Дело № 06-10.1/25-2014 в отношении ПОСТ "Мы"

Номер дела: № 06-10.1/25-2014
Дата публикации: 23 июля 2014, 16:12

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/25-2014

 

 

 

22 июля 2014 г.
г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 06-10.1/25-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Потребительским обществом социального творчества «Мы» (юридический адрес: 357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, адрес филиала: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4-й этаж, оф. 2), (далее – ПОСТ «Мы») на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) рекламы, содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ПОСТ «Мы» – <…> (доверенность от 01.11.2013 № 4),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) рекламы: «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! 288-730. 8-906-919-50-94. www.post.sotvori.pro. ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4 эт, каб. 2. Социальную программу «Раздолжнитель» реализует ПОСТ «Мы» совместно с ООО «Крэдит Биллбэнк», рег. номер МФО в ФСФР РФ 2120177002454».

Согласно информации, представленной ООО «Газета Метро-Омск» от 07.04.2014 № 36,  указанная реклама была распространена на основании договора на оказание услуг по размещению рекламы № 69/1 от 17.02.2014, рекламодателем является ПОСТ «Мы».

Учитывая, что ПОСТ «Мы» зарегистрирован в качестве юридического лица на территории, подведомственной другому территориальному органу, на основании пункта 3.34 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом от 23 ноября 2012 № 711/12, зарегистрированного в Минюсте РФ 27 мая 2013 года № 28533, Омским УФАС России в адреса территориальных органов ФАС России был направлен запрос от 16.05.2014 № 06-3864э о выявлении на подведомственной им территории аналогичной рекламы, а также о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ПОСТ «Мы» за распространение указанной рекламы.

На запрос Омского УФАС России от 16.05.2014 № 06-3864э какой-либо информации о фактах распространения аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России, в Омское УФАС России не поступило, что свидетельствует о том, что указанная реклама распространялась исключительно на территории Омской области.

Распространяемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовой услуге ПОСТ «Мы», однако не содержит ряда существенной информации о рекламируемой услуге и не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из пояснений ПОСТ «Мы» от 09.04.2014 следует, что «в соответствии с программой «Мы – Раздолжнитель» оказывается правовая помощь пайщикам Потребительского общества социального творчества «Мы» …. Вступление в пайщики ПОСТ «Мы» и внесение соответствующих взносов (вступительного 140 рублей и минимального паевого 10 рублей) определяет не полную стоимость целевого займа, а расходы, связанные с участием в любой из целевых программ ПОСТ «Мы», в том числе «Мы – Раздолжнитель»…».

Также из пояснений ПОСТ «Мы» следует, что информация, размещенная на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90), является не рекламой, а сведениями некоммерческого характера.

Омское УФАС России не может согласиться с указанным доводом ПОСТ «Мы» исходя из следующего:

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Информация, распространенная  ПОСТ «Мы» в газете «Metro» от  02.04.2014 № 11 (90), обладает всеми признаками рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространялась через печатное средство массовой информации и была направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – целевым займам для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов 5-10% годовых на срок до 15 лет.

Данный факт также подтверждается договором от 17.02.2014 № 69/1, из которого следует, что в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90)  были размещены именно рекламные материалы ПОСТ «Мы».

Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон «О кредитной кооперации»), кредитный потребительский кооператив граждан - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива. При этом членами кооператива могут являться исключительно физические лица.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона «О кредитной кооперации», при вступлении в кооператив, гражданин обязан уплатить вступительный паевый взнос.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 1.2 и 7.2. Устава ПОСТ «Мы», из которых следует, что ПОСТ «Мы» является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

 

Из условий типового договора об участии в хозяйственной деятельности ПОСТ «МЫ», размещенном на указанном в рекламе сайте www.post.sotvori.pro, следует, что при вступлении в ПОСТ «Мы» пайщик вносит вступительный, паевые, членские и членские целевые взносы на содержание, организацию и ведение уставной деятельности «Мы» (пункт 1.4 договора «Об участии в хозяйственной деятельности ПОСТ «Мы»).

Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы, ссуды), является финансовой услугой.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В вышеуказанной рекламе ПОСТ «Мы» отсутствует часть существенной информации о расходах, которые  понесут воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

- сведения о том, что кооператив предоставляет займы только своим членам – физическим и юридическим лицам,

- для получения займов необходимо обязательное членство в ПОСТ «Мы»;

- для получения членства в ПОСТ «Мы» необходимо внести дополнительные (вступительный, паевый) взносы.

Такая информация должна была доводиться для потребителей рекламы (изложена в рекламе) в полном объеме в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Как следует из договора № 69/1 от 17.02.2014, заказчиком размещения рекламы выступает ПОСТ «Мы» в лице представителя Рыжинского Владимира Петровича, который является рекламодателем, то есть изготовителем или продавцом товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

При рассмотрении дела № 06-10.1/25-2014 заместителем председателя Правления ПОСТ «Мы» Рыжинским В.П. были даны устные пояснения, из которых следует, что решение о распространении вышеуказанной рекламы в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) было принято им лично.

 

Исследовав материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! 288-730. 8-906-919-50-94. www.post.sotvori.pro. ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4 эт, каб. 2. Социальную программу «Раздолжнитель» реализует ПОСТ «Мы» совместно с ООО «Крэдит Биллбэнк», рег. номер МФО в ФСФР РФ 2120177002454», размещенную ПОСТ «Мы» в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ПОСТ «Мы» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заместителя председателя Правления ПОСТ «Мы» <…> по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

<…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/25-2014

 

22 июля 2014 г.
г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 22.07.2014 по делу № 06-10.1/25-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта, распространенной Потребительским обществом социального творчества «Мы» (далее – ПОСТ «Мы»),   нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПОСТ «Мы» (юридический адрес: 357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62., адрес филиала: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4-й этаж, оф. 2)  в срок до  11 августа  2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: внести в распространяемую рекламу «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! …» необходимую информацию об обязательном членстве в ПОСТ «Мы» и о всех дополнительных расходах, связанных с членством в ПОСТ «Мы», которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.  

2. ПОСТ «Мы» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 12 августа 2014 года.

 

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

           

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

                                                                                      

 

                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                 

stdClass Object ( [vid] => 12757 [uid] => 5 [title] => Дело № 06-10.1/25-2014 в отношении ПОСТ "Мы" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12757 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406625442 [changed] => 1407137195 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407137195 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/25-2014

 

 

 

22 июля 2014 г.
г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 06-10.1/25-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Потребительским обществом социального творчества «Мы» (юридический адрес: 357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, адрес филиала: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4-й этаж, оф. 2), (далее – ПОСТ «Мы») на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) рекламы, содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ПОСТ «Мы» – <…> (доверенность от 01.11.2013 № 4),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) рекламы: «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! 288-730. 8-906-919-50-94. www.post.sotvori.pro. ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4 эт, каб. 2. Социальную программу «Раздолжнитель» реализует ПОСТ «Мы» совместно с ООО «Крэдит Биллбэнк», рег. номер МФО в ФСФР РФ 2120177002454».

Согласно информации, представленной ООО «Газета Метро-Омск» от 07.04.2014 № 36,  указанная реклама была распространена на основании договора на оказание услуг по размещению рекламы № 69/1 от 17.02.2014, рекламодателем является ПОСТ «Мы».

Учитывая, что ПОСТ «Мы» зарегистрирован в качестве юридического лица на территории, подведомственной другому территориальному органу, на основании пункта 3.34 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом от 23 ноября 2012 № 711/12, зарегистрированного в Минюсте РФ 27 мая 2013 года № 28533, Омским УФАС России в адреса территориальных органов ФАС России был направлен запрос от 16.05.2014 № 06-3864э о выявлении на подведомственной им территории аналогичной рекламы, а также о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ПОСТ «Мы» за распространение указанной рекламы.

На запрос Омского УФАС России от 16.05.2014 № 06-3864э какой-либо информации о фактах распространения аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России, в Омское УФАС России не поступило, что свидетельствует о том, что указанная реклама распространялась исключительно на территории Омской области.

Распространяемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовой услуге ПОСТ «Мы», однако не содержит ряда существенной информации о рекламируемой услуге и не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из пояснений ПОСТ «Мы» от 09.04.2014 следует, что «в соответствии с программой «Мы – Раздолжнитель» оказывается правовая помощь пайщикам Потребительского общества социального творчества «Мы» …. Вступление в пайщики ПОСТ «Мы» и внесение соответствующих взносов (вступительного 140 рублей и минимального паевого 10 рублей) определяет не полную стоимость целевого займа, а расходы, связанные с участием в любой из целевых программ ПОСТ «Мы», в том числе «Мы – Раздолжнитель»…».

Также из пояснений ПОСТ «Мы» следует, что информация, размещенная на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90), является не рекламой, а сведениями некоммерческого характера.

Омское УФАС России не может согласиться с указанным доводом ПОСТ «Мы» исходя из следующего:

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Информация, распространенная  ПОСТ «Мы» в газете «Metro» от  02.04.2014 № 11 (90), обладает всеми признаками рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространялась через печатное средство массовой информации и была направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – целевым займам для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов 5-10% годовых на срок до 15 лет.

Данный факт также подтверждается договором от 17.02.2014 № 69/1, из которого следует, что в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90)  были размещены именно рекламные материалы ПОСТ «Мы».

Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон «О кредитной кооперации»), кредитный потребительский кооператив граждан - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива. При этом членами кооператива могут являться исключительно физические лица.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона «О кредитной кооперации», при вступлении в кооператив, гражданин обязан уплатить вступительный паевый взнос.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 1.2 и 7.2. Устава ПОСТ «Мы», из которых следует, что ПОСТ «Мы» является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

 

Из условий типового договора об участии в хозяйственной деятельности ПОСТ «МЫ», размещенном на указанном в рекламе сайте www.post.sotvori.pro, следует, что при вступлении в ПОСТ «Мы» пайщик вносит вступительный, паевые, членские и членские целевые взносы на содержание, организацию и ведение уставной деятельности «Мы» (пункт 1.4 договора «Об участии в хозяйственной деятельности ПОСТ «Мы»).

Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы, ссуды), является финансовой услугой.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В вышеуказанной рекламе ПОСТ «Мы» отсутствует часть существенной информации о расходах, которые  понесут воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

- сведения о том, что кооператив предоставляет займы только своим членам – физическим и юридическим лицам,

- для получения займов необходимо обязательное членство в ПОСТ «Мы»;

- для получения членства в ПОСТ «Мы» необходимо внести дополнительные (вступительный, паевый) взносы.

Такая информация должна была доводиться для потребителей рекламы (изложена в рекламе) в полном объеме в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Как следует из договора № 69/1 от 17.02.2014, заказчиком размещения рекламы выступает ПОСТ «Мы» в лице представителя Рыжинского Владимира Петровича, который является рекламодателем, то есть изготовителем или продавцом товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

При рассмотрении дела № 06-10.1/25-2014 заместителем председателя Правления ПОСТ «Мы» Рыжинским В.П. были даны устные пояснения, из которых следует, что решение о распространении вышеуказанной рекламы в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) было принято им лично.

 

Исследовав материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! 288-730. 8-906-919-50-94. www.post.sotvori.pro. ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4 эт, каб. 2. Социальную программу «Раздолжнитель» реализует ПОСТ «Мы» совместно с ООО «Крэдит Биллбэнк», рег. номер МФО в ФСФР РФ 2120177002454», размещенную ПОСТ «Мы» в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ПОСТ «Мы» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заместителя председателя Правления ПОСТ «Мы» <…> по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

<…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/25-2014

 

22 июля 2014 г.
г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 22.07.2014 по делу № 06-10.1/25-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта, распространенной Потребительским обществом социального творчества «Мы» (далее – ПОСТ «Мы»),   нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПОСТ «Мы» (юридический адрес: 357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62., адрес филиала: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4-й этаж, оф. 2)  в срок до  11 августа  2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: внести в распространяемую рекламу «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! …» необходимую информацию об обязательном членстве в ПОСТ «Мы» и о всех дополнительных расходах, связанных с членством в ПОСТ «Мы», которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.  

2. ПОСТ «Мы» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 12 августа 2014 года.

 

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

           

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

                                                                                      

 

                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/25-2014

 

 

 

22 июля 2014 г.
г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 06-10.1/25-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Потребительским обществом социального творчества «Мы» (юридический адрес: 357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, адрес филиала: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4-й этаж, оф. 2), (далее – ПОСТ «Мы») на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) рекламы, содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ПОСТ «Мы» – <…> (доверенность от 01.11.2013 № 4),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) рекламы: «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! 288-730. 8-906-919-50-94. www.post.sotvori.pro. ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4 эт, каб. 2. Социальную программу «Раздолжнитель» реализует ПОСТ «Мы» совместно с ООО «Крэдит Биллбэнк», рег. номер МФО в ФСФР РФ 2120177002454».

Согласно информации, представленной ООО «Газета Метро-Омск» от 07.04.2014 № 36,  указанная реклама была распространена на основании договора на оказание услуг по размещению рекламы № 69/1 от 17.02.2014, рекламодателем является ПОСТ «Мы».

Учитывая, что ПОСТ «Мы» зарегистрирован в качестве юридического лица на территории, подведомственной другому территориальному органу, на основании пункта 3.34 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом от 23 ноября 2012 № 711/12, зарегистрированного в Минюсте РФ 27 мая 2013 года № 28533, Омским УФАС России в адреса территориальных органов ФАС России был направлен запрос от 16.05.2014 № 06-3864э о выявлении на подведомственной им территории аналогичной рекламы, а также о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ПОСТ «Мы» за распространение указанной рекламы.

На запрос Омского УФАС России от 16.05.2014 № 06-3864э какой-либо информации о фактах распространения аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России, в Омское УФАС России не поступило, что свидетельствует о том, что указанная реклама распространялась исключительно на территории Омской области.

Распространяемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовой услуге ПОСТ «Мы», однако не содержит ряда существенной информации о рекламируемой услуге и не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из пояснений ПОСТ «Мы» от 09.04.2014 следует, что «в соответствии с программой «Мы – Раздолжнитель» оказывается правовая помощь пайщикам Потребительского общества социального творчества «Мы» …. Вступление в пайщики ПОСТ «Мы» и внесение соответствующих взносов (вступительного 140 рублей и минимального паевого 10 рублей) определяет не полную стоимость целевого займа, а расходы, связанные с участием в любой из целевых программ ПОСТ «Мы», в том числе «Мы – Раздолжнитель»…».

Также из пояснений ПОСТ «Мы» следует, что информация, размещенная на странице 13  газеты «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90), является не рекламой, а сведениями некоммерческого характера.

Омское УФАС России не может согласиться с указанным доводом ПОСТ «Мы» исходя из следующего:

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Информация, распространенная  ПОСТ «Мы» в газете «Metro» от  02.04.2014 № 11 (90), обладает всеми признаками рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространялась через печатное средство массовой информации и была направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – целевым займам для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов 5-10% годовых на срок до 15 лет.

Данный факт также подтверждается договором от 17.02.2014 № 69/1, из которого следует, что в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90)  были размещены именно рекламные материалы ПОСТ «Мы».

Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон «О кредитной кооперации»), кредитный потребительский кооператив граждан - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива. При этом членами кооператива могут являться исключительно физические лица.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона «О кредитной кооперации», при вступлении в кооператив, гражданин обязан уплатить вступительный паевый взнос.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 1.2 и 7.2. Устава ПОСТ «Мы», из которых следует, что ПОСТ «Мы» является добровольным объединением граждан и юридических лиц, созданным на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

 

Из условий типового договора об участии в хозяйственной деятельности ПОСТ «МЫ», размещенном на указанном в рекламе сайте www.post.sotvori.pro, следует, что при вступлении в ПОСТ «Мы» пайщик вносит вступительный, паевые, членские и членские целевые взносы на содержание, организацию и ведение уставной деятельности «Мы» (пункт 1.4 договора «Об участии в хозяйственной деятельности ПОСТ «Мы»).

Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы, ссуды), является финансовой услугой.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с  частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В вышеуказанной рекламе ПОСТ «Мы» отсутствует часть существенной информации о расходах, которые  понесут воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

- сведения о том, что кооператив предоставляет займы только своим членам – физическим и юридическим лицам,

- для получения займов необходимо обязательное членство в ПОСТ «Мы»;

- для получения членства в ПОСТ «Мы» необходимо внести дополнительные (вступительный, паевый) взносы.

Такая информация должна была доводиться для потребителей рекламы (изложена в рекламе) в полном объеме в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Как следует из договора № 69/1 от 17.02.2014, заказчиком размещения рекламы выступает ПОСТ «Мы» в лице представителя Рыжинского Владимира Петровича, который является рекламодателем, то есть изготовителем или продавцом товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

При рассмотрении дела № 06-10.1/25-2014 заместителем председателя Правления ПОСТ «Мы» Рыжинским В.П. были даны устные пояснения, из которых следует, что решение о распространении вышеуказанной рекламы в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) было принято им лично.

 

Исследовав материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! 288-730. 8-906-919-50-94. www.post.sotvori.pro. ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4 эт, каб. 2. Социальную программу «Раздолжнитель» реализует ПОСТ «Мы» совместно с ООО «Крэдит Биллбэнк», рег. номер МФО в ФСФР РФ 2120177002454», размещенную ПОСТ «Мы» в газете «Metro» от 02.04.2014 № 11 (90) ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ПОСТ «Мы» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заместителя председателя Правления ПОСТ «Мы» <…> по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

<…>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/25-2014

 

22 июля 2014 г.
г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 22.07.2014 по делу № 06-10.1/25-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта, распространенной Потребительским обществом социального творчества «Мы» (далее – ПОСТ «Мы»),   нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПОСТ «Мы» (юридический адрес: 357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62., адрес филиала: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 40, корп. 7, 4-й этаж, оф. 2)  в срок до  11 августа  2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: внести в распространяемую рекламу «Нечем платить по кредитам? Мы помогаем должникам! Целевые займы для полного закрытия непосильных и просроченных кредитов. 5-10% годовых на срок до 15 лет! …» необходимую информацию об обязательном членстве в ПОСТ «Мы» и о всех дополнительных расходах, связанных с членством в ПОСТ «Мы», которые могут понести воспользовавшиеся услугой лица.  

2. ПОСТ «Мы» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 12 августа 2014 года.

 

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

           

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

                                                                                      

 

                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-10.1/25-2014 [format] => [safe_value] => № 06-10.1/25-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-23 09:12:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-22 08:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406625442 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )