Результаты анализа состояния конкуренции на товарном на рынке услуг технического обслуживания внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования в границах на территории Большереченского и Нововаршавского муниципальных районов Омской области

Анализ проведен при рассмотрении дела № 055/01/10-458/2020 о нарушении антимонопольного законодательства с целью установления наличия (отсутствия) доминирующего положения ООО «Омская областная газовая компания» (далее -
ООО «ООГК» на товарном рынке услуг технического обслуживания внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования (далее –ТО ВДГО).

Временным интервалом исследования товарного рынка определен период с января 2019 года по сентябрь 2020 года.

Техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования – это работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям. ТО ВДГО осуществляется как в домовладениях, так и в многоквартирных домах.

Услуги по ТО ВДГО (ОКПД2 35.22.10), по своему функциональному назначению, вне зависимости от реального качества услуг, не имеют заменителей.

Исходя из того, что услуги ТО ВДГО могут оказываться только по месту нахождения газового оборудования, а также учитывая, что анализируемые услуги включают аварийно-диспетчерское обеспечение, то есть возможность оперативного выезда аварийной бригады на место нахождения обсуживаемого газового и бытового газоиспользующего оборудования в аварийной ситуации, географические границы определены границами местонахождения газового оборудования на территории Большереченского и Нововаршавского муниципальных районов.

Деятельность на товарном рынке услуг ТО ВДГО осуществляется путем заключения договора на ТО ВДГО между потребителем газа на бытовые нужды и специализированной организацией. Заключение договора на ТО ВДГО возможно со специализированной организацией, которая имеет в штате аттестованных сотрудников для проведения газоопасных работ. Данное требование обусловлено необходимостью применения определенных знаний и навыков, соблюдения мер безопасности при проведении газоопасных работ, к которым относятся работы по ТО ВДГО. Наличие/отсутствие статуса газораспределительной организации не влияет на возможность осуществлять деятельность по ТО ВДГО.  Для входа на рынок по предоставлению услуг ТО ВДГО специализированная организация должна подать сведения о начале деятельности в органы государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации. При отсутствии собственной аварийно-диспетчерской службы специализированная организация обязана заключить с газораспределительной организацией соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении своих заказчиков по договору ТО ВДГО.

Согласно сведениям Государственной жилищной инспекции Омской области, содержащимся в Реестре уведомлений об осуществлении ТО ВДГО, а также из материалов дела № 055/01/10-458/2020 Омским УФАС России установлено, что на территории Большереченского муниципального района Омской области осуществляет деятельность по ТО ВДГО единственная организация ООО «Омская областная газовая компания» (ИНН 5517010406, ОГРН 1095517000369); на территории Нововаршавского района – три организации: ООО «ООГК», ООО «Омскгазстройэксплуатация», (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599), ООО «Межоблгаз» (ИНН 5503220570, ОГРН 1105543016028).

По результатам анализа установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-458/2020 на исследуемом товарном рынке доминирующим может быть признано положение следующих хозяйствующих субъектов:

- ООО «Омская областная газовая компания» на территории Большереченского района (в соответствии с условиями пункта 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции) и на территории Нововаршавского района (в соответствии с условиями пункта 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции);

- ООО «Омскгазстройэксплуатация» на территории Нововаршавского района (в соответствии с условиями пункта 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).