Дело № 06-10.1/45-2014 в отношении ЗАО "Аргументы и факты"

Номер дела: № 06-10.1/45-2014
Дата публикации: 18 сентября 2014, 13:00

 

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/45-2014

17 сентября 2014 года     

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/45-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом «Аргументы и факты» (далее – ЗАО «Аргументы и факты») в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42), извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014  на странице 40 рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5  статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (статья «Бальзам «Ерш здоровья». Когда исцеляет сама природа…»; «Аквапрополис – капля жизни»).

В соответствии с пунктом 1  статьи 3  Федерального закона «О рекламе» реклама -  информация,  распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар,  средства индивидуализации юридического лица и (или)  товара,  изготовитель или продавец товара,  результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,  концерт,  конкурс,  фестиваль,  основанные на риске игры,  пари),  на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация  является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц,  направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5  Федерального закона «О рекламе»  в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В пояснениях ЗАО «Аргументы и факты», в частности, указано:

«… такое понятие, как лечебные свойства в законодательстве отсутствует, следовательно, дать объективную оценку содержанию спорных рекламных макетов и определить, указываются ли в них какие-либо лечебные свойства невозможно.

Несмотря на то, что в спорных текстах указываются названия заболеваний, тексты не содержат указание на то, что рекламируемый товар как самостоятельное средство излечивает от перечисленных недугов. Само по себе указание в тексте статьи название заболевания не говорит о том, что данная реклама автоматически становится рекламой лекарственного средства.

Кроме того, внизу полосы присутствует предупреждение «не является лекарственным средством». Данное предупреждение свидетельствует о том, что рекламируемый товар лекарственным средством не является, а следовательно, данная реклама не может быть расценена как реклама товаров, указывающая на лечебные свойства».

Омское УФАС России не может согласиться с указанной позицией ЗАО «Аргументы и факты» по следующим основаниям.

1. В самом толковании нормы пункта 6 части 5 статьи 5 дается пояснение понятия «лечебные свойства»: «…лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования…».

Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004, союз «то есть» употребляется для пояснения, уточнения и поправки в значении «вернее», «говоря более точно».

2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей  33  Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов,  прошедших государственную регистрацию,  перечень фармацевтических субстанций,  входящих в состав лекарственных препаратов,  содержатся в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно данным,  содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx),  бальзамы «Ёрш здоровья», «Аквапрополис» в указанном реестре не зарегистрированы.

Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство,  то есть таковым не является,  то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем  в рассматриваемой рекламе указано,  что «десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами. Это  остеохондроз и  радикулит,  холецистит и  почечнокаменная болезнь,  расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось,  он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание  считается  неизлечимым. В накопленной практике есть все – и грипп,  и паралич...». «Аквапрополис – природный антибиотик. Действие его сильнее новокаина, но он безопасней любого аспирина…».

Кроме того, в рекламной статье приведены  конкретные случаи излечения  людей, улучшения их состояния в результате применения бальзамов «Ерш здоровья», «Аквапрополис».

Сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

Таким образом, несмотря на наличие предупредительной надписи о том,  что рекламируемая продукция  не является лекарственным средством, анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что рекламируемые бальзамы оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, тем самым формируя мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным делам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 по делу № А45-19011/2008; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2014 по делу № А66-1621/2013;  постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2014 по делу № А64-3369/2013).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Аргументы и факты» является ЗАО «Аргументы и факты» (г. Москва), которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «Аргументы и факты» требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенную ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/45-2014

17 сентября 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 17.09.2014 по делу № 06-10.1/45-2014 о признании ненадлежащей рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенной ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) в срок до 09 октября 2014 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить  распространение рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», содержащей  указание на лечебные свойства объектов рекламирования.

2. ЗАО «Аргументы и факты» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до 10 октября 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                                                                                           

stdClass Object ( [vid] => 13102 [uid] => 5 [title] => Дело № 06-10.1/45-2014 в отношении ЗАО "Аргументы и факты" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13102 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411002827 [changed] => 1411002925 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411002925 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/45-2014

17 сентября 2014 года     

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/45-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом «Аргументы и факты» (далее – ЗАО «Аргументы и факты») в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42), извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014  на странице 40 рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5  статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (статья «Бальзам «Ерш здоровья». Когда исцеляет сама природа…»; «Аквапрополис – капля жизни»).

В соответствии с пунктом 1  статьи 3  Федерального закона «О рекламе» реклама -  информация,  распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар,  средства индивидуализации юридического лица и (или)  товара,  изготовитель или продавец товара,  результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,  концерт,  конкурс,  фестиваль,  основанные на риске игры,  пари),  на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация  является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц,  направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5  Федерального закона «О рекламе»  в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В пояснениях ЗАО «Аргументы и факты», в частности, указано:

«… такое понятие, как лечебные свойства в законодательстве отсутствует, следовательно, дать объективную оценку содержанию спорных рекламных макетов и определить, указываются ли в них какие-либо лечебные свойства невозможно.

Несмотря на то, что в спорных текстах указываются названия заболеваний, тексты не содержат указание на то, что рекламируемый товар как самостоятельное средство излечивает от перечисленных недугов. Само по себе указание в тексте статьи название заболевания не говорит о том, что данная реклама автоматически становится рекламой лекарственного средства.

Кроме того, внизу полосы присутствует предупреждение «не является лекарственным средством». Данное предупреждение свидетельствует о том, что рекламируемый товар лекарственным средством не является, а следовательно, данная реклама не может быть расценена как реклама товаров, указывающая на лечебные свойства».

Омское УФАС России не может согласиться с указанной позицией ЗАО «Аргументы и факты» по следующим основаниям.

1. В самом толковании нормы пункта 6 части 5 статьи 5 дается пояснение понятия «лечебные свойства»: «…лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования…».

Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004, союз «то есть» употребляется для пояснения, уточнения и поправки в значении «вернее», «говоря более точно».

2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей  33  Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов,  прошедших государственную регистрацию,  перечень фармацевтических субстанций,  входящих в состав лекарственных препаратов,  содержатся в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно данным,  содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx),  бальзамы «Ёрш здоровья», «Аквапрополис» в указанном реестре не зарегистрированы.

Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство,  то есть таковым не является,  то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем  в рассматриваемой рекламе указано,  что «десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами. Это  остеохондроз и  радикулит,  холецистит и  почечнокаменная болезнь,  расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось,  он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание  считается  неизлечимым. В накопленной практике есть все – и грипп,  и паралич...». «Аквапрополис – природный антибиотик. Действие его сильнее новокаина, но он безопасней любого аспирина…».

Кроме того, в рекламной статье приведены  конкретные случаи излечения  людей, улучшения их состояния в результате применения бальзамов «Ерш здоровья», «Аквапрополис».

Сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

Таким образом, несмотря на наличие предупредительной надписи о том,  что рекламируемая продукция  не является лекарственным средством, анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что рекламируемые бальзамы оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, тем самым формируя мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным делам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 по делу № А45-19011/2008; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2014 по делу № А66-1621/2013;  постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2014 по делу № А64-3369/2013).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Аргументы и факты» является ЗАО «Аргументы и факты» (г. Москва), которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «Аргументы и факты» требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенную ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/45-2014

17 сентября 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 17.09.2014 по делу № 06-10.1/45-2014 о признании ненадлежащей рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенной ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) в срок до 09 октября 2014 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить  распространение рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», содержащей  указание на лечебные свойства объектов рекламирования.

2. ЗАО «Аргументы и факты» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до 10 октября 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                                                                                           

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/45-2014

17 сентября 2014 года     

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/45-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом «Аргументы и факты» (далее – ЗАО «Аргументы и факты») в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014 рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42), извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014  на странице 40 рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5  статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (статья «Бальзам «Ерш здоровья». Когда исцеляет сама природа…»; «Аквапрополис – капля жизни»).

В соответствии с пунктом 1  статьи 3  Федерального закона «О рекламе» реклама -  информация,  распространенная любым способом,  в любой форме и с использованием любых средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар,  средства индивидуализации юридического лица и (или)  товара,  изготовитель или продавец товара,  результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование,  концерт,  конкурс,  фестиваль,  основанные на риске игры,  пари),  на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация  является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц,  направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования,  формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5  Федерального закона «О рекламе»  в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В пояснениях ЗАО «Аргументы и факты», в частности, указано:

«… такое понятие, как лечебные свойства в законодательстве отсутствует, следовательно, дать объективную оценку содержанию спорных рекламных макетов и определить, указываются ли в них какие-либо лечебные свойства невозможно.

Несмотря на то, что в спорных текстах указываются названия заболеваний, тексты не содержат указание на то, что рекламируемый товар как самостоятельное средство излечивает от перечисленных недугов. Само по себе указание в тексте статьи название заболевания не говорит о том, что данная реклама автоматически становится рекламой лекарственного средства.

Кроме того, внизу полосы присутствует предупреждение «не является лекарственным средством». Данное предупреждение свидетельствует о том, что рекламируемый товар лекарственным средством не является, а следовательно, данная реклама не может быть расценена как реклама товаров, указывающая на лечебные свойства».

Омское УФАС России не может согласиться с указанной позицией ЗАО «Аргументы и факты» по следующим основаниям.

1. В самом толковании нормы пункта 6 части 5 статьи 5 дается пояснение понятия «лечебные свойства»: «…лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования…».

Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004, союз «то есть» употребляется для пояснения, уточнения и поправки в значении «вернее», «говоря более точно».

2. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей  33  Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов,  прошедших государственную регистрацию,  перечень фармацевтических субстанций,  входящих в состав лекарственных препаратов,  содержатся в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно данным,  содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx),  бальзамы «Ёрш здоровья», «Аквапрополис» в указанном реестре не зарегистрированы.

Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство,  то есть таковым не является,  то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем  в рассматриваемой рекламе указано,  что «десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами. Это  остеохондроз и  радикулит,  холецистит и  почечнокаменная болезнь,  расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось,  он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание  считается  неизлечимым. В накопленной практике есть все – и грипп,  и паралич...». «Аквапрополис – природный антибиотик. Действие его сильнее новокаина, но он безопасней любого аспирина…».

Кроме того, в рекламной статье приведены  конкретные случаи излечения  людей, улучшения их состояния в результате применения бальзамов «Ерш здоровья», «Аквапрополис».

Сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

Таким образом, несмотря на наличие предупредительной надписи о том,  что рекламируемая продукция  не является лекарственным средством, анализ содержания рекламной статьи, а также отзывов физических лиц позволяет сделать вывод о том, что рекламируемые бальзамы оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, тем самым формируя мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным делам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 по делу № А45-19011/2008; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2014 по делу № А66-1621/2013;  постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2014 по делу № А64-3369/2013).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Аргументы и факты» является ЗАО «Аргументы и факты» (г. Москва), которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ЗАО «Аргументы и факты» требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенную ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ЗАО «Аргументы и факты» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Аргументы и факты» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/45-2014

17 сентября 2014 года

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 17.09.2014 по делу № 06-10.1/45-2014 о признании ненадлежащей рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», распространенной ЗАО «Аргументы и факты» в газете «Аргументы и факты Омск»  № 30 от 23.07.2014, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «Аргументы и факты» (ОГРН 1027700459379, ИНН 7701103751, местонахождение: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42) в срок до 09 октября 2014 года прекратить нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить  распространение рекламы бальзамов «Ерш здоровья» и «Аквапрополис», содержащей  указание на лечебные свойства объектов рекламирования.

2. ЗАО «Аргументы и факты» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего  предписания в срок до 10 октября 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                                                                                           

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-10.1/45-2014 [format] => [safe_value] => № 06-10.1/45-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-18 06:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-17 12:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411002827 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )