Подрядчики плодят долгострои

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Национальные проекты дали возможность регионам получать очень серьёзные федеральные средства на строительство школ, детских садов, дорог, на благоустройство городов. Эти деньги стимулируют строителей, но в то же время толкают их на непродуманное участие в торгах за подряды, что порождает подчас неисполнение взятых на себя обязательств. В Омске и области немало таких примеров.

«Лидер» перестал быть лидером

Рекордным долгостроем социальных объектов Омска можно считать детский сад на 310 мест в микрорайоне Рябиновка. Он строится с 2015 года, первый подрядчик – компания «Домстрой» – обанкротился, второй тоже не сумел довести стройку до конца, в июне прошлого года мэрия заключила контракт с третьим – компанией «Лидер».

До недавнего времени она была на неплохом счету. «Лидер» участвовал в реконструкции и ремонте ряда исторических зданий Омска, благоустраивал бульвар Победы и набережную Оми, но в последнее время стал срывать исполнение контрактов.

Причины кроются в том, что «Лидер» перестал рассчитывать свои силы и начал хвататься за все заказы подряд, подчас даже не вникая в условия контракта. Яркий пример тому – школа в Исилькуле. В сентябре прошлого года компания выиграла аукцион и заключила контракт на кабальных, по сути, условиях – построить школу до конца года, то есть за три с небольшим месяца, тогда как норматив на продолжительность такой стройки составляет 17,5 месяца.

Очевидно, что выполнить условия договора было невозможно, «Лидер» их и не выполнил, бросив стройку с 13% готовности, да и то относительной: эксперты нашли массу дефектов, часть работы придется полностью переделывать. Но УФАС отказалось включать компанию в реестр недобросовестных поставщиков, объясняя свое решение как раз изначальной невозможностью исполнения контракта.

Мотив заказчика ясен: школу надо было включить в нацпроект «Образование» в 2020 году, чтобы получить федеральное финансирование, и реалии строительства отошли на второй план. Но зачем на такой контракт подписался подрядчик?

– На заседании комиссии я об этом сразу спросила, – говорит замруководителя УФАС Тамара ШМАКОВА. – Со стороны «Лидера» это просто авантюра. Но что мешало заказчику перенести сроки на следующий год? В конце концов он так и сделал – в мае на строительство этой школы объявили новый аукцион, со сроком уже в семь месяцев. Тоже нереально, поэтому на него никто и не заявился. А если бы так заказчик поступил в сентябре прошлого года, к концу этого школу могли и построить.

Увязнув с исилькульской школой, «Лидер» продолжал бороться за контракты в Омске. Взялся за благоустройство на берегах Оми – сделал некачественно, сейчас приходится переделывать. Схватился за завершение детсада – трижды срывал сроки. С марта за два месяца готовность объекта сдвинулась с 92% лишь до 94.

– Зачем вы вообще за это брались? – спросила мэр Омска у директора компании. – Не можете – отойдите в сторону, мы бы нашли другого подрядчика, и детсад, возможно, был бы уже готов.

В «нехороший» реестр попасть можно, но сложно

Конечно, играет роль и несовершенство законодательства. ФЗ № 44 во главу угла ставит снижение цены: кто меньше за работу возьмет, тому и контракт. Есть и другие требования, но они носят в основном формальный характер и зачастую легко обходятся.

СибДорЦентр выиграл конкурсы на осуществление контроля за строительством моста в Калачинске и дороги в поселке Магистральном под Омском. Выиграл, снизив стоимость своих услуг на 75 и 80%.

Фантастика – тебе предложили пять миллионов, а ты говоришь: да я и за миллион триста справлюсь. Главное, заказ получить, а там, глядишь, все само собой устаканится. Выполнять взятые обязательства СибДорЦентр то ли не мог, то ли и не собирался. При этом заказчик – управление дорожного хозяйства области – при заключении контракта не проверил уровень ответственности победителя конкурса и спохватился, только когда увидел, что тот ничего не делает.

В этом случае комиссия УФАС приняла решение на два года внести ООО «Сибирский дорожный испытательный центр» и его владельца Дениса Антонова в реестр недобросовестных поставщиков. Это означает, что в течение двух лет компания не имеет права участвовать в аукционах и ей вообще не стоит рассчитывать на какие-либо заказы.

Беда в том, что омичам от всех этих передряг не легче – задуманное властями не воплощается в жизнь из-за некомпетентности подрядчиков, их неумения организовать работу, иногда из-за элементарной жадности, когда заказ демпингом захватывается на аукционе без всякой оглядки на собственные силы.

В Омске тульская компания «А-Лига» раз за разом выигрывает контракты на благоустройство территорий. И что? После ее работы в Советском парке «благоустройство» не продержалось и нескольких недель, теперь там все переделывает другой подрядчик. «А-Лига» постоянно срывала сроки при благоустройстве Восточной рощи и сквера Молодоженов, ее работа неоднократно браковалась экспертами и вызывала недовольство жителей. У компании не хватает людей и техники, но на конкурсы она подает заявки с завидной регулярностью и вы­игрывает их. И никуда не деться – все по закону. И среди недобросовестных подрядчиков «А-Лига» пока не значится.

– «А-Лига» в одном городе регистрируется, в другом перерегистрируется, – возмущается Оксана Фадина. – Люди не оформлены, работают 4–10 человек. Наверное, налоговой было бы интересно посмотреть, как у нее строится бухучет, может, есть мнимые договоры.

На иногородних найти управу труднее

С иногородними подрядчиками, как правило, возникает больше всего проблем. Московский «Авиапромстрой» взялся к декабрю возвести детсад в микрорайоне Большие Поля, в апреле подписал график из пяти этапов и за месяц ни к чему, по сути, не приступил – ни людей на площадке нет, ни бытовок, ни освещения.

«Забор березами прижали, объявления развесили о приеме рабочих, и все, – комментирует Оксана Фадина. – Вроде нормальная фирма, но к региону отнеслась несерьезно, с каким-то пренебрежением. Придем, мол, когда в другом месте все сделаем».

Контракт с «Авиапромстроем» мэрия расторгла, и быть ему в «нехорошем» реестре, если бы не пунктик о том, что заказчик должен авансировать подрядчика в размере 15% суммы договора. Опыта с «Саламандрой» чиновники повторять не захотели и аванс не выплатили, а москвичи за это зацепились – контракт
не соблюден. И антимонопольщики в реестр их не внесли, так как, по словам Шмаковой, компания такое решение все равно обжаловала бы в суде. «Никто не обязывает заказчика включать аванс в контракт, это его ошибка», – говорит замруководителя УФАС.

Оксана Фадина не скрывает, что у департамента строительства есть недоработки, но ее возмущает отношение подрядчиков к нацпроектам в целом и к Омску в частности. «Нацпроекты работают везде одинаково, требования ФЗ 44, расценки одинаковы. Но почему к нам подрядные организации заходят вот так вальяжно, считая Омск за периферию?» – задается вопросом градоначальница.

В июне прошлого года ижевская компания «ЗСК-Проект» выиграла конкурс и подписала контракт на проектирование школы на Космическом проспекте. Выполненная работа не прошла экспертизу, но ижевцы отказались корректировать проект, и в апреле договор с ними был расторгнут.

Проектировщики ссылаются на то, что предоставленный земельный участок не позволяет привязать школу заявленной вместимости. Опять-таки возникает вопрос: зачем «ЗСК-Проект» бился за заказ, если знал, что участок не соответствует нормативам?

– То, что им дали недостаточный участок под школу на 1000 мест, – это слабая попытка объяснить свой непрофессионализм, – считает Оксана Фадина. – В Омске предлагаются участки такие же по площади, как и в других мегаполисах. Речь о сложившейся застройке, надо было оценивать ситуацию на период заключения контракта. Мы кролика из шляпы после подписания не доставали, конфигурация и площадь земельного участка обозначены в контракте. Если они профессионалы, надо было сразу сказать: участок маленький, здесь такую школу строить нельзя. А они протянули восемь месяцев, дождались замечаний и сказали, что не будут проект переделывать. Не понимаю такого отношения.