Решение № 055/06/33-63/2023

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 055/06/33-63/2023
Дата публикации: 31 января 2023, 13:50

Решение № 055/06/33-63/2023

о признании жалобы необоснованной

 

26 января 2023 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>,

<…>,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «ББ ГРУП» (далее – АО «ББ ГРУП», общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн» (далее – БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (Реестровый номер 2023.000923) (извещение № 0352200016923000004) (далее – электронный аукцион, аукцион),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом,

при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - <…> (доверенность № 18-ЮР от 28.11.2022)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 528-ЭП/23 от 19.01.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 491700 руб.

Протокол подачи ценовых предложений от 20.01.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения поданы 2 участниками закупки, направившими заявки на участие в ней, при этом лучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 113404507 (снижение общей начальной цены составило 0,51%).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.01.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113404507 (ООО «Асфарма»).

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установлением в описании объекта закупки по позиции № 3 «набор базовый для внутривенных вливаний» дополнительной характеристики закупаемого товара «в единой стерильной упаковке с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырем», не предусмотренной каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По мнению заявителя, единственным производителем набора базового для внутривенных вливаний с вышеуказанной дополнительной характеристикой является ООО «Спец Тех», Россия (регистрационное удостоверение от 30.12.2021 № РЗН 2019/8372).

В свою очередь заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы, которые по существу сводились к наличию как минимум трех зарегистрированных медицинских изделий, соответствующих совокупности требований описания объекта закупки.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.

Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).

Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

 

 

В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.

Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе «Описание объекта закупки», размещенном в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки).

В отношении спорной позиции (пункт 3 описания объекта закупки) «Набор базовый для внутривенных вливаний» описание товара установлено в соответствии с характеристиками, установленными КТРУ 32.50.50.000-00234:

№ п/п

Наименование показателя, единица измерения показателя

Значения показателей

Обоснование необходимости использования показателей

3.1

Диаметр инъекционной иглы, мм

≥ 0,3 и ≤ 0,8*

Соответствует описанию КТРУ

3.2

Длина соединительной трубки, мм

> 1300 и ≤ 1800*

Соответствует описанию КТРУ

3.3

Регулятор тока жидкости

Роликовый

Соответствует описанию КТРУ

3.4

Трансфузионная игла

Полимерная

Соответствует описанию КТРУ

3.5

В единой стерильной упаковке вместе с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырь

Наличие

для возможности оказания экстренной помощи с использованием набора базового для вливания (сокращение времени подготовки системы).

3.6

Диаметр иглы-бабочки, мм

не более 0,6*

для возможности внутривенного вливания пациентам со сложным венозным доступом

3.7

Размер лейкопластыря (ШхД), см:

(не менее 4*) × (не менее 6*)

Оптимальный размер к диаметру иглы-бабочки

В части установленных заказчиком дополнительных характеристик по отношению к описанию, содержащемуся к КТРУ, было приведено обоснование необходимости использования такой информации, требования к форме или содержанию которой действующим законодательством не предусмотрены.

Из письменных возражений заказчика следует, что дополнительная характеристика «в единой стерильной упаковке вместе с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырь» установлена с учетом основной категории пациентов заказчика (престарелых людей), применение иглы-бабочки с трехгранной заточкой позволит сократить время подготовки системы к внутривенному вливанию при оказании экстренной помощи, особенно пациентам со сложным венозным доступом.

 

 

 

Заказчиком в материалы дела представлена информация о том, что описанию объекта закупки по спорной позиции помимо набора базового для внутривенных вливаний производства ООО «Спец Тех», Россия (регистрационное удостоверение от 30.12.2021 № РЗН 2019/8372) также соответствует, как минимум, «устройство инфузионное одноразового использования (с иглой)», производство «Джингкси Хонгда Медикал Икьюпмент Групп Лтд», КНР (регистрационное удостоверение от 25.10.2007 № ФСЗ 2007/00512), «система инфузионная SFM®», производство «СФМ Госпитал Продактс ГмбХ», Германия (регистрационное удостоверение от 13.12.2021 № РЗН 2021/15982).

С учетом изложенного, Комиссия в данном случае не может признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.

Заказчиком при подготовке к проведению электронного аукциона был изучен рынок на предмет наличия закупаемого товара с вышеуказанными требованиями. Анализ и поступившие в адрес учреждения коммерческие предложения показали наличие на территории Российской Федерации данного рынка, представленного разными производителями.

Кроме того, заявителем не было учтено следующее.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.

По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников.

Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.

Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.

Требования заказчика к характеристикам товара в равной степени распространялись на всех участников закупки, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар.

Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Начальная (максимальная) цена сформирована на основании 3 коммерческих предложений.

Доказательств обратного, заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.

Обоснованность выводов Комиссии также косвенно подтверждается тем, что на участие в данной закупке поступило 2 заявки от участников, выразивших согласие на поставку товара на условиях, определенных извещением об осуществлении закупки, при этом к поставке по позиции № 3 «Набор базовый для внутривенных вливаний» были предложены медицинские изделия различных производителей.

В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем, данный довод жалобы признан необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу Акционерного общества «ББ ГРУП» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (Реестровый номер 2023.000923) (извещение № 0352200016923000004).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

<…>

 

stdClass Object ( [vid] => 23524 [uid] => 5 [title] => Решение № 055/06/33-63/2023 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 23524 [type] => solution [language] => ru [created] => 1675151533 [changed] => 1675151533 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1675151533 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение № 055/06/33-63/2023

о признании жалобы необоснованной

 

26 января 2023 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>,

<…>,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «ББ ГРУП» (далее – АО «ББ ГРУП», общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн» (далее – БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (Реестровый номер 2023.000923) (извещение № 0352200016923000004) (далее – электронный аукцион, аукцион),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом,

при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - <…> (доверенность № 18-ЮР от 28.11.2022)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 528-ЭП/23 от 19.01.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 491700 руб.

Протокол подачи ценовых предложений от 20.01.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения поданы 2 участниками закупки, направившими заявки на участие в ней, при этом лучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 113404507 (снижение общей начальной цены составило 0,51%).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.01.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113404507 (ООО «Асфарма»).

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установлением в описании объекта закупки по позиции № 3 «набор базовый для внутривенных вливаний» дополнительной характеристики закупаемого товара «в единой стерильной упаковке с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырем», не предусмотренной каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По мнению заявителя, единственным производителем набора базового для внутривенных вливаний с вышеуказанной дополнительной характеристикой является ООО «Спец Тех», Россия (регистрационное удостоверение от 30.12.2021 № РЗН 2019/8372).

В свою очередь заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы, которые по существу сводились к наличию как минимум трех зарегистрированных медицинских изделий, соответствующих совокупности требований описания объекта закупки.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.

Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).

Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

 

 

В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.

Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе «Описание объекта закупки», размещенном в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки).

В отношении спорной позиции (пункт 3 описания объекта закупки) «Набор базовый для внутривенных вливаний» описание товара установлено в соответствии с характеристиками, установленными КТРУ 32.50.50.000-00234:

№ п/п

Наименование показателя, единица измерения показателя

Значения показателей

Обоснование необходимости использования показателей

3.1

Диаметр инъекционной иглы, мм

≥ 0,3 и ≤ 0,8*

Соответствует описанию КТРУ

3.2

Длина соединительной трубки, мм

> 1300 и ≤ 1800*

Соответствует описанию КТРУ

3.3

Регулятор тока жидкости

Роликовый

Соответствует описанию КТРУ

3.4

Трансфузионная игла

Полимерная

Соответствует описанию КТРУ

3.5

В единой стерильной упаковке вместе с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырь

Наличие

для возможности оказания экстренной помощи с использованием набора базового для вливания (сокращение времени подготовки системы).

3.6

Диаметр иглы-бабочки, мм

не более 0,6*

для возможности внутривенного вливания пациентам со сложным венозным доступом

3.7

Размер лейкопластыря (ШхД), см:

(не менее 4*) × (не менее 6*)

Оптимальный размер к диаметру иглы-бабочки

В части установленных заказчиком дополнительных характеристик по отношению к описанию, содержащемуся к КТРУ, было приведено обоснование необходимости использования такой информации, требования к форме или содержанию которой действующим законодательством не предусмотрены.

Из письменных возражений заказчика следует, что дополнительная характеристика «в единой стерильной упаковке вместе с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырь» установлена с учетом основной категории пациентов заказчика (престарелых людей), применение иглы-бабочки с трехгранной заточкой позволит сократить время подготовки системы к внутривенному вливанию при оказании экстренной помощи, особенно пациентам со сложным венозным доступом.

 

 

 

Заказчиком в материалы дела представлена информация о том, что описанию объекта закупки по спорной позиции помимо набора базового для внутривенных вливаний производства ООО «Спец Тех», Россия (регистрационное удостоверение от 30.12.2021 № РЗН 2019/8372) также соответствует, как минимум, «устройство инфузионное одноразового использования (с иглой)», производство «Джингкси Хонгда Медикал Икьюпмент Групп Лтд», КНР (регистрационное удостоверение от 25.10.2007 № ФСЗ 2007/00512), «система инфузионная SFM®», производство «СФМ Госпитал Продактс ГмбХ», Германия (регистрационное удостоверение от 13.12.2021 № РЗН 2021/15982).

С учетом изложенного, Комиссия в данном случае не может признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.

Заказчиком при подготовке к проведению электронного аукциона был изучен рынок на предмет наличия закупаемого товара с вышеуказанными требованиями. Анализ и поступившие в адрес учреждения коммерческие предложения показали наличие на территории Российской Федерации данного рынка, представленного разными производителями.

Кроме того, заявителем не было учтено следующее.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.

По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников.

Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.

Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.

Требования заказчика к характеристикам товара в равной степени распространялись на всех участников закупки, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар.

Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Начальная (максимальная) цена сформирована на основании 3 коммерческих предложений.

Доказательств обратного, заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.

Обоснованность выводов Комиссии также косвенно подтверждается тем, что на участие в данной закупке поступило 2 заявки от участников, выразивших согласие на поставку товара на условиях, определенных извещением об осуществлении закупки, при этом к поставке по позиции № 3 «Набор базовый для внутривенных вливаний» были предложены медицинские изделия различных производителей.

В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем, данный довод жалобы признан необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу Акционерного общества «ББ ГРУП» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (Реестровый номер 2023.000923) (извещение № 0352200016923000004).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

<…>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение № 055/06/33-63/2023

о признании жалобы необоснованной

 

26 января 2023 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>,

<…>,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «ББ ГРУП» (далее – АО «ББ ГРУП», общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн» (далее – БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (Реестровый номер 2023.000923) (извещение № 0352200016923000004) (далее – электронный аукцион, аукцион),

в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом,

при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - <…> (доверенность № 18-ЮР от 28.11.2022)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

  1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 528-ЭП/23 от 19.01.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 491700 руб.

Протокол подачи ценовых предложений от 20.01.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения поданы 2 участниками закупки, направившими заявки на участие в ней, при этом лучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 113404507 (снижение общей начальной цены составило 0,51%).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.01.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113404507 (ООО «Асфарма»).

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установлением в описании объекта закупки по позиции № 3 «набор базовый для внутривенных вливаний» дополнительной характеристики закупаемого товара «в единой стерильной упаковке с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырем», не предусмотренной каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По мнению заявителя, единственным производителем набора базового для внутривенных вливаний с вышеуказанной дополнительной характеристикой является ООО «Спец Тех», Россия (регистрационное удостоверение от 30.12.2021 № РЗН 2019/8372).

В свою очередь заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы, которые по существу сводились к наличию как минимум трех зарегистрированных медицинских изделий, соответствующих совокупности требований описания объекта закупки.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.

Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).

Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

 

 

В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.

Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе «Описание объекта закупки», размещенном в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки).

В отношении спорной позиции (пункт 3 описания объекта закупки) «Набор базовый для внутривенных вливаний» описание товара установлено в соответствии с характеристиками, установленными КТРУ 32.50.50.000-00234:

№ п/п

Наименование показателя, единица измерения показателя

Значения показателей

Обоснование необходимости использования показателей

3.1

Диаметр инъекционной иглы, мм

≥ 0,3 и ≤ 0,8*

Соответствует описанию КТРУ

3.2

Длина соединительной трубки, мм

> 1300 и ≤ 1800*

Соответствует описанию КТРУ

3.3

Регулятор тока жидкости

Роликовый

Соответствует описанию КТРУ

3.4

Трансфузионная игла

Полимерная

Соответствует описанию КТРУ

3.5

В единой стерильной упаковке вместе с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырь

Наличие

для возможности оказания экстренной помощи с использованием набора базового для вливания (сокращение времени подготовки системы).

3.6

Диаметр иглы-бабочки, мм

не более 0,6*

для возможности внутривенного вливания пациентам со сложным венозным доступом

3.7

Размер лейкопластыря (ШхД), см:

(не менее 4*) × (не менее 6*)

Оптимальный размер к диаметру иглы-бабочки

В части установленных заказчиком дополнительных характеристик по отношению к описанию, содержащемуся к КТРУ, было приведено обоснование необходимости использования такой информации, требования к форме или содержанию которой действующим законодательством не предусмотрены.

Из письменных возражений заказчика следует, что дополнительная характеристика «в единой стерильной упаковке вместе с инфузионной системой находится игла-бабочка с трехгранной заточкой и лейкопластырь» установлена с учетом основной категории пациентов заказчика (престарелых людей), применение иглы-бабочки с трехгранной заточкой позволит сократить время подготовки системы к внутривенному вливанию при оказании экстренной помощи, особенно пациентам со сложным венозным доступом.

 

 

 

Заказчиком в материалы дела представлена информация о том, что описанию объекта закупки по спорной позиции помимо набора базового для внутривенных вливаний производства ООО «Спец Тех», Россия (регистрационное удостоверение от 30.12.2021 № РЗН 2019/8372) также соответствует, как минимум, «устройство инфузионное одноразового использования (с иглой)», производство «Джингкси Хонгда Медикал Икьюпмент Групп Лтд», КНР (регистрационное удостоверение от 25.10.2007 № ФСЗ 2007/00512), «система инфузионная SFM®», производство «СФМ Госпитал Продактс ГмбХ», Германия (регистрационное удостоверение от 13.12.2021 № РЗН 2021/15982).

С учетом изложенного, Комиссия в данном случае не может признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.

Заказчиком при подготовке к проведению электронного аукциона был изучен рынок на предмет наличия закупаемого товара с вышеуказанными требованиями. Анализ и поступившие в адрес учреждения коммерческие предложения показали наличие на территории Российской Федерации данного рынка, представленного разными производителями.

Кроме того, заявителем не было учтено следующее.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.

По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников.

Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.

Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.

Требования заказчика к характеристикам товара в равной степени распространялись на всех участников закупки, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар.

Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Начальная (максимальная) цена сформирована на основании 3 коммерческих предложений.

Доказательств обратного, заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.

Обоснованность выводов Комиссии также косвенно подтверждается тем, что на участие в данной закупке поступило 2 заявки от участников, выразивших согласие на поставку товара на условиях, определенных извещением об осуществлении закупки, при этом к поставке по позиции № 3 «Набор базовый для внутривенных вливаний» были предложены медицинские изделия различных производителей.

В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем, данный довод жалобы признан необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу Акционерного общества «ББ ГРУП» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Госпиталь для ветеранов войн» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку наборов базовых для внутривенных вливаний (Реестровый номер 2023.000923) (извещение № 0352200016923000004).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

<…>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 055/06/33-63/2023 [format] => [safe_value] => 055/06/33-63/2023 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2023-01-31 07:50:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2023-01-26 07:50:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1675151533 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )