дело № 055/05/18-598/2021

Номер дела: № 055/05/18-598/2021
Дата публикации: 30 августа 2021, 17:35

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/18-598/2021

 

20 августа 2021 года                                                                                                                          город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии <…>., врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

<…>. – ведущий специалист-эксперт  отдела рекламы,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев дело № 055/05/18-598/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «<….>», адрес юридического лица: <….> (далее – ООО «<….>», Общество) части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, законных представителей заинтересованного лица  БУЗ ОО «Медицинский информационно-аналитический центр», извещенных надлежащим образом,

при участии  посредством видеоконференцсвязи представителя  Общества <….> (доверенность до 31.12.2021)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина (абонентский номер +<….>) (Мегафон) (далее – также Заявитель) по факту получения им 24.02.2021 в 21:29 часов смс-сообщения: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

По утверждению Заявителя, указанное смс-сообщение является рекламой, при этом направлено без его согласия на ее получение, Также Заявитель указал: «…при обращении на указанный в СМС номер операторы SberHealth «для отписки от спама» запрашивают персональные данные, такие как ФИО, дату рождения, адрес и прочее. Однако я не подписывался ни на что и не хочу предоставлять им свои персональные данные…» Обращая внимание, что я не являюсь и никогда не являлся клиентом SberHealth, Сберздоровье и других подобных компаний и/или сервисов. Никогда не пользовался их приложением или сайтом и конечно же не давал согласия на получение рекламной информации…»

Оператор связи ПАО «Мегафон» представил пояснения, согласно которым абонентский номер +7929-366-30-85, на который пришло спорное смс-сообщение, является Заявитель. Факт поступления смс-сообщения подтвержден представленной детализацией  входящих соединений за 24.02.2021.

На запрос Омского УФАС России  от 02.03.2021 № 06-1861 ПАО «Мегафон»  представлена информация: «… отправка указанного в запросе sms-сообщения осуществлена АО «МегаЛабс» на основании заключенного с Оператором договора. В Соответствии с договором № РМИ-МГФ 01022020 от 01.02.202 г. Оператор оказывает Партнеру услуги по размещению посредством каналов коммуникации рекламно-информационных материалов Партнера (Клиента Партнера) среди абонентов, а также по предоставлению доступа к интерфейсу и поддержке функционирования интерфейса.

24.02.2021 в 21ч 27 мин. оборудованием Оператора зафиксировано отправление на номер<…> sms-сообщения от отправителя, имеющего буквенное обозначение «SberHealth», выделенное АО «МегаЛабс». Отправка указанного  sms-сообщения (размещение РИМ среди абонентов) было осуществлено по Базе Абонентов Партнера.

Согласно п.3.6 договора в случае размещения РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера Партнер обязуется до размещения РИМ получить согласие Абонентов на получение рекламы, использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ)…». Согласно п. 4.7 договора Партнер при размещении РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера гарантирует наличие надлежащим образом оформленных согласий таких абонентов на получение рекламы….

Таким образом, распространителем рекламы в данном случае является Партнер или третье лицо, рассылку чьих материалов он заказывает, то есть лицо, определяющее объект рекламирования и использующее для распространения рекламы услуги связи, оказываемые  ПАО «МегаФон»…

На запрос Омского УФАС России  от 12.03.2021 № 06-2327 АО «МегаЛабс» представлена информация, что рассылка указанного в запросе сообщения осуществлялась ООО «СМС-центр» в рамках договора № ДМИ-СМСЦ-260220 от 26.02.2020, по которому Общество оказывает услуги по предоставлению доступа к интерфейсу размещения рекламно-информационных материалов и использовать при формировании информационного или рекламного сообщения абонентские номера только тех абонентов, у которых такое согласие было получено (4/8 Договора)…».  В рамкам претензионной работы ООО «СМС-центр» предоставило пояснения по рассылке. ООО «СМС-центр» проинформировало, что смс-сообщение, направленное 24.02.2021 на номер + <….>  от имени SberHealth, было передано ООО «ДОКДОК» в рамках договора № 363209 от 15.03.2017. В ответ на наш запрос Заказчиком был представлен ответ от партнерской компании с подтверждением согласия абонента на получение смс-сообщений. В связи с поступившим запросом номер +<….>  внесен в стоп-лист, блокирующий передачу смс-сообщений от имени SberHealth.

ООО «ДокДок» представлена информация (вх. Омского УФАС России от 21.05.2021 № 5056э), что указанное сообщение направлялось ООО «Инновационная медицина» с использованием личного кабинета сервиса SMSC.RU зарегистрированного на ООО «ДокДок» на основании договора оказания услуг б/н от 24.11.2020 г. , в рамках которого компанией ООО «Инновационная Медицина»  предоставлялся доступ для направления сообщения  следующего содержания «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

Просим обратить внимание, что сообщение не преследовало цель продвижение услуг отправителя или третих лиц, а направлялось для информирования  в рамках реализуемого совместно с БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» проекта подключения к модулю мониторинга пациентов с COVID-19. По указанному в сообщении адресу в сети «Интернет» https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid размещены сведения о бесплатной программе заботы о здоровье жителей Омской области.

БУЗОО «Медицинский информационно-аналитический центр» (БУЗОО «МИАЦ») представлена информация, что между ООО «Инновационная медицина» и БУЗОО «МИАЦ» заключено соглашение о реализации пилотного проекта  по дистанционному мониторингу состояния здоровья жителей Омской области. В рамках данного соглашения БУЗОО «МИАЦ» предоставлен доступ к программе для ЭВМ «Маркетплейс ДокДок», алгоритмы функционирования которой обеспечивают возможность оказания бесплатных услуг с применением телемедицинских технологий. Указанное в Вашем запросе смс-сообщение на абонентский номер + <…> : «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» отправлено ООО «Инновационная медицина».

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По результатам рассмотрения обращения Омским УФАС России установлено, что лицом, направившем смс-сообщение является ООО «<…>>».

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «<….>»  является рекламораспространителем.

Определением от 04.06.2021 в отношении ООО «<…>» возбуждено дело № 055/05/18-598/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 01.07.2021 в 15:00.

Определение о возбуждении дела  было направлено в адрес ООО «<…>»  заказным письмом с уведомлением от 04.06.2021 № 06-5572, вместе с тем согласно сведениям сайта АО «Почта России» указанное письмо Омского УФАС России по состоянию на 01.07.2021  адресатом не получено, хранится в почтовом отделении с пометкой «неудачная попытка вручения».

Рассмотрение дела № 055/05/18-598/2021  назначено к рассмотрению на 17.08.2021 в 15:30.

ООО «<…>» представлены письменные пояснения от 04.08.2021 № 0408-2021:

«В рамках Соглашения о реализации пилотного проекта, заключенного между ООО «<…>» и БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр», реализована программа поддержки пациентов, заболевших COVID-19, ОРЗ и ОРВИ, посредством оказания им на безвозмездной основе дистанционных медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий. Для целей реализации указанной программы БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» предоставил ООО «Инновационная медицина» исчерпывающий реестр пациентов, которых  было необходимо проинформировать о подключении  к указанной программе.

- «текст смс-сообщения сформирован ООО «<…>» самостоятельно таким образом, чтобы абонент, получив SMS-сообщение, перешел по ссылке https:// tm.sberhealth.ru/omskcovidи мог ознакомиться исключительно со всей необходимой информацией о бесплатной программе заботы о  здоровье жителей Омской области и воспользоваться ею для получения своевременной медицинской помощи и предотвращения осложнений»;

- «ООО «<…>» не осуществляло рассылку рекламных смс-сообщений, поскольку направленное сообщение является строго информационным, преследующим цель осведомления пациентов о подключении к конкретной программе, без привлечения к иным услугам, оказываемым ООО «Инновационная медицина».

Информационные SMS-сообщения …направлялись только тем абонентам, сведения о которых включены в реестр, предоставленный БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр»;

- «…хотим обратить внимание, что в информационном сообщении, направленном на абонентский номер +7 (929) 366-30-85, содержалась ссылка на иную страницу https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid, которая не содержит упоминания каких-либо платных услуг, а напротив прямо указывает на безвозмедность услуг, предоставляемых получателю сообщения…»;

- «SMS-cообщения направлялось строго ограниченному списку получателей»;

- «Информацией из сообщения могут воспользоваться только определенные лица»;

- решение о включении в реестр  пациентов, участвующих в программе, принимают медицинские учреждения Омской области, таким образом третьи лица, не являющиеся участниками программы, обратившись в ООО «<…>», не могут получить услугу по программе дистанционного мониторинга при COVOD-19, ОРЗ и ОРВИ.  В связи с отсутствием возможности приобретения абонентом - физическим лицом услуги, на которую содержалась ссылка в направленном SMS-сообщении, можно говорить об отсутствии потребителя рекламы и отсутствии у ООО «<…>» собственного интереса в получении третьими лицами, не являющимися участниками программы, подобных сообщений.

 На основании изложенного Общество просило прекратить производство по делу в связи отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Приложением к пояснению являлся реестр граждан, предоставленный БУЗ ОО «Медицинский информационно-аналитический центр».

На заседании Комиссии  17.08.2021 представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях.

В ходе рассмотрения дела у Комиссии Омского УФАС России возникла необходимость в объявлении перерыва в рассмотрении дела.

Дело к рассмотрению  было назначено на 20.08.2021 в 12:00.

К заседанию Комиссии представителем Общества были представлены дополнительные письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 19.08.2021 № 8382э).

На заседании Комиссии 20.08.2021 представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в дополнительных письменных пояснениях, а также просил принять во внимание ряд фактических обстоятельств и правовых позиций по спорной ситуации:

- услуги ООО «<…>» в рамках программы заботы о здоровье, информация о которой содержалась в SMS-сообщении, не оказываются;

- в направленном SMS-сообщении не содержалось указание на объекты рекламирования;

- по ссылке, приведенной в SMS-сообщении, размещалась информация о возможности получить исключительно бесплатные медицинские услуги;

- включение в программу, информация о которой содержалась в SMS-сообщении, осуществлялось БУЗОО «МИАЦ», при этом иные лица не могут принять участие в программе.

- рассылка сообщений без согласия получателя автоматически не являются нарушением законодательства о рекламе. Необходимо наличие объекта рекламирования;

- термины «сервисное сообщение» или «информационное сообщение» не встречаются в законодательстве, но упоминаются в правоприменительной практике при разграничении информационных сообщений и рекламы;

- реклама должна носить коммерческий характер, само по себе направление сообщений выборочному списку получателей о сервисе не является рекламой, если оно не преследует цель продать услугу;

- если информацией из сообщения могут воспользоваться только определенные лица, то такие сообщения не являются рекламой…».

Исходя  из изложенного данное СМС-сообщение носит информационный характер и отправлено в ответ на заявку физического лица, соответственно рассматриваемое письмо не является рекламой, поскольку не соответствует определению рекламы. Следовательно, требования Закона «О рекламе» на данную информацию не распространяются.

 

Оценив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

 Как следует из материалов дела, 24.02.2021 в 21:29 часов на номер сотового телефона Заявителя  поступило смс-сообщение: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

Поступление указанной рекламы на телефонный номер Заявителя  подтверждается скриншотом экрана, содержащего текст рассматриваемого сообщения, а также детализированной выпиской, представленной оператором связи.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный номер лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер телефонного звонка.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Федеральному закону «О рекламе» следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

При этом в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о распространении рассматриваемой информации исключительно в адрес одного лица - Заявителя. Сам по себе текст СМС-сообщения не содержит сведений, позволяющих говорить о персональной направленности спорного СМС-сообщения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из текста СМС-сообщения, в котором содержится предложение воспользоваться услугами по подключению к программе заботы о здоровье, Комиссия приходит к выводу, что спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.

Резюмируя изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама не является персональным предложением заявителю, а направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Таким образом, информация, распространенная посредством направления СМС-сообщения на номер телефона Заявителя, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством СМС-сообщения; адресована неопределенному кругу лиц, поскольку представленная в тексте сообщения информация носит обобщенный характер и способна формировать интерес у широкого круга лица; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (привлечение внимания к наличию у компании «Сберздоровье» программы заботы о здоровье (в данном случае при возникновении у потребителя заболеваний COVID-19, ОРЗ, ОРВИ).

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ  «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») дано понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи (далее – рассылка) - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

Из анализа норм Федерального закона «О связи»  и Федерального закона «О рекламе» следует, что заказчик должен принять меры по однозначной идентификации именно абонента (а не лица, указавшего телефонный номер при заполнении документов, дающих согласие на направление рекламных и информационных материалов), а также получить предварительное согласие абонента на направление ему рекламной информации посредством использования сетей электросвязи, то есть получить согласие непосредственно перед направлением конкретного сообщения рекламного характера определенному абоненту.

Согласно поступившему заявлению физического лица, владельца телефонного номера +7929-366-30-85, согласие на получение рекламы он не давал.

Как указало Общество, в рамках Соглашения о реализации пилотного проекта, заключенного между ООО «Инновационная медицина» и БУЗ ОО «МИАЦ», реализована программа поддержки пациентов, заболевших COVID-19, ОРЗ и ОРВИ, посредством оказания им на безвозмездной основе дистанционных медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий. Для целей реализации указанной программы БУЗ ОО «МИАЦ» предоставил исчерпывающий реестр пациентов, которых было необходимо проинформировать о подключении к указанной программе.

Более того, в приложенном Обществом реестре отсутствует фамилия Заявителя, а также реестр не содержит согласия абонента на получение смс-сообщений рекламного характера, с соблюдением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, согласие Заявителя  на получение сообщений рекламного характера Общество  не представило.

В соответствии с Письмом ФАС России № АК/13563/16 от 03.03.2016, согласие должно носить явно выраженный характер и не может быть выполнено в форме согласия на получение какой-либо иной информации. Положение законодательства Российской Федерации о рекламе относительно обязанности распространителя предварительно получить согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

ООО «<….>» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность  за нарушение требований статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Инновационная медицина» требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер + <…>.

Учитывая, что номер +<…>внесен в стоп-лист, блокирующий передачу смс-сообщений от имени «SberHealth»,  Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «<…>» (<…>), выразившиеся в распространении 24.02.2021 в 21:29 часов смс-сообщения: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth»  посредством радиотелефонной связи рекламы без предварительного согласия абонента на ее получение, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Не выдавать ООО «<…>» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 21861 [uid] => 5 [title] => дело № 055/05/18-598/2021 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 21861 [type] => solution [language] => ru [created] => 1630409918 [changed] => 1630409918 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1630409918 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/18-598/2021

 

20 августа 2021 года                                                                                                                          город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии <…>., врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

<…>. – ведущий специалист-эксперт  отдела рекламы,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев дело № 055/05/18-598/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «<….>», адрес юридического лица: <….> (далее – ООО «<….>», Общество) части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, законных представителей заинтересованного лица  БУЗ ОО «Медицинский информационно-аналитический центр», извещенных надлежащим образом,

при участии  посредством видеоконференцсвязи представителя  Общества <….> (доверенность до 31.12.2021)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина (абонентский номер +<….>) (Мегафон) (далее – также Заявитель) по факту получения им 24.02.2021 в 21:29 часов смс-сообщения: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

По утверждению Заявителя, указанное смс-сообщение является рекламой, при этом направлено без его согласия на ее получение, Также Заявитель указал: «…при обращении на указанный в СМС номер операторы SberHealth «для отписки от спама» запрашивают персональные данные, такие как ФИО, дату рождения, адрес и прочее. Однако я не подписывался ни на что и не хочу предоставлять им свои персональные данные…» Обращая внимание, что я не являюсь и никогда не являлся клиентом SberHealth, Сберздоровье и других подобных компаний и/или сервисов. Никогда не пользовался их приложением или сайтом и конечно же не давал согласия на получение рекламной информации…»

Оператор связи ПАО «Мегафон» представил пояснения, согласно которым абонентский номер +7929-366-30-85, на который пришло спорное смс-сообщение, является Заявитель. Факт поступления смс-сообщения подтвержден представленной детализацией  входящих соединений за 24.02.2021.

На запрос Омского УФАС России  от 02.03.2021 № 06-1861 ПАО «Мегафон»  представлена информация: «… отправка указанного в запросе sms-сообщения осуществлена АО «МегаЛабс» на основании заключенного с Оператором договора. В Соответствии с договором № РМИ-МГФ 01022020 от 01.02.202 г. Оператор оказывает Партнеру услуги по размещению посредством каналов коммуникации рекламно-информационных материалов Партнера (Клиента Партнера) среди абонентов, а также по предоставлению доступа к интерфейсу и поддержке функционирования интерфейса.

24.02.2021 в 21ч 27 мин. оборудованием Оператора зафиксировано отправление на номер<…> sms-сообщения от отправителя, имеющего буквенное обозначение «SberHealth», выделенное АО «МегаЛабс». Отправка указанного  sms-сообщения (размещение РИМ среди абонентов) было осуществлено по Базе Абонентов Партнера.

Согласно п.3.6 договора в случае размещения РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера Партнер обязуется до размещения РИМ получить согласие Абонентов на получение рекламы, использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ)…». Согласно п. 4.7 договора Партнер при размещении РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера гарантирует наличие надлежащим образом оформленных согласий таких абонентов на получение рекламы….

Таким образом, распространителем рекламы в данном случае является Партнер или третье лицо, рассылку чьих материалов он заказывает, то есть лицо, определяющее объект рекламирования и использующее для распространения рекламы услуги связи, оказываемые  ПАО «МегаФон»…

На запрос Омского УФАС России  от 12.03.2021 № 06-2327 АО «МегаЛабс» представлена информация, что рассылка указанного в запросе сообщения осуществлялась ООО «СМС-центр» в рамках договора № ДМИ-СМСЦ-260220 от 26.02.2020, по которому Общество оказывает услуги по предоставлению доступа к интерфейсу размещения рекламно-информационных материалов и использовать при формировании информационного или рекламного сообщения абонентские номера только тех абонентов, у которых такое согласие было получено (4/8 Договора)…».  В рамкам претензионной работы ООО «СМС-центр» предоставило пояснения по рассылке. ООО «СМС-центр» проинформировало, что смс-сообщение, направленное 24.02.2021 на номер + <….>  от имени SberHealth, было передано ООО «ДОКДОК» в рамках договора № 363209 от 15.03.2017. В ответ на наш запрос Заказчиком был представлен ответ от партнерской компании с подтверждением согласия абонента на получение смс-сообщений. В связи с поступившим запросом номер +<….>  внесен в стоп-лист, блокирующий передачу смс-сообщений от имени SberHealth.

ООО «ДокДок» представлена информация (вх. Омского УФАС России от 21.05.2021 № 5056э), что указанное сообщение направлялось ООО «Инновационная медицина» с использованием личного кабинета сервиса SMSC.RU зарегистрированного на ООО «ДокДок» на основании договора оказания услуг б/н от 24.11.2020 г. , в рамках которого компанией ООО «Инновационная Медицина»  предоставлялся доступ для направления сообщения  следующего содержания «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

Просим обратить внимание, что сообщение не преследовало цель продвижение услуг отправителя или третих лиц, а направлялось для информирования  в рамках реализуемого совместно с БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» проекта подключения к модулю мониторинга пациентов с COVID-19. По указанному в сообщении адресу в сети «Интернет» https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid размещены сведения о бесплатной программе заботы о здоровье жителей Омской области.

БУЗОО «Медицинский информационно-аналитический центр» (БУЗОО «МИАЦ») представлена информация, что между ООО «Инновационная медицина» и БУЗОО «МИАЦ» заключено соглашение о реализации пилотного проекта  по дистанционному мониторингу состояния здоровья жителей Омской области. В рамках данного соглашения БУЗОО «МИАЦ» предоставлен доступ к программе для ЭВМ «Маркетплейс ДокДок», алгоритмы функционирования которой обеспечивают возможность оказания бесплатных услуг с применением телемедицинских технологий. Указанное в Вашем запросе смс-сообщение на абонентский номер + <…> : «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» отправлено ООО «Инновационная медицина».

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По результатам рассмотрения обращения Омским УФАС России установлено, что лицом, направившем смс-сообщение является ООО «<…>>».

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «<….>»  является рекламораспространителем.

Определением от 04.06.2021 в отношении ООО «<…>» возбуждено дело № 055/05/18-598/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 01.07.2021 в 15:00.

Определение о возбуждении дела  было направлено в адрес ООО «<…>»  заказным письмом с уведомлением от 04.06.2021 № 06-5572, вместе с тем согласно сведениям сайта АО «Почта России» указанное письмо Омского УФАС России по состоянию на 01.07.2021  адресатом не получено, хранится в почтовом отделении с пометкой «неудачная попытка вручения».

Рассмотрение дела № 055/05/18-598/2021  назначено к рассмотрению на 17.08.2021 в 15:30.

ООО «<…>» представлены письменные пояснения от 04.08.2021 № 0408-2021:

«В рамках Соглашения о реализации пилотного проекта, заключенного между ООО «<…>» и БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр», реализована программа поддержки пациентов, заболевших COVID-19, ОРЗ и ОРВИ, посредством оказания им на безвозмездной основе дистанционных медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий. Для целей реализации указанной программы БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» предоставил ООО «Инновационная медицина» исчерпывающий реестр пациентов, которых  было необходимо проинформировать о подключении  к указанной программе.

- «текст смс-сообщения сформирован ООО «<…>» самостоятельно таким образом, чтобы абонент, получив SMS-сообщение, перешел по ссылке https:// tm.sberhealth.ru/omskcovidи мог ознакомиться исключительно со всей необходимой информацией о бесплатной программе заботы о  здоровье жителей Омской области и воспользоваться ею для получения своевременной медицинской помощи и предотвращения осложнений»;

- «ООО «<…>» не осуществляло рассылку рекламных смс-сообщений, поскольку направленное сообщение является строго информационным, преследующим цель осведомления пациентов о подключении к конкретной программе, без привлечения к иным услугам, оказываемым ООО «Инновационная медицина».

Информационные SMS-сообщения …направлялись только тем абонентам, сведения о которых включены в реестр, предоставленный БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр»;

- «…хотим обратить внимание, что в информационном сообщении, направленном на абонентский номер +7 (929) 366-30-85, содержалась ссылка на иную страницу https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid, которая не содержит упоминания каких-либо платных услуг, а напротив прямо указывает на безвозмедность услуг, предоставляемых получателю сообщения…»;

- «SMS-cообщения направлялось строго ограниченному списку получателей»;

- «Информацией из сообщения могут воспользоваться только определенные лица»;

- решение о включении в реестр  пациентов, участвующих в программе, принимают медицинские учреждения Омской области, таким образом третьи лица, не являющиеся участниками программы, обратившись в ООО «<…>», не могут получить услугу по программе дистанционного мониторинга при COVOD-19, ОРЗ и ОРВИ.  В связи с отсутствием возможности приобретения абонентом - физическим лицом услуги, на которую содержалась ссылка в направленном SMS-сообщении, можно говорить об отсутствии потребителя рекламы и отсутствии у ООО «<…>» собственного интереса в получении третьими лицами, не являющимися участниками программы, подобных сообщений.

 На основании изложенного Общество просило прекратить производство по делу в связи отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Приложением к пояснению являлся реестр граждан, предоставленный БУЗ ОО «Медицинский информационно-аналитический центр».

На заседании Комиссии  17.08.2021 представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях.

В ходе рассмотрения дела у Комиссии Омского УФАС России возникла необходимость в объявлении перерыва в рассмотрении дела.

Дело к рассмотрению  было назначено на 20.08.2021 в 12:00.

К заседанию Комиссии представителем Общества были представлены дополнительные письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 19.08.2021 № 8382э).

На заседании Комиссии 20.08.2021 представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в дополнительных письменных пояснениях, а также просил принять во внимание ряд фактических обстоятельств и правовых позиций по спорной ситуации:

- услуги ООО «<…>» в рамках программы заботы о здоровье, информация о которой содержалась в SMS-сообщении, не оказываются;

- в направленном SMS-сообщении не содержалось указание на объекты рекламирования;

- по ссылке, приведенной в SMS-сообщении, размещалась информация о возможности получить исключительно бесплатные медицинские услуги;

- включение в программу, информация о которой содержалась в SMS-сообщении, осуществлялось БУЗОО «МИАЦ», при этом иные лица не могут принять участие в программе.

- рассылка сообщений без согласия получателя автоматически не являются нарушением законодательства о рекламе. Необходимо наличие объекта рекламирования;

- термины «сервисное сообщение» или «информационное сообщение» не встречаются в законодательстве, но упоминаются в правоприменительной практике при разграничении информационных сообщений и рекламы;

- реклама должна носить коммерческий характер, само по себе направление сообщений выборочному списку получателей о сервисе не является рекламой, если оно не преследует цель продать услугу;

- если информацией из сообщения могут воспользоваться только определенные лица, то такие сообщения не являются рекламой…».

Исходя  из изложенного данное СМС-сообщение носит информационный характер и отправлено в ответ на заявку физического лица, соответственно рассматриваемое письмо не является рекламой, поскольку не соответствует определению рекламы. Следовательно, требования Закона «О рекламе» на данную информацию не распространяются.

 

Оценив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

 Как следует из материалов дела, 24.02.2021 в 21:29 часов на номер сотового телефона Заявителя  поступило смс-сообщение: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

Поступление указанной рекламы на телефонный номер Заявителя  подтверждается скриншотом экрана, содержащего текст рассматриваемого сообщения, а также детализированной выпиской, представленной оператором связи.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный номер лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер телефонного звонка.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Федеральному закону «О рекламе» следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

При этом в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о распространении рассматриваемой информации исключительно в адрес одного лица - Заявителя. Сам по себе текст СМС-сообщения не содержит сведений, позволяющих говорить о персональной направленности спорного СМС-сообщения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из текста СМС-сообщения, в котором содержится предложение воспользоваться услугами по подключению к программе заботы о здоровье, Комиссия приходит к выводу, что спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.

Резюмируя изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама не является персональным предложением заявителю, а направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Таким образом, информация, распространенная посредством направления СМС-сообщения на номер телефона Заявителя, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством СМС-сообщения; адресована неопределенному кругу лиц, поскольку представленная в тексте сообщения информация носит обобщенный характер и способна формировать интерес у широкого круга лица; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (привлечение внимания к наличию у компании «Сберздоровье» программы заботы о здоровье (в данном случае при возникновении у потребителя заболеваний COVID-19, ОРЗ, ОРВИ).

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ  «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») дано понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи (далее – рассылка) - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

Из анализа норм Федерального закона «О связи»  и Федерального закона «О рекламе» следует, что заказчик должен принять меры по однозначной идентификации именно абонента (а не лица, указавшего телефонный номер при заполнении документов, дающих согласие на направление рекламных и информационных материалов), а также получить предварительное согласие абонента на направление ему рекламной информации посредством использования сетей электросвязи, то есть получить согласие непосредственно перед направлением конкретного сообщения рекламного характера определенному абоненту.

Согласно поступившему заявлению физического лица, владельца телефонного номера +7929-366-30-85, согласие на получение рекламы он не давал.

Как указало Общество, в рамках Соглашения о реализации пилотного проекта, заключенного между ООО «Инновационная медицина» и БУЗ ОО «МИАЦ», реализована программа поддержки пациентов, заболевших COVID-19, ОРЗ и ОРВИ, посредством оказания им на безвозмездной основе дистанционных медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий. Для целей реализации указанной программы БУЗ ОО «МИАЦ» предоставил исчерпывающий реестр пациентов, которых было необходимо проинформировать о подключении к указанной программе.

Более того, в приложенном Обществом реестре отсутствует фамилия Заявителя, а также реестр не содержит согласия абонента на получение смс-сообщений рекламного характера, с соблюдением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, согласие Заявителя  на получение сообщений рекламного характера Общество  не представило.

В соответствии с Письмом ФАС России № АК/13563/16 от 03.03.2016, согласие должно носить явно выраженный характер и не может быть выполнено в форме согласия на получение какой-либо иной информации. Положение законодательства Российской Федерации о рекламе относительно обязанности распространителя предварительно получить согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

ООО «<….>» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность  за нарушение требований статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Инновационная медицина» требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер + <…>.

Учитывая, что номер +<…>внесен в стоп-лист, блокирующий передачу смс-сообщений от имени «SberHealth»,  Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «<…>» (<…>), выразившиеся в распространении 24.02.2021 в 21:29 часов смс-сообщения: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth»  посредством радиотелефонной связи рекламы без предварительного согласия абонента на ее получение, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Не выдавать ООО «<…>» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/18-598/2021

 

20 августа 2021 года                                                                                                                          город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии <…>., врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

<…>. – ведущий специалист-эксперт  отдела рекламы,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев дело № 055/05/18-598/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «<….>», адрес юридического лица: <….> (далее – ООО «<….>», Общество) части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, законных представителей заинтересованного лица  БУЗ ОО «Медицинский информационно-аналитический центр», извещенных надлежащим образом,

при участии  посредством видеоконференцсвязи представителя  Общества <….> (доверенность до 31.12.2021)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина (абонентский номер +<….>) (Мегафон) (далее – также Заявитель) по факту получения им 24.02.2021 в 21:29 часов смс-сообщения: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

По утверждению Заявителя, указанное смс-сообщение является рекламой, при этом направлено без его согласия на ее получение, Также Заявитель указал: «…при обращении на указанный в СМС номер операторы SberHealth «для отписки от спама» запрашивают персональные данные, такие как ФИО, дату рождения, адрес и прочее. Однако я не подписывался ни на что и не хочу предоставлять им свои персональные данные…» Обращая внимание, что я не являюсь и никогда не являлся клиентом SberHealth, Сберздоровье и других подобных компаний и/или сервисов. Никогда не пользовался их приложением или сайтом и конечно же не давал согласия на получение рекламной информации…»

Оператор связи ПАО «Мегафон» представил пояснения, согласно которым абонентский номер +7929-366-30-85, на который пришло спорное смс-сообщение, является Заявитель. Факт поступления смс-сообщения подтвержден представленной детализацией  входящих соединений за 24.02.2021.

На запрос Омского УФАС России  от 02.03.2021 № 06-1861 ПАО «Мегафон»  представлена информация: «… отправка указанного в запросе sms-сообщения осуществлена АО «МегаЛабс» на основании заключенного с Оператором договора. В Соответствии с договором № РМИ-МГФ 01022020 от 01.02.202 г. Оператор оказывает Партнеру услуги по размещению посредством каналов коммуникации рекламно-информационных материалов Партнера (Клиента Партнера) среди абонентов, а также по предоставлению доступа к интерфейсу и поддержке функционирования интерфейса.

24.02.2021 в 21ч 27 мин. оборудованием Оператора зафиксировано отправление на номер<…> sms-сообщения от отправителя, имеющего буквенное обозначение «SberHealth», выделенное АО «МегаЛабс». Отправка указанного  sms-сообщения (размещение РИМ среди абонентов) было осуществлено по Базе Абонентов Партнера.

Согласно п.3.6 договора в случае размещения РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера Партнер обязуется до размещения РИМ получить согласие Абонентов на получение рекламы, использование их абонентских номеров, а также персональных данных (в случае их использования в РИМ)…». Согласно п. 4.7 договора Партнер при размещении РИМ среди Абонентов из Базы Абонентов Партнера гарантирует наличие надлежащим образом оформленных согласий таких абонентов на получение рекламы….

Таким образом, распространителем рекламы в данном случае является Партнер или третье лицо, рассылку чьих материалов он заказывает, то есть лицо, определяющее объект рекламирования и использующее для распространения рекламы услуги связи, оказываемые  ПАО «МегаФон»…

На запрос Омского УФАС России  от 12.03.2021 № 06-2327 АО «МегаЛабс» представлена информация, что рассылка указанного в запросе сообщения осуществлялась ООО «СМС-центр» в рамках договора № ДМИ-СМСЦ-260220 от 26.02.2020, по которому Общество оказывает услуги по предоставлению доступа к интерфейсу размещения рекламно-информационных материалов и использовать при формировании информационного или рекламного сообщения абонентские номера только тех абонентов, у которых такое согласие было получено (4/8 Договора)…».  В рамкам претензионной работы ООО «СМС-центр» предоставило пояснения по рассылке. ООО «СМС-центр» проинформировало, что смс-сообщение, направленное 24.02.2021 на номер + <….>  от имени SberHealth, было передано ООО «ДОКДОК» в рамках договора № 363209 от 15.03.2017. В ответ на наш запрос Заказчиком был представлен ответ от партнерской компании с подтверждением согласия абонента на получение смс-сообщений. В связи с поступившим запросом номер +<….>  внесен в стоп-лист, блокирующий передачу смс-сообщений от имени SberHealth.

ООО «ДокДок» представлена информация (вх. Омского УФАС России от 21.05.2021 № 5056э), что указанное сообщение направлялось ООО «Инновационная медицина» с использованием личного кабинета сервиса SMSC.RU зарегистрированного на ООО «ДокДок» на основании договора оказания услуг б/н от 24.11.2020 г. , в рамках которого компанией ООО «Инновационная Медицина»  предоставлялся доступ для направления сообщения  следующего содержания «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

Просим обратить внимание, что сообщение не преследовало цель продвижение услуг отправителя или третих лиц, а направлялось для информирования  в рамках реализуемого совместно с БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» проекта подключения к модулю мониторинга пациентов с COVID-19. По указанному в сообщении адресу в сети «Интернет» https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid размещены сведения о бесплатной программе заботы о здоровье жителей Омской области.

БУЗОО «Медицинский информационно-аналитический центр» (БУЗОО «МИАЦ») представлена информация, что между ООО «Инновационная медицина» и БУЗОО «МИАЦ» заключено соглашение о реализации пилотного проекта  по дистанционному мониторингу состояния здоровья жителей Омской области. В рамках данного соглашения БУЗОО «МИАЦ» предоставлен доступ к программе для ЭВМ «Маркетплейс ДокДок», алгоритмы функционирования которой обеспечивают возможность оказания бесплатных услуг с применением телемедицинских технологий. Указанное в Вашем запросе смс-сообщение на абонентский номер + <…> : «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» отправлено ООО «Инновационная медицина».

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По результатам рассмотрения обращения Омским УФАС России установлено, что лицом, направившем смс-сообщение является ООО «<…>>».

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «<….>»  является рекламораспространителем.

Определением от 04.06.2021 в отношении ООО «<…>» возбуждено дело № 055/05/18-598/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и назначено к рассмотрению на 01.07.2021 в 15:00.

Определение о возбуждении дела  было направлено в адрес ООО «<…>»  заказным письмом с уведомлением от 04.06.2021 № 06-5572, вместе с тем согласно сведениям сайта АО «Почта России» указанное письмо Омского УФАС России по состоянию на 01.07.2021  адресатом не получено, хранится в почтовом отделении с пометкой «неудачная попытка вручения».

Рассмотрение дела № 055/05/18-598/2021  назначено к рассмотрению на 17.08.2021 в 15:30.

ООО «<…>» представлены письменные пояснения от 04.08.2021 № 0408-2021:

«В рамках Соглашения о реализации пилотного проекта, заключенного между ООО «<…>» и БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр», реализована программа поддержки пациентов, заболевших COVID-19, ОРЗ и ОРВИ, посредством оказания им на безвозмездной основе дистанционных медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий. Для целей реализации указанной программы БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр» предоставил ООО «Инновационная медицина» исчерпывающий реестр пациентов, которых  было необходимо проинформировать о подключении  к указанной программе.

- «текст смс-сообщения сформирован ООО «<…>» самостоятельно таким образом, чтобы абонент, получив SMS-сообщение, перешел по ссылке https:// tm.sberhealth.ru/omskcovidи мог ознакомиться исключительно со всей необходимой информацией о бесплатной программе заботы о  здоровье жителей Омской области и воспользоваться ею для получения своевременной медицинской помощи и предотвращения осложнений»;

- «ООО «<…>» не осуществляло рассылку рекламных смс-сообщений, поскольку направленное сообщение является строго информационным, преследующим цель осведомления пациентов о подключении к конкретной программе, без привлечения к иным услугам, оказываемым ООО «Инновационная медицина».

Информационные SMS-сообщения …направлялись только тем абонентам, сведения о которых включены в реестр, предоставленный БУЗ Омской области «Медицинский информационно-аналитический центр»;

- «…хотим обратить внимание, что в информационном сообщении, направленном на абонентский номер +7 (929) 366-30-85, содержалась ссылка на иную страницу https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid, которая не содержит упоминания каких-либо платных услуг, а напротив прямо указывает на безвозмедность услуг, предоставляемых получателю сообщения…»;

- «SMS-cообщения направлялось строго ограниченному списку получателей»;

- «Информацией из сообщения могут воспользоваться только определенные лица»;

- решение о включении в реестр  пациентов, участвующих в программе, принимают медицинские учреждения Омской области, таким образом третьи лица, не являющиеся участниками программы, обратившись в ООО «<…>», не могут получить услугу по программе дистанционного мониторинга при COVOD-19, ОРЗ и ОРВИ.  В связи с отсутствием возможности приобретения абонентом - физическим лицом услуги, на которую содержалась ссылка в направленном SMS-сообщении, можно говорить об отсутствии потребителя рекламы и отсутствии у ООО «<…>» собственного интереса в получении третьими лицами, не являющимися участниками программы, подобных сообщений.

 На основании изложенного Общество просило прекратить производство по делу в связи отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Приложением к пояснению являлся реестр граждан, предоставленный БУЗ ОО «Медицинский информационно-аналитический центр».

На заседании Комиссии  17.08.2021 представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в письменных пояснениях.

В ходе рассмотрения дела у Комиссии Омского УФАС России возникла необходимость в объявлении перерыва в рассмотрении дела.

Дело к рассмотрению  было назначено на 20.08.2021 в 12:00.

К заседанию Комиссии представителем Общества были представлены дополнительные письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 19.08.2021 № 8382э).

На заседании Комиссии 20.08.2021 представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в дополнительных письменных пояснениях, а также просил принять во внимание ряд фактических обстоятельств и правовых позиций по спорной ситуации:

- услуги ООО «<…>» в рамках программы заботы о здоровье, информация о которой содержалась в SMS-сообщении, не оказываются;

- в направленном SMS-сообщении не содержалось указание на объекты рекламирования;

- по ссылке, приведенной в SMS-сообщении, размещалась информация о возможности получить исключительно бесплатные медицинские услуги;

- включение в программу, информация о которой содержалась в SMS-сообщении, осуществлялось БУЗОО «МИАЦ», при этом иные лица не могут принять участие в программе.

- рассылка сообщений без согласия получателя автоматически не являются нарушением законодательства о рекламе. Необходимо наличие объекта рекламирования;

- термины «сервисное сообщение» или «информационное сообщение» не встречаются в законодательстве, но упоминаются в правоприменительной практике при разграничении информационных сообщений и рекламы;

- реклама должна носить коммерческий характер, само по себе направление сообщений выборочному списку получателей о сервисе не является рекламой, если оно не преследует цель продать услугу;

- если информацией из сообщения могут воспользоваться только определенные лица, то такие сообщения не являются рекламой…».

Исходя  из изложенного данное СМС-сообщение носит информационный характер и отправлено в ответ на заявку физического лица, соответственно рассматриваемое письмо не является рекламой, поскольку не соответствует определению рекламы. Следовательно, требования Закона «О рекламе» на данную информацию не распространяются.

 

Оценив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

 Как следует из материалов дела, 24.02.2021 в 21:29 часов на номер сотового телефона Заявителя  поступило смс-сообщение: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth».

Поступление указанной рекламы на телефонный номер Заявителя  подтверждается скриншотом экрана, содержащего текст рассматриваемого сообщения, а также детализированной выпиской, представленной оператором связи.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный номер лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер телефонного звонка.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Федеральному закону «О рекламе» следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

При этом в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о распространении рассматриваемой информации исключительно в адрес одного лица - Заявителя. Сам по себе текст СМС-сообщения не содержит сведений, позволяющих говорить о персональной направленности спорного СМС-сообщения.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из текста СМС-сообщения, в котором содержится предложение воспользоваться услугами по подключению к программе заботы о здоровье, Комиссия приходит к выводу, что спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.

Резюмируя изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама не является персональным предложением заявителю, а направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Таким образом, информация, распространенная посредством направления СМС-сообщения на номер телефона Заявителя, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством СМС-сообщения; адресована неопределенному кругу лиц, поскольку представленная в тексте сообщения информация носит обобщенный характер и способна формировать интерес у широкого круга лица; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (привлечение внимания к наличию у компании «Сберздоровье» программы заботы о здоровье (в данном случае при возникновении у потребителя заболеваний COVID-19, ОРЗ, ОРВИ).

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ  «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») дано понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи (далее – рассылка) - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

Из анализа норм Федерального закона «О связи»  и Федерального закона «О рекламе» следует, что заказчик должен принять меры по однозначной идентификации именно абонента (а не лица, указавшего телефонный номер при заполнении документов, дающих согласие на направление рекламных и информационных материалов), а также получить предварительное согласие абонента на направление ему рекламной информации посредством использования сетей электросвязи, то есть получить согласие непосредственно перед направлением конкретного сообщения рекламного характера определенному абоненту.

Согласно поступившему заявлению физического лица, владельца телефонного номера +7929-366-30-85, согласие на получение рекламы он не давал.

Как указало Общество, в рамках Соглашения о реализации пилотного проекта, заключенного между ООО «Инновационная медицина» и БУЗ ОО «МИАЦ», реализована программа поддержки пациентов, заболевших COVID-19, ОРЗ и ОРВИ, посредством оказания им на безвозмездной основе дистанционных медицинских консультаций с применением телемедицинских технологий. Для целей реализации указанной программы БУЗ ОО «МИАЦ» предоставил исчерпывающий реестр пациентов, которых было необходимо проинформировать о подключении к указанной программе.

Более того, в приложенном Обществом реестре отсутствует фамилия Заявителя, а также реестр не содержит согласия абонента на получение смс-сообщений рекламного характера, с соблюдением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, согласие Заявителя  на получение сообщений рекламного характера Общество  не представило.

В соответствии с Письмом ФАС России № АК/13563/16 от 03.03.2016, согласие должно носить явно выраженный характер и не может быть выполнено в форме согласия на получение какой-либо иной информации. Положение законодательства Российской Федерации о рекламе относительно обязанности распространителя предварительно получить согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

ООО «<….>» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность  за нарушение требований статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Инновационная медицина» требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер + <…>.

Учитывая, что номер +<…>внесен в стоп-лист, блокирующий передачу смс-сообщений от имени «SberHealth»,  Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «<…>» (<…>), выразившиеся в распространении 24.02.2021 в 21:29 часов смс-сообщения: «Здравствуйте! Вы подключены к программе заботы о здоровье от компании Сберздоровье. Подробности https:// tm.sberhealth.ru/omskcovid Отключение от программы 88001003598» от отправителя «SberHealth»  посредством радиотелефонной связи рекламы без предварительного согласия абонента на ее получение, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Не выдавать ООО «<…>» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 055/05/18-598/2021 [format] => [safe_value] => № 055/05/18-598/2021 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2021-08-30 11:35:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2021-08-20 06:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1630409918 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )