Результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке автобусных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с отправлением из Омской области

Анализ проведен во исполнение поручения ФАС России от 19.03.2019 № АГ/21305/19.

Временным интервалом исследования товарных рынков в соответствии с Методическими рекомендациями определен период 2017-2018 годы.

Установление, изменение межрегиональных маршрутов, ведение реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (далее - Реестр межрегиональных маршрутов) отнесено к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

На сайте Министерства транспорта Российской Федерации в разделе Деятельность / Автомобильный транспорт / Общая информация (https://www.mintrans.ru/activities/214/169/170/documents) размещается Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок по состоянию на определенную дату.

 По информации, указанной в Реестрах межрегиональных маршрутов в 2017 и 2018 годах, установлено 8 маршрутов с отправкой с территории Омской области.

Услуги автоперевозки на межрегиональных маршрутах в 2017-2018 гг. оказывались лишь на 5-ти маршрутах из 8-ми установленных Минтрансом России:

501 -

АВ г. Омск – ОП г. Ханты-Мансийск

503 -

АВ г. Омск – КП г. Ханты-Мансийск

505 -

АВ г. Омск – ОП г. Нефтеюганск

506 -

АВ г. Омск – АВ г. Тюмень

850 -

АВ г. Омск – АВ г. Сургут

Исходя из свойств и характеристик услуг межрегиональных автоперевозок, данный вид услуг не имеет заменителей, продуктовые границы исследуемых товарных рынков определены как услуга автобусной перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Географические границы предварительно определены межрегиональными маршрутами, на которых оказывались услуги по перевозке автобусами пассажиров и багажа транспортом общего пользования.

При установлении географических границ исследуемых рынков Управлением проанализированы маршруты № 501 и № 503 с точки зрения заменяемости, т.е. установления оснований для объединения указанных маршрутов в один товарный рынок.

Принимая во внимание совпадения по большей части маршрутов, их можно отнести к заменяющим друг друга, следовательно, перевозки по указанным маршрутам осуществляются на одном товарном рынке.

На основании вышеизложенного географические границы рынка услуг автобусной перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок с отправлением с территории Омской области определены границами маршрутов, с учетом заменяющих маршрутов к анализу приняты 4 товарных рынка:

г. Омск – г. Ханты-Мансийск

г. Омск – г. Нефтеюганск

г. Омск – г. Тюмень

г. Омск – г. Сургут

 

Анализ информации, размещенной на сайте ФНС России о прекращении деятельности ряда перевозчиков, указанных в Реестре межрегиональных перевозок, а также участников исследуемого товарного рынка показал, что в 2017-2018 годах на исследуемых товарных рынках услуги оказывали 2 хозяйствующих субъекта:

  1. ИП К…в по маршрутам «г. Омск – г. Ханты-Мансийск», «г. Омск – г. Нефтеюганск» и «г. Омск – г. Сургут».
  2. ИП К…н по маршрутам «г. Омск – г. Ханты-Мансийск» и «г. Омск – г. Тюмень».

В соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Порядка проведения анализа и Методическими рекомендациями расчет общего объема рынков услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлялся на основании двух показателей – количество перевезенных пассажиров и объем выручки от всех перевезенных пассажиров

Уровень концентрации на каждом из 4-х рынков услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам с отправлением с территории Омской области определен как высокий, анализируемые товарные рынки отнесены к рынкам с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с условиями части 2.2. статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение ни одного из участников рынков услуг регулярных автобусных перевозок по межрегиональным маршрутам с отправлением с территории Омской области.