Дело №04/18-14 в отношении ОАО "ТГК№11"

Номер дела: № 04/18-14
Дата публикации: 25 июня 2014, 17:21

Решение №04/18-14

 

24 июня 2014 года                                                              
г. Омск

 

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

(А….) – ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от ОАО «ТГК № 11» - (Д…) (доверенность);

от ФГУП «Почта России» - (П…) (доверенность);

в отсутствие:

заявителей:  гр. (К…й),  гр.(С…), извещенных надлежащим образом;

представителя  ТСЖ «Дианова-1» - лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу обстоятельствах,

рассмотрев в заседаниях 10 апреля; 13, 28 мая; 18 июня  2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 18 марта 2014 года № 47 по признакам нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (г.Омск, ул. Партизанская, 10)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг, в том числе гр.(К…й) и гр.(С…), путем нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала срока представления потребителям коммунальных услуг платежных документов, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (далее – ТГК) послужило заявление (вх. от 26.02.2014 № 1723э)  собственника жилого помещения в жилом доме гр.(К…й) на нарушение теплоснабжающей организацией ТГК порядка предоставления платежных документов, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 (далее – Правила 354).

Материалы заявления (вх. от 08.04.2014 № 3126) гр.(С…) также указывающие на нарушение теплоснабжающей организацией ТГК порядка предоставления платежных документов в жилом доме по ул.(К…), (…) приобщены к материалам рассматриваемого дела, гр.(С…)  Определением от 10.04.2014г. № 04/18-14 привлечена к рассмотрению дела в качестве заявителя.

С целью определения круга лиц в отношении которых были совершены действия по несвоевременной доставке платежных документов и произведено незаконное начисление пени Омским УФАС России (далее – УФАС) было размещено на сайте управления www.omsk. fas.gov.ru сообщение о возбужденном в отношении ТГК деле о нарушении антимонопольного законодательства. В сообщении предлагалась потребителям тепловой энергии информировать УФАС обо всех нарушениях ТГК срока представления платежных документов потребителям, что привело к задержке оплаты за потребленную энергию, необоснованному начислению пени и, тем самым, к ущемлению интересов потребителей.

В период рассмотрения дела была подтверждена информация о нарушении ТГК срока представления платежных документов потребителям, проживающим по следующим адресам в г.Омске: (в тексте решения по перечню – адреса 21 жилого дома), из чего следует. что нарушение Правил 354 совершалось ТГК практически на всей территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК.

2. В соответствии с Правилами 354  плата за коммунальные услуги вносится потребителем ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (п.66 Правил 354).

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п.67 Правил 354).

Требования к содержанию платежных документов  установлены пунктом 69 Правил 354, при этом размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого дого-

 

вора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю (п.70 Правил 354).

За невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги потребители обязаны уплатить исполнителю пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (п.158, 159 Правил 354,  часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Названные нормы действующего законодательства указывают на то, что обязанность по уплате пеней возникает у потребителя коммунальных услуг только в случае своевременного информирования плательщика о размере предстоящих внесению платежей путем предоставления платежных документов в срок, установленный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный вывод соответствует сложившейся судебной арбитражной практике: Определению ВАС РФ от 05.05.2011г. № ВАС-3045/11;  Определению ВАС РФ от 16.01.2012г. № ВАС-14735/11, Определению ВАС РФ от 24.07.2012г. № ВАС-9083/12.

Из заявлений  гр.(К…й), гр.(С…), обращений перечисленных в п.1 настоящего решения потребителей следует, что ТГК представляет потребителям коммунальных услуг платежные документы позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, в том числе иногда и позднее  10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом - крайнего срока внесения платы за коммунальные услуги, установленного Правилами 354, тем самым сокращая установленный для  оплаты коммунальных услуг десятидневный срок, результатом чего является начисление пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги.

На основании заявления гр.(К…й)  в рамках рассматриваемого дела УФАС произвел проверку деятельности ТГК на соответствие установленным Правилами 354 требованиям по представлению потребителям платежных документов за оказанные коммунальные услуги потребителям жилого дома по ул.(Д…), …).

3. Между ТГК и ТСЖ «Дианова-1», осуществляющим управление жилым домом по ул.(Д…), (…), заключен договор ресурсоснабжения от 30.10.2007 № 5-1669 в соответствии с которым ТГК осуществляет снабжение ТСЖ «Дианова-1» тепловой энергией в горячей воде для оказания коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС).

 Дополнительным соглашением  от 07.09.2012г. к договору от 30.10.2007 № 5-1669, заключенным сторонами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных  жилых домах по ул. (Д…), №…; №…; №… (протокол от 20.09.2012г., от 21.09.2012г. от 22.09.2012г.) определено, что:

- ТГК оказывает ТСЖ «Дианова-1» услугу по ведению абонентской работы с потребителями коммунального ресурса;

- ТГК по поручению ТСЖ «Дианова-1» ТГК ежемесячно самостоятельно осуществляет начисление потребителям платы на оказываемые ТСЖ «Дианова-1» коммунальные услуги;

- ТГК ежемесячно производит начисление потребителям пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством;

- ТГК ежемесячно осуществляет печать и доставку квитанций на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) и пени потребителям.

Иного срока представления платежных документов, кроме установленного Правилами 354 - не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, дополнительным соглашением  от 07.09.2012г. к договору от 30.10.2007 № 5-1669 не установлено.

4. Непосредственную доставку платежных документов до потребителей осуществляет ФГУП «Почта России» в лице УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) по договору с ТГК на оказание услуг от 17.04.2013 № 05.125.307.13/44.17-11/160 (далее –договор).

Согласно пункту 1.1. договора Почта России осуществляет доставку неконвертованных счетов-квитанций за тепловую энергию и ГВС населению г.Омска для нужд ТГК. При этом, доставка

счетов-квитанций в почтовые ящики потребителей по адресам, указанным в корреспонденции, осуществляется Почтой России в течение 5 (пяти) календарных дней с момента их получения от ТГК (п.1.8.; п.2.1.2. договора).

Представленные ТГК по запросу УФАС отчеты об оказанных Почтой России услугах по доставке неконвертованных счетов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года (исх. от 14.03.2014 № 30-03-06/1631), в том числе и по ул.(Д…), (…) не содержат информации о сроках доставки счетов до потребителей коммунальных услуг. В отчетах содержится лишь дата приемки ТГК отчетов Почты России об объеме оказанных в данном  периоде (месяцах) услугах по доставке неконвертованных счетов. Иных документов, подтверждающих исполнение ТГК обязанности по представлению потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата платежных документов, ТГК не представлено.

Информация о сроках передачи ТГК неконвертованных счетов – квитанций на Почту России и  доставка счетов-квитанций в почтовые ящики потребителей по адресу ул.(Д…), (…) представлена Почта России (исх. от 03.04.2014 № 44.17-30/557.323):

- счета - квитанции за тепловую энергию и горячее водоснабжение за сентябрь 2013 года переданы представителем ТГК в участок обмена Омского почтамта 30.09.2013 года, в отделение почтовой связи № 644073 Омского почтамта  Почта России (далее – ОПС 73) счета-квитанции поступили 01.10.2013г. Доставка счетов- квитанций в адрес: (…) производилась по 05.10.2013г. включительно;

- счета - квитанции за октябрь 2013 года переданы на Почту России 01.11.2013г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 02.11.2013г. Доставка счетов     - квитанций в адрес (…) производилась по 06.11.2013г.;

- счета - квитанции за ноябрь 2013 года переданы на Почту России 03.12.2013г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 04.12.2013г. Доставка счетов- квитанций в адрес (…) производилась по 07.12.2013г.;

- счета - квитанции за декабрь 2013 года переданы на Почту России 09.01.2014г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 10.01.2014г. Доставка счетов     - квитанций в адрес (…)  производилась по 14.01.2014г.;

- счета - квитанции за январь 2014 года переданы на Почту России 03.02.2014г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 04.02.2014г. Доставка счетов - квитанций в адрес (…) производилась по 08.02.2014г.

Представленная Почтой России информация свидетельствует о нарушении ТГК сроков представления платежных документов потребителям в течение всего рассматриваемого по данному делу периода - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года.

Информация о нарушении ТГК сроков представления платежных документов потребителям подтверждается и заявлением гр(С…) в котором также указывается на постоянное нарушение ТГК сроков представления платежных документов потребителям в жилом доме по ул.Н.Кузнецова, 4 в течение всего 2013 года. В 2014 году нарушение сроков доставки счетов-квитанций продолжилось: счета-квитанции на оплату коммунальных услуг за отопление и ГВС за февраль 2014 года были представлены 7 марта 2014 года. Оплата коммунальных услуг произведена гр.)С…) 10.03.2014г. – своевременно, однако ТГК произведено начисление пени в размере 13,13 руб. Доставка  счетов-квитанций за март 2014 года осуществлена 3 апреля 2014 года - пеня начислена в размере 13,47 рублей.

5.  В процессе рассмотрения дела ТГК представлена дополнительная информация по рассматриваемому делу (исх. от 13.05.2014 № 30-03-06/2968) из которой следует, что ТГК принят ряд мер по устранению допущенных нарушений:

- начиная с марта  2014 года доставка квитанций населению осуществляется в соответствии с требованиями Правил 354: за март 2014 года доставка счетов-квитанций осуществлялась Почтой России с 28.03.2014г., за апрель 2014 года - с 28.04.2014г., что подтверждается актами приема- передачи Почте России счетов-квитанций;

- с апреля 2014 года начисление пени и требование по ее оплате формируется  ТГК отдельным платежным документом;

- начисление пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги производится ТГК начиная с 1 числа месяца, следующего через один месяц за расчетным.

Дополнительно представленная ТГК информация (исх. от 13.05.2014 № 30-03-06/2968) содержит ссылку на то, что в апреле 2014 года ТГК произведен перерасчет пени, с учетом фактических сроков доставки квитанций потребителям, однако доказательств такого перерасчета в Комиссию УФАС не представлено, что не может свидетельствовать об устранении последствий допущенного ТГК нарушения.

6. В соответствии  с требованиями  части 7 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», пункта 1.5 раздела I Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010г. № 18026) для установления доминирующего положения ТГК на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на данном рынке в период 2013 года и первого квартала 2014 года.

По результатам проведенного анализа рынка поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК в выбранный временной период установлено, что ТГК на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК имеет долю 100,0 процентов и занимает  доминирующее положение с долей более пятидесяти процентов в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

В соответствии с пунктом 3.25. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345, принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

7. Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

  •  нарушение ТГК в исследованный Комиссией период с сентября 2013 года по январь 2014 года срока представления потребителям платежных документов установленного пунктом 67 Правил 354;
  • необоснованное начисление пени потребителям, несвоевременно внесшим плату за коммунальные услуги в связи несвоевременным представлением ТГК платежных документов, что привело к ущемлению интересов потребителей;
  • принятие ТГК мер к устранению допущенных нарушений требований Правил 354 без представления доказательств устранения их последствий;
  • доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала. ОАО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Омскэлектро» на территории г.Омска.

При принятии решения Комиссия отмечает действия ТГК, направленные на добровольное устранение допущенных нарушений требований Правил 354, однако отклоняет ходатайство ТГК о прекращении рассмотрения дела по основаниям п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием доказательств по устранению последствий допущенного ТГК нарушения Правил 354.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Установить доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала с долей более пятидесяти процентов на основании части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345, Аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала, утвержденного руководителем Омского УФАС России 10.06.2014г.

2. Признать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала  виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении срока  представления потребителям коммунальных

услуг, в том числе гр.(К…й), гр.(С…) платежных документов на оплату коммунальных услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению, установленного пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, обязанность по своевременному представлению которых возложена на ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала  договорами ресурсоснабжения, что привело к несвоевременной оплате коммунальных услуг, к необоснованному начислению пени и, тем самым, к ущемлению интересов потребителей, в том числе интересов гр.(К…й) и гр.(С….).

3. Предписание ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала не выдавать в связи с  устранением обстоятельств, приводящих к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

4. Материалы дела № 04/18-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                                  (подпись, ф.и.о.)                                                                        

 

Члены комиссии                                                                                                             (подписи, ф.и.о.)

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

stdClass Object ( [vid] => 12607 [uid] => 5 [title] => Дело №04/18-14 в отношении ОАО "ТГК№11" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12607 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403864652 [changed] => 1403864652 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403864652 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение №04/18-14

 

24 июня 2014 года                                                              
г. Омск

 

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

(А….) – ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от ОАО «ТГК № 11» - (Д…) (доверенность);

от ФГУП «Почта России» - (П…) (доверенность);

в отсутствие:

заявителей:  гр. (К…й),  гр.(С…), извещенных надлежащим образом;

представителя  ТСЖ «Дианова-1» - лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу обстоятельствах,

рассмотрев в заседаниях 10 апреля; 13, 28 мая; 18 июня  2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 18 марта 2014 года № 47 по признакам нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (г.Омск, ул. Партизанская, 10)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг, в том числе гр.(К…й) и гр.(С…), путем нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала срока представления потребителям коммунальных услуг платежных документов, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (далее – ТГК) послужило заявление (вх. от 26.02.2014 № 1723э)  собственника жилого помещения в жилом доме гр.(К…й) на нарушение теплоснабжающей организацией ТГК порядка предоставления платежных документов, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 (далее – Правила 354).

Материалы заявления (вх. от 08.04.2014 № 3126) гр.(С…) также указывающие на нарушение теплоснабжающей организацией ТГК порядка предоставления платежных документов в жилом доме по ул.(К…), (…) приобщены к материалам рассматриваемого дела, гр.(С…)  Определением от 10.04.2014г. № 04/18-14 привлечена к рассмотрению дела в качестве заявителя.

С целью определения круга лиц в отношении которых были совершены действия по несвоевременной доставке платежных документов и произведено незаконное начисление пени Омским УФАС России (далее – УФАС) было размещено на сайте управления www.omsk. fas.gov.ru сообщение о возбужденном в отношении ТГК деле о нарушении антимонопольного законодательства. В сообщении предлагалась потребителям тепловой энергии информировать УФАС обо всех нарушениях ТГК срока представления платежных документов потребителям, что привело к задержке оплаты за потребленную энергию, необоснованному начислению пени и, тем самым, к ущемлению интересов потребителей.

В период рассмотрения дела была подтверждена информация о нарушении ТГК срока представления платежных документов потребителям, проживающим по следующим адресам в г.Омске: (в тексте решения по перечню – адреса 21 жилого дома), из чего следует. что нарушение Правил 354 совершалось ТГК практически на всей территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК.

2. В соответствии с Правилами 354  плата за коммунальные услуги вносится потребителем ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (п.66 Правил 354).

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п.67 Правил 354).

Требования к содержанию платежных документов  установлены пунктом 69 Правил 354, при этом размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого дого-

 

вора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю (п.70 Правил 354).

За невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги потребители обязаны уплатить исполнителю пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (п.158, 159 Правил 354,  часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Названные нормы действующего законодательства указывают на то, что обязанность по уплате пеней возникает у потребителя коммунальных услуг только в случае своевременного информирования плательщика о размере предстоящих внесению платежей путем предоставления платежных документов в срок, установленный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный вывод соответствует сложившейся судебной арбитражной практике: Определению ВАС РФ от 05.05.2011г. № ВАС-3045/11;  Определению ВАС РФ от 16.01.2012г. № ВАС-14735/11, Определению ВАС РФ от 24.07.2012г. № ВАС-9083/12.

Из заявлений  гр.(К…й), гр.(С…), обращений перечисленных в п.1 настоящего решения потребителей следует, что ТГК представляет потребителям коммунальных услуг платежные документы позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, в том числе иногда и позднее  10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом - крайнего срока внесения платы за коммунальные услуги, установленного Правилами 354, тем самым сокращая установленный для  оплаты коммунальных услуг десятидневный срок, результатом чего является начисление пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги.

На основании заявления гр.(К…й)  в рамках рассматриваемого дела УФАС произвел проверку деятельности ТГК на соответствие установленным Правилами 354 требованиям по представлению потребителям платежных документов за оказанные коммунальные услуги потребителям жилого дома по ул.(Д…), …).

3. Между ТГК и ТСЖ «Дианова-1», осуществляющим управление жилым домом по ул.(Д…), (…), заключен договор ресурсоснабжения от 30.10.2007 № 5-1669 в соответствии с которым ТГК осуществляет снабжение ТСЖ «Дианова-1» тепловой энергией в горячей воде для оказания коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС).

 Дополнительным соглашением  от 07.09.2012г. к договору от 30.10.2007 № 5-1669, заключенным сторонами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных  жилых домах по ул. (Д…), №…; №…; №… (протокол от 20.09.2012г., от 21.09.2012г. от 22.09.2012г.) определено, что:

- ТГК оказывает ТСЖ «Дианова-1» услугу по ведению абонентской работы с потребителями коммунального ресурса;

- ТГК по поручению ТСЖ «Дианова-1» ТГК ежемесячно самостоятельно осуществляет начисление потребителям платы на оказываемые ТСЖ «Дианова-1» коммунальные услуги;

- ТГК ежемесячно производит начисление потребителям пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством;

- ТГК ежемесячно осуществляет печать и доставку квитанций на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) и пени потребителям.

Иного срока представления платежных документов, кроме установленного Правилами 354 - не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, дополнительным соглашением  от 07.09.2012г. к договору от 30.10.2007 № 5-1669 не установлено.

4. Непосредственную доставку платежных документов до потребителей осуществляет ФГУП «Почта России» в лице УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) по договору с ТГК на оказание услуг от 17.04.2013 № 05.125.307.13/44.17-11/160 (далее –договор).

Согласно пункту 1.1. договора Почта России осуществляет доставку неконвертованных счетов-квитанций за тепловую энергию и ГВС населению г.Омска для нужд ТГК. При этом, доставка

счетов-квитанций в почтовые ящики потребителей по адресам, указанным в корреспонденции, осуществляется Почтой России в течение 5 (пяти) календарных дней с момента их получения от ТГК (п.1.8.; п.2.1.2. договора).

Представленные ТГК по запросу УФАС отчеты об оказанных Почтой России услугах по доставке неконвертованных счетов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года (исх. от 14.03.2014 № 30-03-06/1631), в том числе и по ул.(Д…), (…) не содержат информации о сроках доставки счетов до потребителей коммунальных услуг. В отчетах содержится лишь дата приемки ТГК отчетов Почты России об объеме оказанных в данном  периоде (месяцах) услугах по доставке неконвертованных счетов. Иных документов, подтверждающих исполнение ТГК обязанности по представлению потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата платежных документов, ТГК не представлено.

Информация о сроках передачи ТГК неконвертованных счетов – квитанций на Почту России и  доставка счетов-квитанций в почтовые ящики потребителей по адресу ул.(Д…), (…) представлена Почта России (исх. от 03.04.2014 № 44.17-30/557.323):

- счета - квитанции за тепловую энергию и горячее водоснабжение за сентябрь 2013 года переданы представителем ТГК в участок обмена Омского почтамта 30.09.2013 года, в отделение почтовой связи № 644073 Омского почтамта  Почта России (далее – ОПС 73) счета-квитанции поступили 01.10.2013г. Доставка счетов- квитанций в адрес: (…) производилась по 05.10.2013г. включительно;

- счета - квитанции за октябрь 2013 года переданы на Почту России 01.11.2013г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 02.11.2013г. Доставка счетов     - квитанций в адрес (…) производилась по 06.11.2013г.;

- счета - квитанции за ноябрь 2013 года переданы на Почту России 03.12.2013г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 04.12.2013г. Доставка счетов- квитанций в адрес (…) производилась по 07.12.2013г.;

- счета - квитанции за декабрь 2013 года переданы на Почту России 09.01.2014г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 10.01.2014г. Доставка счетов     - квитанций в адрес (…)  производилась по 14.01.2014г.;

- счета - квитанции за январь 2014 года переданы на Почту России 03.02.2014г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 04.02.2014г. Доставка счетов - квитанций в адрес (…) производилась по 08.02.2014г.

Представленная Почтой России информация свидетельствует о нарушении ТГК сроков представления платежных документов потребителям в течение всего рассматриваемого по данному делу периода - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года.

Информация о нарушении ТГК сроков представления платежных документов потребителям подтверждается и заявлением гр(С…) в котором также указывается на постоянное нарушение ТГК сроков представления платежных документов потребителям в жилом доме по ул.Н.Кузнецова, 4 в течение всего 2013 года. В 2014 году нарушение сроков доставки счетов-квитанций продолжилось: счета-квитанции на оплату коммунальных услуг за отопление и ГВС за февраль 2014 года были представлены 7 марта 2014 года. Оплата коммунальных услуг произведена гр.)С…) 10.03.2014г. – своевременно, однако ТГК произведено начисление пени в размере 13,13 руб. Доставка  счетов-квитанций за март 2014 года осуществлена 3 апреля 2014 года - пеня начислена в размере 13,47 рублей.

5.  В процессе рассмотрения дела ТГК представлена дополнительная информация по рассматриваемому делу (исх. от 13.05.2014 № 30-03-06/2968) из которой следует, что ТГК принят ряд мер по устранению допущенных нарушений:

- начиная с марта  2014 года доставка квитанций населению осуществляется в соответствии с требованиями Правил 354: за март 2014 года доставка счетов-квитанций осуществлялась Почтой России с 28.03.2014г., за апрель 2014 года - с 28.04.2014г., что подтверждается актами приема- передачи Почте России счетов-квитанций;

- с апреля 2014 года начисление пени и требование по ее оплате формируется  ТГК отдельным платежным документом;

- начисление пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги производится ТГК начиная с 1 числа месяца, следующего через один месяц за расчетным.

Дополнительно представленная ТГК информация (исх. от 13.05.2014 № 30-03-06/2968) содержит ссылку на то, что в апреле 2014 года ТГК произведен перерасчет пени, с учетом фактических сроков доставки квитанций потребителям, однако доказательств такого перерасчета в Комиссию УФАС не представлено, что не может свидетельствовать об устранении последствий допущенного ТГК нарушения.

6. В соответствии  с требованиями  части 7 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», пункта 1.5 раздела I Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010г. № 18026) для установления доминирующего положения ТГК на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на данном рынке в период 2013 года и первого квартала 2014 года.

По результатам проведенного анализа рынка поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК в выбранный временной период установлено, что ТГК на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК имеет долю 100,0 процентов и занимает  доминирующее положение с долей более пятидесяти процентов в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

В соответствии с пунктом 3.25. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345, принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

7. Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

  •  нарушение ТГК в исследованный Комиссией период с сентября 2013 года по январь 2014 года срока представления потребителям платежных документов установленного пунктом 67 Правил 354;
  • необоснованное начисление пени потребителям, несвоевременно внесшим плату за коммунальные услуги в связи несвоевременным представлением ТГК платежных документов, что привело к ущемлению интересов потребителей;
  • принятие ТГК мер к устранению допущенных нарушений требований Правил 354 без представления доказательств устранения их последствий;
  • доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала. ОАО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Омскэлектро» на территории г.Омска.

При принятии решения Комиссия отмечает действия ТГК, направленные на добровольное устранение допущенных нарушений требований Правил 354, однако отклоняет ходатайство ТГК о прекращении рассмотрения дела по основаниям п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием доказательств по устранению последствий допущенного ТГК нарушения Правил 354.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Установить доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала с долей более пятидесяти процентов на основании части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345, Аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала, утвержденного руководителем Омского УФАС России 10.06.2014г.

2. Признать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала  виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении срока  представления потребителям коммунальных

услуг, в том числе гр.(К…й), гр.(С…) платежных документов на оплату коммунальных услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению, установленного пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, обязанность по своевременному представлению которых возложена на ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала  договорами ресурсоснабжения, что привело к несвоевременной оплате коммунальных услуг, к необоснованному начислению пени и, тем самым, к ущемлению интересов потребителей, в том числе интересов гр.(К…й) и гр.(С….).

3. Предписание ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала не выдавать в связи с  устранением обстоятельств, приводящих к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

4. Материалы дела № 04/18-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                                  (подпись, ф.и.о.)                                                                        

 

Члены комиссии                                                                                                             (подписи, ф.и.о.)

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение №04/18-14

 

24 июня 2014 года                                                              
г. Омск

 

(К…) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;

(А….) – ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;

(М…) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,

при участии:

от ОАО «ТГК № 11» - (Д…) (доверенность);

от ФГУП «Почта России» - (П…) (доверенность);

в отсутствие:

заявителей:  гр. (К…й),  гр.(С…), извещенных надлежащим образом;

представителя  ТСЖ «Дианова-1» - лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией по делу обстоятельствах,

рассмотрев в заседаниях 10 апреля; 13, 28 мая; 18 июня  2014г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 18 марта 2014 года № 47 по признакам нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (г.Омск, ул. Партизанская, 10)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг, в том числе гр.(К…й) и гр.(С…), путем нарушения ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала срока представления потребителям коммунальных услуг платежных документов, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала (далее – ТГК) послужило заявление (вх. от 26.02.2014 № 1723э)  собственника жилого помещения в жилом доме гр.(К…й) на нарушение теплоснабжающей организацией ТГК порядка предоставления платежных документов, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354 (далее – Правила 354).

Материалы заявления (вх. от 08.04.2014 № 3126) гр.(С…) также указывающие на нарушение теплоснабжающей организацией ТГК порядка предоставления платежных документов в жилом доме по ул.(К…), (…) приобщены к материалам рассматриваемого дела, гр.(С…)  Определением от 10.04.2014г. № 04/18-14 привлечена к рассмотрению дела в качестве заявителя.

С целью определения круга лиц в отношении которых были совершены действия по несвоевременной доставке платежных документов и произведено незаконное начисление пени Омским УФАС России (далее – УФАС) было размещено на сайте управления www.omsk. fas.gov.ru сообщение о возбужденном в отношении ТГК деле о нарушении антимонопольного законодательства. В сообщении предлагалась потребителям тепловой энергии информировать УФАС обо всех нарушениях ТГК срока представления платежных документов потребителям, что привело к задержке оплаты за потребленную энергию, необоснованному начислению пени и, тем самым, к ущемлению интересов потребителей.

В период рассмотрения дела была подтверждена информация о нарушении ТГК срока представления платежных документов потребителям, проживающим по следующим адресам в г.Омске: (в тексте решения по перечню – адреса 21 жилого дома), из чего следует. что нарушение Правил 354 совершалось ТГК практически на всей территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК.

2. В соответствии с Правилами 354  плата за коммунальные услуги вносится потребителем ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (п.66 Правил 354).

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п.67 Правил 354).

Требования к содержанию платежных документов  установлены пунктом 69 Правил 354, при этом размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого дого-

 

вора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю (п.70 Правил 354).

За невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги потребители обязаны уплатить исполнителю пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (п.158, 159 Правил 354,  часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Названные нормы действующего законодательства указывают на то, что обязанность по уплате пеней возникает у потребителя коммунальных услуг только в случае своевременного информирования плательщика о размере предстоящих внесению платежей путем предоставления платежных документов в срок, установленный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный вывод соответствует сложившейся судебной арбитражной практике: Определению ВАС РФ от 05.05.2011г. № ВАС-3045/11;  Определению ВАС РФ от 16.01.2012г. № ВАС-14735/11, Определению ВАС РФ от 24.07.2012г. № ВАС-9083/12.

Из заявлений  гр.(К…й), гр.(С…), обращений перечисленных в п.1 настоящего решения потребителей следует, что ТГК представляет потребителям коммунальных услуг платежные документы позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, в том числе иногда и позднее  10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом - крайнего срока внесения платы за коммунальные услуги, установленного Правилами 354, тем самым сокращая установленный для  оплаты коммунальных услуг десятидневный срок, результатом чего является начисление пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги.

На основании заявления гр.(К…й)  в рамках рассматриваемого дела УФАС произвел проверку деятельности ТГК на соответствие установленным Правилами 354 требованиям по представлению потребителям платежных документов за оказанные коммунальные услуги потребителям жилого дома по ул.(Д…), …).

3. Между ТГК и ТСЖ «Дианова-1», осуществляющим управление жилым домом по ул.(Д…), (…), заключен договор ресурсоснабжения от 30.10.2007 № 5-1669 в соответствии с которым ТГК осуществляет снабжение ТСЖ «Дианова-1» тепловой энергией в горячей воде для оказания коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС).

 Дополнительным соглашением  от 07.09.2012г. к договору от 30.10.2007 № 5-1669, заключенным сторонами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных  жилых домах по ул. (Д…), №…; №…; №… (протокол от 20.09.2012г., от 21.09.2012г. от 22.09.2012г.) определено, что:

- ТГК оказывает ТСЖ «Дианова-1» услугу по ведению абонентской работы с потребителями коммунального ресурса;

- ТГК по поручению ТСЖ «Дианова-1» ТГК ежемесячно самостоятельно осуществляет начисление потребителям платы на оказываемые ТСЖ «Дианова-1» коммунальные услуги;

- ТГК ежемесячно производит начисление потребителям пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством;

- ТГК ежемесячно осуществляет печать и доставку квитанций на оплату коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) и пени потребителям.

Иного срока представления платежных документов, кроме установленного Правилами 354 - не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, дополнительным соглашением  от 07.09.2012г. к договору от 30.10.2007 № 5-1669 не установлено.

4. Непосредственную доставку платежных документов до потребителей осуществляет ФГУП «Почта России» в лице УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) по договору с ТГК на оказание услуг от 17.04.2013 № 05.125.307.13/44.17-11/160 (далее –договор).

Согласно пункту 1.1. договора Почта России осуществляет доставку неконвертованных счетов-квитанций за тепловую энергию и ГВС населению г.Омска для нужд ТГК. При этом, доставка

счетов-квитанций в почтовые ящики потребителей по адресам, указанным в корреспонденции, осуществляется Почтой России в течение 5 (пяти) календарных дней с момента их получения от ТГК (п.1.8.; п.2.1.2. договора).

Представленные ТГК по запросу УФАС отчеты об оказанных Почтой России услугах по доставке неконвертованных счетов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года (исх. от 14.03.2014 № 30-03-06/1631), в том числе и по ул.(Д…), (…) не содержат информации о сроках доставки счетов до потребителей коммунальных услуг. В отчетах содержится лишь дата приемки ТГК отчетов Почты России об объеме оказанных в данном  периоде (месяцах) услугах по доставке неконвертованных счетов. Иных документов, подтверждающих исполнение ТГК обязанности по представлению потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата платежных документов, ТГК не представлено.

Информация о сроках передачи ТГК неконвертованных счетов – квитанций на Почту России и  доставка счетов-квитанций в почтовые ящики потребителей по адресу ул.(Д…), (…) представлена Почта России (исх. от 03.04.2014 № 44.17-30/557.323):

- счета - квитанции за тепловую энергию и горячее водоснабжение за сентябрь 2013 года переданы представителем ТГК в участок обмена Омского почтамта 30.09.2013 года, в отделение почтовой связи № 644073 Омского почтамта  Почта России (далее – ОПС 73) счета-квитанции поступили 01.10.2013г. Доставка счетов- квитанций в адрес: (…) производилась по 05.10.2013г. включительно;

- счета - квитанции за октябрь 2013 года переданы на Почту России 01.11.2013г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 02.11.2013г. Доставка счетов     - квитанций в адрес (…) производилась по 06.11.2013г.;

- счета - квитанции за ноябрь 2013 года переданы на Почту России 03.12.2013г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 04.12.2013г. Доставка счетов- квитанций в адрес (…) производилась по 07.12.2013г.;

- счета - квитанции за декабрь 2013 года переданы на Почту России 09.01.2014г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 10.01.2014г. Доставка счетов     - квитанций в адрес (…)  производилась по 14.01.2014г.;

- счета - квитанции за январь 2014 года переданы на Почту России 03.02.2014г., в ОПС 73 счета-квитанции поступили 04.02.2014г. Доставка счетов - квитанций в адрес (…) производилась по 08.02.2014г.

Представленная Почтой России информация свидетельствует о нарушении ТГК сроков представления платежных документов потребителям в течение всего рассматриваемого по данному делу периода - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь 2014 года.

Информация о нарушении ТГК сроков представления платежных документов потребителям подтверждается и заявлением гр(С…) в котором также указывается на постоянное нарушение ТГК сроков представления платежных документов потребителям в жилом доме по ул.Н.Кузнецова, 4 в течение всего 2013 года. В 2014 году нарушение сроков доставки счетов-квитанций продолжилось: счета-квитанции на оплату коммунальных услуг за отопление и ГВС за февраль 2014 года были представлены 7 марта 2014 года. Оплата коммунальных услуг произведена гр.)С…) 10.03.2014г. – своевременно, однако ТГК произведено начисление пени в размере 13,13 руб. Доставка  счетов-квитанций за март 2014 года осуществлена 3 апреля 2014 года - пеня начислена в размере 13,47 рублей.

5.  В процессе рассмотрения дела ТГК представлена дополнительная информация по рассматриваемому делу (исх. от 13.05.2014 № 30-03-06/2968) из которой следует, что ТГК принят ряд мер по устранению допущенных нарушений:

- начиная с марта  2014 года доставка квитанций населению осуществляется в соответствии с требованиями Правил 354: за март 2014 года доставка счетов-квитанций осуществлялась Почтой России с 28.03.2014г., за апрель 2014 года - с 28.04.2014г., что подтверждается актами приема- передачи Почте России счетов-квитанций;

- с апреля 2014 года начисление пени и требование по ее оплате формируется  ТГК отдельным платежным документом;

- начисление пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги производится ТГК начиная с 1 числа месяца, следующего через один месяц за расчетным.

Дополнительно представленная ТГК информация (исх. от 13.05.2014 № 30-03-06/2968) содержит ссылку на то, что в апреле 2014 года ТГК произведен перерасчет пени, с учетом фактических сроков доставки квитанций потребителям, однако доказательств такого перерасчета в Комиссию УФАС не представлено, что не может свидетельствовать об устранении последствий допущенного ТГК нарушения.

6. В соответствии  с требованиями  части 7 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», пункта 1.5 раздела I Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010г. № 18026) для установления доминирующего положения ТГК на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на данном рынке в период 2013 года и первого квартала 2014 года.

По результатам проведенного анализа рынка поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК в выбранный временной период установлено, что ТГК на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК имеет долю 100,0 процентов и занимает  доминирующее положение с долей более пятидесяти процентов в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ТГК, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

В соответствии с пунктом 3.25. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 345, принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

7. Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:

  •  нарушение ТГК в исследованный Комиссией период с сентября 2013 года по январь 2014 года срока представления потребителям платежных документов установленного пунктом 67 Правил 354;
  • необоснованное начисление пени потребителям, несвоевременно внесшим плату за коммунальные услуги в связи несвоевременным представлением ТГК платежных документов, что привело к ущемлению интересов потребителей;
  • принятие ТГК мер к устранению допущенных нарушений требований Правил 354 без представления доказательств устранения их последствий;
  • доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала. ОАО «Омскэлектро» на рынке оказания услуг по передаче электрической в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Омскэлектро» на территории г.Омска.

При принятии решения Комиссия отмечает действия ТГК, направленные на добровольное устранение допущенных нарушений требований Правил 354, однако отклоняет ходатайство ТГК о прекращении рассмотрения дела по основаниям п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием доказательств по устранению последствий допущенного ТГК нарушения Правил 354.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Установить доминирующее положение ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала с долей более пятидесяти процентов на основании части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345, Аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии в географических границах территории г.Омска, охваченной тепловыми сетями, обеспечивающими поставку  тепловой энергии  до потребителей от теплоисточников

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала, утвержденного руководителем Омского УФАС России 10.06.2014г.

2. Признать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала  виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в несоблюдении срока  представления потребителям коммунальных

услуг, в том числе гр.(К…й), гр.(С…) платежных документов на оплату коммунальных услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению, установленного пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, обязанность по своевременному представлению которых возложена на ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала  договорами ресурсоснабжения, что привело к несвоевременной оплате коммунальных услуг, к необоснованному начислению пени и, тем самым, к ущемлению интересов потребителей, в том числе интересов гр.(К…й) и гр.(С….).

3. Предписание ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала не выдавать в связи с  устранением обстоятельств, приводящих к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг.

4. Материалы дела № 04/18-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в лице Омского филиала по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                                  (подпись, ф.и.о.)                                                                        

 

Члены комиссии                                                                                                             (подписи, ф.и.о.)

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04/18-14 [format] => [safe_value] => № 04/18-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-25 10:21:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-24 10:21:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403864652 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )