Ответы на вопросы участников семинара для региональных вещательных организаций

Омское УФАС России публикует ответы на вопросы участников семинара для региональных вещательных организаций, касающихся соблюдения требований законодательства "О рекламе". 

1. Актуальные изменения законодательства «О рекламе» (об увеличении лимита рекламного времени).

Федеральными законами от 31.12.2017 № 489-ФЗ и от 03.08.2018 № 325-ФЗ  внесены изменения в часть 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, а именно общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы была увеличена до  двадцати процентов времени вещания в течение часа. При этом суточный предел рекламного времени должен составлять пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

При этом в соответствии с частями 3.4 и 3.5 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» увеличен указанный допустимый объем рекламы в телепрограммах для региональных телеканалов, то есть телеканалов, которые в соответствии с лицензией на телевизионное вещание распространяются менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

На таких телеканалах допускается увеличение общего объема рекламы исключительно за счет распространения рекламы способом «бегущей строки»:

- за счет совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» - но не более пяти процентов времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, предусмотренной частью 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» (то есть объем рекламы может быть увеличен до 20% времени вещания в течение часа);

- в информационных и развлекательных телепередачах регионального телеканала, предусматривается дополнительное увеличение объема рекламы в телепрограммах за счет совмещения рекламы с каждой такой телепередачей способом «бегущей строки» - но не более пятнадцати процентов времени вещания в течение часа сверх продолжительности рекламы в телепрограмме, предусмотренной частями 3 и 3.4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» (то есть объем рекламы может быть увеличен до 35% времени вещания в течение часа).

 

2. Если в вещании федерального партнера за час идут две врезки региональных блоков хронометражом только в 2 минуты и в 30 секунд, сколько времени в этих блоках может быть показано рекламы?

По общему правилу, установленному частью 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе», общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа.

Учитывая вышеизложенное, максимальный объем рекламы в течение часа вещания региональной врезки (общая продолжительность врезки 150 секунд) может быть 25 секунд при максимальной продолжительности программы 125 секунд.

Вместе с тем частью 3.4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» установлено, что в телепрограмме телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, дополнительная продолжительность совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» не может превышать пять процентов времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, если одновременно в указанных врезках в региональном эфире будет распространяться еще и реклама способом «бегущей строки», то общая максимальная продолжительность рекламы с учетом «бегущей строки» не может превышать 31,25 сек.

 

3. Как правильно рассчитать допустимый лимит рекламы регионального СМИ при вещании по лицензии совместно с сетевым партнером?

Согласно части 1 статьи 31 Закон Российской Федерации от 27.12.1991№ 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) телевизионное вещание, радиовещание (далее - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.

На основании часть 8 статьи 31 Закона  о СМИ одним из обязательных сведений, вносимых в лицензию на телевизионное вещание, является объем вещания (в часах), который устанавливается для каждого вещателя отдельно.

При этом согласно письму Роскомнадзора от 04.02.2014 № 05КМ-3178 «Разъяснения о порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала)» общий объем вещания СМИ включает в себя рекламу в объеме, установленном законодательством о рекламе, и передачи, распространяемые в рамках телеканала (радиоканала).

В случае распространения по лицензии двух средств массовой информации, объем вещания регионального СМИ подсчитывается путем сложения:

- времени, затраченного на вещание непосредственно телепередач (радиопередач);

- рекламных блоков в «окнах» регионального вещания;

- рекламных блоков в «окнах» для размещения в эфире сетевого партнера «региональных рекламных блоков», если они сопровождаются выходными данными регионального СМИ, его наименованием и (или) логотипом.

С учетом указанной позиции лицензирующего органа, в общем случае при вещании по лицензии совместно с сетевым партнером допустимый лимит рекламы сетевого СМИ  и регионального СМИ не должен превышать в сумме двадцати процентов времени вещания в течение часа (без учета дополнительной «бегущей строки» для регионального СМИ). При этом рекламное время, выделяемое на вещание региональной рекламы, определяется, в том числе условиями договора с сетевым СМИ.

 

4. Если при записи синхрона или подсъёмки города в кадр попадают случайные логотипы, не имеющие отношение к синхрону или закадровому тексту, нужно ли их «размыливать»? Рекламные афиши и вывески, которые попали в кадр при записи интервью или подсъёмки планов города, считаются рекламой?

В соответствии  с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По мнению специалистов ФАС России, изложенном в письме от 25.05.2011 № АК/20129 «О признании рекламы неорганично интегрированной в теле-, радиопередачу», могут быть признаны органично интегрированными в видеопроизведение изображения товаров, которые приобретают или используют герои произведения в сюжетом обоснованной ситуации (например, потребление пива в баре, ресторане, без акцентирования внимания зрителей на наименовании товара, когда демонстрация товара, утвари, обстановки в баре является естественным фоном сценического действия).

Если информация о товаре или лице не воспринимается как составная часть общего сюжета произведения (отдельной его части), выходит за рамки общего содержания теле-, радиопередачи или теле-, радиопрограммы, при этом такие товар или лицо представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, то такая информация может признаваться неорганично интегрированной в указанное произведение.

Таким образом, попавшие в кадр изображения логотипов, афиш или вывесок и т.п., на которых специально не акцентируется внимание телезрителя, не должны признаваться в качестве рекламы.

 

5. Считается ли спонсорство в программе рекламой?

Спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (пункт 9 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Учитывая данное определение, спонсорская реклама включается в общий объем рекламы, распространенной в теле -,  радиопрограммах.

 

6. Возможно ли при анонсировании зрелищного мероприятия на радио вместо словосочетания» для детей старше 16 лет» использовать 16+?

Можно ли в рекламе мероприятий фильмов и т.п. в радиороликах употреблять фразы «0+», «6+», «12+», «16+», «18+»? Или же необходимо требовать с заказчиков употребления фраз «Без возрастных ограничений», «Для детей старше 6 лет…12 лет…16… и «Запрещено для детей???»

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

На основании части 1 статьи 12 Федерального закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Таким образом, при размещении рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» указание ее категории может быть сделано в радиоролике текстовым предупреждением в виде словосочетания.

 

7. Какие нюансы необходимо учитывать в рекламе недвижимости на этапе строительства (квартиры в еще не сданных в эксплуатацию домах, в строящихся), в связи с нововведениями в законе о долевом строительстве? Что можно? Что нельзя? Какая информация обязательно должна быть озвучена в рекламном ролике? Какие документы нужно запрашивать у рекламодателя?

При распространении рекламы объектов недвижимости должны соблюдаться как общие требования к рекламе, установленные статьей 5 Федерального закона «О рекламе», так и особенные, предусмотренные для отдельных видов товаров.

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья не допускается. Исключение составляет реклама, связанная с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, реклама жилищных и жилищно-строительных кооперативов, реклама, связанная с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.

Кроме того, частью 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на распространение рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в следующих случаях:

- до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

 

- до государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства;

- до получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ), если получение такого заключения предусмотрено указанным Федеральным законом.

Более того, на основании части 9 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама в период приостановления в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Учитывая, что рекламораспространитель несет ответственность, в том числе за нарушение требований, установленных частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», то ему до начала размещения рекламы следует проверить у рекламодателя документы, исключающие случаи запретов, установленных частями 8 и 9 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, частью 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрен перечень сведений, обязательных для указания в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а именно:

- информация о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом;

- фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.

Дополнительно указанная реклама может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Учитывая обязательный характер размещения в рекламе информации, предусмотренной частью 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», она также должна быть представлена рекламодателем до начала распространения рекламы.