Администрации Калачинского района выдано предупреждение

Сфера деятельности: Контроль органов власти

20 апреля 2021 года Омское УФАС России направило в адрес Администрации Калачинского муниципального района Омской области (далее – Администрация района) предупреждение о необходимости прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием для его выдачи послужили материалы, поступившие из прокуратуры Калачинского района на действия Администрации района по созданию МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» преимущественных условий осуществления деятельности в сфере оказания ритуальных услуг.

Решением Совета Калачинского городского поселения от 21.05.2015 № 26-РС утверждено Положение об организации ритуальных услуг*, согласно которому определение возможности захоронения на определенном участке земли на территории кладбища производится специализированной службой.

Решением Совета Калачинского городского поселения от 10.08.2018 № 21-РС МУП «Насосно-фильтровальная станция «Воскресенская» (далее - МУП «НФС «Воскресенская») является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории городского поселения, которая осуществляет, в том числе содержание мест захоронения, организацию похорон и предоставление связанных с ним услуг.  

Распоряжением главы Калачинского муниципального района Омской области № 418-р от 23.07.2018 на праве хозяйственного ведения за МУП «НФС «Воскресенская» закреплено административное здание на кладбище.

16.03.2020 между Калачинским городским поселением Калачинского муниципального района Омской области и МУП «НФС «Воскресенская» заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с которым предприятию в аренду передан земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в хозяйственном ведении у МУП «НФС «Воскресенская».

Согласно пункту 2 статьи 25 и пункту 1 статьи 29 Закона о погребении** организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления, которая является таким же участником товарного рынка, как и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по погребению (код ОКВЭД 96.03.), состоит с ними в конкурентных отношениях.

В связи с этим Омское УФАС России считает передачу общественных кладбищ в ведение специализированной службы и наделение её полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения незаконной.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограни­чению или устранению конкуренции.

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления наделять хозяйствующий субъект функциями и правами указанного органа.

Согласно Уставу МУП «НФС «Воскресенская» является коммерческой организацией и создано, в том числе, с целью извлечения прибыли.

Таким образом, МУП «НФС «Воскресенская» не может быть наделено функциями органа местного самоуправления, поскольку осуществляет деятельность в качестве хозяйствующего субъекта и получает доход на рынке оказания ритуальных услуг. 

По мнению антимонопольного органа, действия Администрации района, выразившиеся в наделении МУП «НФС «Воскресенская» функциями органа местного самоуправления, влекут создание преимущественных условий деятельности для Предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и содержат в себе признаки нарушения  антимонопольного законодательства.

Администрации района необходимо в 30-дневный срок со дня получении предупреждения прекратить вышеуказанные действия путем:

1. Внесения изменений в Положение об организации ритуальных услуг*, исключив из него пункт 3 статьи 4, подпункт 1 пункта 4 статьи 12, наделяющие МУП «НФС «Воскресенская» функциями и полномочиями органа местного самоуправления по выделению земельного участка для захоронения (места под захоронение) на территории общественного кладбища г. Калачинска;

2. Совершения действий по возврату в казну Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области земельного участка с кадастровым номером 55:07:031904:98, переданного по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, № А3-ГП-01/2020 от 16.03.2020 МУП «НФС «Воскресенская»; 

3. Изъятия из хозяйственного ведения МУП «НФС «Воскресенская административного здания на кладбище с кадастровым номером 55:34:000000:239, закрепленного распоряжением главы Калачинского муниципального района Омской области № 418-р от 23.07.2018.

* Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Калачинского городского поселения;

** Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»