Дело № 05-04.1/41-14 по жалобе ООО «Аудиторская фирма «Кодастр»

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: № 05-04.1/41-14
Дата публикации: 17 июня 2014, 16:34

 

Решение № 05-04.1/41-14

о признании жалобы необоснованной

 

10 июня 2014 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Е.В. Смитиенко - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

А.В. Ланбиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие:

Д.А. Бакатиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» (далее также - Заявитель)  на  действия заказчика, организатора конкурса  ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (далее также – Организатор конкурса, ОАО «ОНИИП») включившего, по мнению подателя жалобы, излишнее требование к документам, представляемым с заявкой, а именно  наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну (далее – конкурс) (сайт в сети «Интернет» для размещения информации о торгах http://zakupki.gov.ru),

при участии:

от Заявителя представителя по доверенности <...> (доверенность от 09.06.2014 г., предъявлен паспорт),

от Ответчика представителей:

- <...> (доверенность № 203/46 от 05.03.2014 г., предъявлен паспорт);

- <...> (без надлежаще оформленных полномочий на представление интересов заявителя, предъявлен паспорт)

 

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России 30.05.2014 г. поступила жалоба Заявителя (вх. № 5608), дополнения к жалобе от 04.06.2017 г. (вх. № 5834), который полагает, что Заказчик включил излишнее требование к документам, представляемым с заявкой, а именно  наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с  частью 8 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"  (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с  «Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», утверждённым приказом Минпромторга России от 12.02.2010 года № 2с; «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 года  № 1203;  Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» в случае, если годовая бухгалтерская отчётность содержит в себе сведения, составляющие государственную тайну, она не может быть размещена на сайте в сети Интернет как открытая информация.

Статья 3 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Закон о бухгалтерском учете) определяет бухгалтерскую отчётность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом.

Заявитель полагает, что  в связи с тем, что формы бухгалтерской и финансовой отчётности ОАО «ОНИИП» были опубликованы в сети Интернет в свободном доступе на сервере центра раскрытия корпоративной информации по адресу: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx&id=30333, данная информация доступна неограниченному кругу лиц, что исключает возможность отнесения информации к секретной в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203.

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно допустил к участию, а в дальнейшем и признал победителем открытого конкурса ЗАО «ИнвестАудит», которым в заявке была предоставлена лицензия на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну со сроком действия до 31.07.2014 г.

Кроме того, по мнению заявителя, Заказчик, ОАО «ОНИИП» в нарушение пп.6 п.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  (далее – Закон о контрактной системе) неправомерно отклонил заявку Заявителя  по причине отсутствия действительных квалификационных аттестатов аудиторов.

Заявитель считает, что указанные в представленной заявке  ООО «Аудиторская фирма «Кодастр»  сведения об аудиторах, предлагаемых для участия в аудите финансовой (бухгалтерской) отчётности организации с указанием фамилии, имени и отчества, образования, реквизитов квалификационного аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, должности и стажа работы в данной и аналогичной должности достаточны, и предоставление  дополнительно копий документов, подтверждающий квалификацию аудиторов не обязательно и не может являться основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

2. 10.06.2014 г. (вх. Омского УФАС России № 6127/1) Организатором конкурса представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

- Конкурсной документации, утверждённой генеральным директором ОАО «ОНИИП» Березовским В.А.;

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.05.2014 г.;

- протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2014 г.,

Оригиналы заявок Победителя Конкурса, Заявителя,  ООО «Сибирская консалтинговая компания» на участие в Конкурсе для обозрения.

Также 10.06.2014 г. (вх. Омского УФАС России № 6127/1) ОАО «ОНИИП» представлены возражения на жалобу Заявителя, в соответствии с которыми  Организатор  конкурса пояснил, что  ОАО «ОНИИП» в соответствии с действующим уставом, осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, ОАО «ОНИИП» является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по соответствующему Перечню – совершенно секретно.

В обоснование своих возражений Организатором конкурса представлены копии следующих документов:

- Лицензии, выданной УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- Лицензии, выданной УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- Лицензии, выданной       Рособоронзаказом от 17.01.2012 г. № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии  по производству и реализации вооружений и военной техники.

Представитель Организатора  конкурса на заседании Комиссии 10.06.2014 отметил так же, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» представляет собой обобщённые сведения о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период и не содержит сведения, составляющие государственную тайну, поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность и размещена в сети Интернет в открытом доступе. Однако бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» составляется на основе данных, содержащихся в первичных учетных документах, которые в свою очередь содержат информацию, составляющую государственную тайну.

Кроме того, Организатор конкурса пояснил, что в связи с тем, что  ОАО «ОНИИП» относится к режимным объектам, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну,  имеют исключительно лица с соответствующей формой допуска.

3. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Часть 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности указывает, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно статьи 10 Закона о бухгалтерском учете к регистрам бухгалтерского учета относятся накопленные данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21.07.1993 года. N 5485-1 "О государственной тайне".  Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в статье 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне

В соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 года N 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны

В силу части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов заключается  с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Закона о контрактной системе.

Согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности  аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, который вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности в случае, если он является работником аудиторской организации.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с подпунктами  1 и  2 части 1 статьи 31 Закона о закупках.

Из части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация, в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктами  1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 статьи 31 о контрактной системе. 

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. К числу таких документов относится лицензия, если вид деятельности, который является объектом закупки, подлежит лицензированию. Законом о закупках не установлено, в течение какого срока представляемый документ должен подтверждать соответствие участника требованиям законодательства.

 При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона.

4. Ознакомившись с представленными ОАО «ОНИИП» материалами и информацией, Комиссия установила, что 24.04.2013 г. Заказчиком было размещено в единой информационной системе извещение о проведении Конкурса.

 В соответствии с

- протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.05.2014 года,

- протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2014 года,

на участие в Конкурсе были поданы заявки ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ», ООО «Сибирская консалтинговая компания», ООО «Аудиторская фирма «Кодастр», из которых к участию в Конкурсе была допущена только одна заявка ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ».

В соответствии с действующим уставом Заказчик осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

Кроме того, Заказчик имеет:

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- лицензию, выданную     Рособоронзаказом от 17.01.2012 г. № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии  по производству и реализации вооружений и военной техники.

В связи с тем, что ОАО ОНИИП является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на основании того, что согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, Заказчик в пункте 1.6.4.1  конкурсной документации, а так же в пункте 8.15 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ КОНКУРСА» установил обязательные требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, в том числе:  наличие копии действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну, а также наличие копий действительных квалификационных аттестатов аудиторов (которые должны будут непосредственно участвовать  в проверке).

Кроме того, в конкурсной документации организатора конкурса подпунктом 3 пункта 8.15 информационной карты установлено, что документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа предоставляются по усмотрению участника размещения заказа, то есть представление их в составе заявки является не обязательным.

В заявках на участие в открытом конкурсе, представленных Заявителем, а также другим участником ООО «Сибирская консалтинговая компания», действительно отсутствует лицензия на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, также в заявке Заявителя отсутствуют копии квалификационных аттестатов аудиторов, которые должны были бы участвовать в аудиторской проверке.

Изучив  конкурсную документацию, а также заявки участников, представленные ОАО «ОНИИП», Комиссия пришла к заключению, что отказ в допуске ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» к участию в открытом конкурсе (извещение № 0552100000514000002) по причине отсутствия действующей копии лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, отсутствия копии действительных квалификационных аттестатов аудиторов, является обоснованным.

Кроме того, проанализировав материалы дела, Комиссии полагает, что, поскольку часть 6 статьи 31 Закона о закупках запрещает устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона, включение требования о сроке действия лицензии неправомерно.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» на  действия организатора конкурса  ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения»  при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         В.А. Кабаненко

 

Члены Комиссии:                                                                                                         Г.В. Лаптева

                                                                                                                                   Ю.В. Стогова      

                                                                                                                                Е.В. Смитиенко                                                                           

                                                                                                                                  А.В. Ланбина

stdClass Object ( [vid] => 12596 [uid] => 5 [title] => Дело № 05-04.1/41-14 по жалобе ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12596 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403775743 [changed] => 1403775839 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403775839 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение № 05-04.1/41-14

о признании жалобы необоснованной

 

10 июня 2014 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Е.В. Смитиенко - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

А.В. Ланбиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие:

Д.А. Бакатиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» (далее также - Заявитель)  на  действия заказчика, организатора конкурса  ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (далее также – Организатор конкурса, ОАО «ОНИИП») включившего, по мнению подателя жалобы, излишнее требование к документам, представляемым с заявкой, а именно  наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну (далее – конкурс) (сайт в сети «Интернет» для размещения информации о торгах http://zakupki.gov.ru),

при участии:

от Заявителя представителя по доверенности <...> (доверенность от 09.06.2014 г., предъявлен паспорт),

от Ответчика представителей:

- <...> (доверенность № 203/46 от 05.03.2014 г., предъявлен паспорт);

- <...> (без надлежаще оформленных полномочий на представление интересов заявителя, предъявлен паспорт)

 

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России 30.05.2014 г. поступила жалоба Заявителя (вх. № 5608), дополнения к жалобе от 04.06.2017 г. (вх. № 5834), который полагает, что Заказчик включил излишнее требование к документам, представляемым с заявкой, а именно  наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с  частью 8 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"  (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с  «Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», утверждённым приказом Минпромторга России от 12.02.2010 года № 2с; «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 года  № 1203;  Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» в случае, если годовая бухгалтерская отчётность содержит в себе сведения, составляющие государственную тайну, она не может быть размещена на сайте в сети Интернет как открытая информация.

Статья 3 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Закон о бухгалтерском учете) определяет бухгалтерскую отчётность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом.

Заявитель полагает, что  в связи с тем, что формы бухгалтерской и финансовой отчётности ОАО «ОНИИП» были опубликованы в сети Интернет в свободном доступе на сервере центра раскрытия корпоративной информации по адресу: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx&id=30333, данная информация доступна неограниченному кругу лиц, что исключает возможность отнесения информации к секретной в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203.

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно допустил к участию, а в дальнейшем и признал победителем открытого конкурса ЗАО «ИнвестАудит», которым в заявке была предоставлена лицензия на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну со сроком действия до 31.07.2014 г.

Кроме того, по мнению заявителя, Заказчик, ОАО «ОНИИП» в нарушение пп.6 п.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  (далее – Закон о контрактной системе) неправомерно отклонил заявку Заявителя  по причине отсутствия действительных квалификационных аттестатов аудиторов.

Заявитель считает, что указанные в представленной заявке  ООО «Аудиторская фирма «Кодастр»  сведения об аудиторах, предлагаемых для участия в аудите финансовой (бухгалтерской) отчётности организации с указанием фамилии, имени и отчества, образования, реквизитов квалификационного аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, должности и стажа работы в данной и аналогичной должности достаточны, и предоставление  дополнительно копий документов, подтверждающий квалификацию аудиторов не обязательно и не может являться основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

2. 10.06.2014 г. (вх. Омского УФАС России № 6127/1) Организатором конкурса представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

- Конкурсной документации, утверждённой генеральным директором ОАО «ОНИИП» Березовским В.А.;

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.05.2014 г.;

- протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2014 г.,

Оригиналы заявок Победителя Конкурса, Заявителя,  ООО «Сибирская консалтинговая компания» на участие в Конкурсе для обозрения.

Также 10.06.2014 г. (вх. Омского УФАС России № 6127/1) ОАО «ОНИИП» представлены возражения на жалобу Заявителя, в соответствии с которыми  Организатор  конкурса пояснил, что  ОАО «ОНИИП» в соответствии с действующим уставом, осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, ОАО «ОНИИП» является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по соответствующему Перечню – совершенно секретно.

В обоснование своих возражений Организатором конкурса представлены копии следующих документов:

- Лицензии, выданной УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- Лицензии, выданной УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- Лицензии, выданной       Рособоронзаказом от 17.01.2012 г. № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии  по производству и реализации вооружений и военной техники.

Представитель Организатора  конкурса на заседании Комиссии 10.06.2014 отметил так же, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» представляет собой обобщённые сведения о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период и не содержит сведения, составляющие государственную тайну, поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность и размещена в сети Интернет в открытом доступе. Однако бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» составляется на основе данных, содержащихся в первичных учетных документах, которые в свою очередь содержат информацию, составляющую государственную тайну.

Кроме того, Организатор конкурса пояснил, что в связи с тем, что  ОАО «ОНИИП» относится к режимным объектам, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну,  имеют исключительно лица с соответствующей формой допуска.

3. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Часть 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности указывает, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно статьи 10 Закона о бухгалтерском учете к регистрам бухгалтерского учета относятся накопленные данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21.07.1993 года. N 5485-1 "О государственной тайне".  Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в статье 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне

В соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 года N 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны

В силу части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов заключается  с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Закона о контрактной системе.

Согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности  аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, который вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности в случае, если он является работником аудиторской организации.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с подпунктами  1 и  2 части 1 статьи 31 Закона о закупках.

Из части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация, в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктами  1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 статьи 31 о контрактной системе. 

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. К числу таких документов относится лицензия, если вид деятельности, который является объектом закупки, подлежит лицензированию. Законом о закупках не установлено, в течение какого срока представляемый документ должен подтверждать соответствие участника требованиям законодательства.

 При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона.

4. Ознакомившись с представленными ОАО «ОНИИП» материалами и информацией, Комиссия установила, что 24.04.2013 г. Заказчиком было размещено в единой информационной системе извещение о проведении Конкурса.

 В соответствии с

- протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.05.2014 года,

- протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2014 года,

на участие в Конкурсе были поданы заявки ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ», ООО «Сибирская консалтинговая компания», ООО «Аудиторская фирма «Кодастр», из которых к участию в Конкурсе была допущена только одна заявка ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ».

В соответствии с действующим уставом Заказчик осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

Кроме того, Заказчик имеет:

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- лицензию, выданную     Рособоронзаказом от 17.01.2012 г. № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии  по производству и реализации вооружений и военной техники.

В связи с тем, что ОАО ОНИИП является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на основании того, что согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, Заказчик в пункте 1.6.4.1  конкурсной документации, а так же в пункте 8.15 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ КОНКУРСА» установил обязательные требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, в том числе:  наличие копии действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну, а также наличие копий действительных квалификационных аттестатов аудиторов (которые должны будут непосредственно участвовать  в проверке).

Кроме того, в конкурсной документации организатора конкурса подпунктом 3 пункта 8.15 информационной карты установлено, что документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа предоставляются по усмотрению участника размещения заказа, то есть представление их в составе заявки является не обязательным.

В заявках на участие в открытом конкурсе, представленных Заявителем, а также другим участником ООО «Сибирская консалтинговая компания», действительно отсутствует лицензия на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, также в заявке Заявителя отсутствуют копии квалификационных аттестатов аудиторов, которые должны были бы участвовать в аудиторской проверке.

Изучив  конкурсную документацию, а также заявки участников, представленные ОАО «ОНИИП», Комиссия пришла к заключению, что отказ в допуске ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» к участию в открытом конкурсе (извещение № 0552100000514000002) по причине отсутствия действующей копии лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, отсутствия копии действительных квалификационных аттестатов аудиторов, является обоснованным.

Кроме того, проанализировав материалы дела, Комиссии полагает, что, поскольку часть 6 статьи 31 Закона о закупках запрещает устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона, включение требования о сроке действия лицензии неправомерно.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» на  действия организатора конкурса  ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения»  при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         В.А. Кабаненко

 

Члены Комиссии:                                                                                                         Г.В. Лаптева

                                                                                                                                   Ю.В. Стогова      

                                                                                                                                Е.В. Смитиенко                                                                           

                                                                                                                                  А.В. Ланбина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение № 05-04.1/41-14

о признании жалобы необоснованной

 

10 июня 2014 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

В.А. Кабаненко – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Е.В. Смитиенко - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

А.В. Ланбиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие:

Д.А. Бакатиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» (далее также - Заявитель)  на  действия заказчика, организатора конкурса  ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (далее также – Организатор конкурса, ОАО «ОНИИП») включившего, по мнению подателя жалобы, излишнее требование к документам, представляемым с заявкой, а именно  наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну (далее – конкурс) (сайт в сети «Интернет» для размещения информации о торгах http://zakupki.gov.ru),

при участии:

от Заявителя представителя по доверенности <...> (доверенность от 09.06.2014 г., предъявлен паспорт),

от Ответчика представителей:

- <...> (доверенность № 203/46 от 05.03.2014 г., предъявлен паспорт);

- <...> (без надлежаще оформленных полномочий на представление интересов заявителя, предъявлен паспорт)

 

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России 30.05.2014 г. поступила жалоба Заявителя (вх. № 5608), дополнения к жалобе от 04.06.2017 г. (вх. № 5834), который полагает, что Заказчик включил излишнее требование к документам, представляемым с заявкой, а именно  наличие действующей лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с  частью 8 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"  (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с  «Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», утверждённым приказом Минпромторга России от 12.02.2010 года № 2с; «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 года  № 1203;  Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» в случае, если годовая бухгалтерская отчётность содержит в себе сведения, составляющие государственную тайну, она не может быть размещена на сайте в сети Интернет как открытая информация.

Статья 3 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Закон о бухгалтерском учете) определяет бухгалтерскую отчётность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом.

Заявитель полагает, что  в связи с тем, что формы бухгалтерской и финансовой отчётности ОАО «ОНИИП» были опубликованы в сети Интернет в свободном доступе на сервере центра раскрытия корпоративной информации по адресу: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx&id=30333, данная информация доступна неограниченному кругу лиц, что исключает возможность отнесения информации к секретной в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», «Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне», утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203.

По мнению заявителя, организатор торгов неправомерно допустил к участию, а в дальнейшем и признал победителем открытого конкурса ЗАО «ИнвестАудит», которым в заявке была предоставлена лицензия на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну со сроком действия до 31.07.2014 г.

Кроме того, по мнению заявителя, Заказчик, ОАО «ОНИИП» в нарушение пп.6 п.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  (далее – Закон о контрактной системе) неправомерно отклонил заявку Заявителя  по причине отсутствия действительных квалификационных аттестатов аудиторов.

Заявитель считает, что указанные в представленной заявке  ООО «Аудиторская фирма «Кодастр»  сведения об аудиторах, предлагаемых для участия в аудите финансовой (бухгалтерской) отчётности организации с указанием фамилии, имени и отчества, образования, реквизитов квалификационного аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, должности и стажа работы в данной и аналогичной должности достаточны, и предоставление  дополнительно копий документов, подтверждающий квалификацию аудиторов не обязательно и не может являться основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

2. 10.06.2014 г. (вх. Омского УФАС России № 6127/1) Организатором конкурса представлены надлежащим образом заверенные копии, в том числе:

- Конкурсной документации, утверждённой генеральным директором ОАО «ОНИИП» Березовским В.А.;

- протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.05.2014 г.;

- протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2014 г.,

Оригиналы заявок Победителя Конкурса, Заявителя,  ООО «Сибирская консалтинговая компания» на участие в Конкурсе для обозрения.

Также 10.06.2014 г. (вх. Омского УФАС России № 6127/1) ОАО «ОНИИП» представлены возражения на жалобу Заявителя, в соответствии с которыми  Организатор  конкурса пояснил, что  ОАО «ОНИИП» в соответствии с действующим уставом, осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, ОАО «ОНИИП» является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по соответствующему Перечню – совершенно секретно.

В обоснование своих возражений Организатором конкурса представлены копии следующих документов:

- Лицензии, выданной УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- Лицензии, выданной УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- Лицензии, выданной       Рособоронзаказом от 17.01.2012 г. № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии  по производству и реализации вооружений и военной техники.

Представитель Организатора  конкурса на заседании Комиссии 10.06.2014 отметил так же, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» представляет собой обобщённые сведения о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период и не содержит сведения, составляющие государственную тайну, поэтому бухгалтерская (финансовая) отчетность и размещена в сети Интернет в открытом доступе. Однако бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «ОНИИП» составляется на основе данных, содержащихся в первичных учетных документах, которые в свою очередь содержат информацию, составляющую государственную тайну.

Кроме того, Организатор конкурса пояснил, что в связи с тем, что  ОАО «ОНИИП» относится к режимным объектам, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну,  имеют исключительно лица с соответствующей формой допуска.

3. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Часть 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности указывает, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Частью 8 статьи 1 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно статьи 10 Закона о бухгалтерском учете к регистрам бухгалтерского учета относятся накопленные данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21.07.1993 года. N 5485-1 "О государственной тайне".  Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в статье 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне

В соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 года N 333 утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны

В силу части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов заключается  с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Закона о контрактной системе.

Согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности  аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, который вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности в случае, если он является работником аудиторской организации.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с подпунктами  1 и  2 части 1 статьи 31 Закона о закупках.

Из части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация, в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктами  1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 статьи 31 о контрактной системе. 

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки. К числу таких документов относится лицензия, если вид деятельности, который является объектом закупки, подлежит лицензированию. Законом о закупках не установлено, в течение какого срока представляемый документ должен подтверждать соответствие участника требованиям законодательства.

 При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона.

4. Ознакомившись с представленными ОАО «ОНИИП» материалами и информацией, Комиссия установила, что 24.04.2013 г. Заказчиком было размещено в единой информационной системе извещение о проведении Конкурса.

 В соответствии с

- протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 21.05.2014 года,

- протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 22.05.2014 года,

на участие в Конкурсе были поданы заявки ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ», ООО «Сибирская консалтинговая компания», ООО «Аудиторская фирма «Кодастр», из которых к участию в Конкурсе была допущена только одна заявка ЗАО «ИНВЕСТАУДИТ».

В соответствии с действующим уставом Заказчик осуществляет проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области техники связи и приборостроения специального и гражданского назначения, разработку алгоритмов и программ для обработки информации, моделирования и автоматизированного проектирования специального и гражданского назначения, производство, пусконаладочные работы, сервисное и гарантийное обслуживание систем, комплексов и средств связи специального и гражданского назначения, участвует в разработке НИОКР с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

Кроме того, Заказчик имеет:

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1002 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешённых к использованию сведений  – особой важности;

- лицензию, выданную УФСБ России по Омской области от 14.09.2011 г. регистрационный № 1004 М на осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, связанных с функционированием шифровального органа со степенью секретности разрешённых к использованию сведений – особой важности;

- лицензию, выданную     Рособоронзаказом от 17.01.2012 г. № 002060 ВВТ-ОПРУ на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с приложением к лицензии по разработке вооружения и военной технике, а также с приложением к лицензии  по производству и реализации вооружений и военной техники.

В связи с тем, что ОАО ОНИИП является режимной организацией, имеет наивысший гриф секретности проводимых работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на основании того, что согласно статье 4 Закона об аудиторской деятельности аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, Заказчик в пункте 1.6.4.1  конкурсной документации, а так же в пункте 8.15 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ КОНКУРСА» установил обязательные требования к документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе, в том числе:  наличие копии действующей лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну, а также наличие копий действительных квалификационных аттестатов аудиторов (которые должны будут непосредственно участвовать  в проверке).

Кроме того, в конкурсной документации организатора конкурса подпунктом 3 пункта 8.15 информационной карты установлено, что документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа предоставляются по усмотрению участника размещения заказа, то есть представление их в составе заявки является не обязательным.

В заявках на участие в открытом конкурсе, представленных Заявителем, а также другим участником ООО «Сибирская консалтинговая компания», действительно отсутствует лицензия на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, также в заявке Заявителя отсутствуют копии квалификационных аттестатов аудиторов, которые должны были бы участвовать в аудиторской проверке.

Изучив  конкурсную документацию, а также заявки участников, представленные ОАО «ОНИИП», Комиссия пришла к заключению, что отказ в допуске ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» к участию в открытом конкурсе (извещение № 0552100000514000002) по причине отсутствия действующей копии лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, отсутствия копии действительных квалификационных аттестатов аудиторов, является обоснованным.

Кроме того, проанализировав материалы дела, Комиссии полагает, что, поскольку часть 6 статьи 31 Закона о закупках запрещает устанавливать к участникам закупки требования в нарушение названного Закона, включение требования о сроке действия лицензии неправомерно.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Аудиторская фирма «Кодастр» на  действия организатора конкурса  ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения»  при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         В.А. Кабаненко

 

Члены Комиссии:                                                                                                         Г.В. Лаптева

                                                                                                                                   Ю.В. Стогова      

                                                                                                                                Е.В. Смитиенко                                                                           

                                                                                                                                  А.В. Ланбина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-04.1/41-14 [format] => [safe_value] => № 05-04.1/41-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 52 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 52 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-17 09:34:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-10 09:34:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403775743 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )