача напряжения на энергопринимающее устройства гаражного бокса гр.(П…);

составлены  Акты: Акт о выполнении технических условий, Акт № 4000018277 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатационной ответственности сторон, Акт технической проверки прибора учета.

Копии Актов представлены в материалы дела.

Заявитель гр.(П...) информацию о завершении 02.04.2014г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса и подачу напряжения  подтвердил.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО «Омскэлектро» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО «Омскэлектро» подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

По основаниям части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Омскэлектро» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

 

Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

- нарушение сетевой организацией ОАО «Омскэлектро» требований по пунктам 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил 861;

- ущемление интересов гр.(П...) допущенными Омскэлектро нарушениями Правил 861;

- фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 № 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П…) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на его энергопринимающее устройство;

- доминирующее положение сетевой организации ОАО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая наличие допущенных занимающим доминирующее положение ОАО «Омскэлектро» нарушений Правил 861 при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...), а также фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 № 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П..) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П...), руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признать ОАО «Омскэлектро» занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО «Омскэлектро».

2. Признать ОАО «Омскэлектро» виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов гр.(П...), заключившего договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» от 24.05.2013                   № 10804/13, путем неисполнения требований пунктов: 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861.

3. Предписание ОАО «Омскэлектро» не выдавать в связи с  фактическим присоединением энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П...) к электрическим сетям ОАО «Омскэлектро» и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П...)

4. Материалы дела № 04/13-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Омскэлектро по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                         (ф.и.о., подпись)

                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                                     (ф.и.о., подписи)

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04/13-14 [format] => [safe_value] => № 04/13-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-04 02:59:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-04 02:59:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397535520 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )