Дело № 06-10.1/15-2014 в отношении ОАО "УБРиР"

Номер дела: Дело № 06-10.1/15-2014
Дата публикации: 28 марта 2014, 08:27

 

РЕШЕНИЕ  

по делу № 06-10.1/15-2014

26 марта 2014 года                                                                       

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 06-10.1/15-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР») рекламных буклетов кредитного продукта, содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителей:

заявителя – Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Омской области, извещенного надлежащим образом,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «УБРиР» (местонахождение: ул. Сакко и Ванцетти, 67, г. Екатеринбург, 620014), извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области (далее -  ГУ ЦБ РФ по Омской области) поступило обращение, в котором указано: «В рамках мониторинга рекламы установлено, что кредитно-кассовым офисом № 6894 ОАО «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР»), расположенным в ТЦ «Фестиваль» (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19), в рекламном буклете кредитных продуктов,  в котором отражена информация о сумме и сроке кредита, отсутствует информация об одном из существенных условий получения кредита, а именно о  размере процентной ставки, что является признаком нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В указанной рекламе «Быстро, просто, выгодно!!! Кредит «Минутное дело» ТЦ «Фестиваль». До 150000 рублей за 30 минут!  Для оформления  нужен только паспорт. Возможно досрочное погашение. Сумма кредита: от 5000 до 150000 рублей. Срок кредита: до 36 месяцев. Документы, необходимые для предъявления в банк: паспорт гражданина РФ. Время оформления: от 15 минут. Порядок погашения задолженности по кредиту: ежемесячно равными платежами в день погашения, установленный кредитным соглашением. Досрочное погашение: комиссия за досрочное погашение не предусмотрена, содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

На определение Омского УФАС России №  06-10.1/15-2014 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «УБРиР» были представлены письменные объяснения (вх. № 2340 от 20.03.2014), из которых следует: «…В рекламном буклете банка содержится информация о возможности получения клиентом суммы кредита от 5000 до 150000 рублей на срок до 36 месяцев. Конкретные условия предоставления  кредита клиент определяет самостоятельно. Только исходя из требуемой для клиента суммы и срока предоставления кредита рассчитываются расходы, которые понесет клиент. Лимиты суммы кредита  и максимальный срок предоставления кредита не определяют расходы, которые может понести клиент банка, а лишь информируют его о том, в пределах каких сумм и сроков банк готов предоставить клиенту кредит… Поскольку в рекламном буклете не указаны конкретная сумма кредита, конкретный срок предоставления кредита, то есть не указаны условия кредитного договора, банк вправе не указывать процентную ставку. Данный буклет был напечатан подрядчиком ООО «Артес» тиражом 506200 шт. в январе 2013 года. Распространялся на территории Омской области в январе, феврале 2013 года в ТЦ «Континент», ТЦ «Мега», ТЦ «Апельсин», ТЦ «Триумф», ТЦ «Триумф», ТЦ «АТ Маркет», ТЦ  «Фестиваль». В этот период процентная ставка по кредиту «Минутное дело» составляла 69,9% годовых. На период предоставления кредита процентная ставка оставалась неизменной независимо от суммы и срока предоставления кредита,  а также прочих условий».

Приведенные доводы ОАО «УБРиР» не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.

Кроме того, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что исходя из положений статьи 819 ГК РФ, к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Согласно пункту 2 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 № 2008-у «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», в расчет полной стоимости кредита включаются, в том числе, платежи по уплате процентов по кредиту.

Поскольку распространенная обществом реклама по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то применительно к кредитованию существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Тем самым отсутствие какой-либо части информации о кредите не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитным продуктом.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства Российской Федерации, указанные в рекламе кредитного продукта «Минутное дело» сумма и срок кредита (минимальные и максимальные значения) являются одними из существенных условий предоставления кредита, следовательно, в рекламе должна быть указана и процентная ставка: либо  меняющая свое значение при размещенных  в рекламе сумме и  сроке кредита, либо остающаяся неизменной независимо от суммы и срока предоставления кредита. Так как процентная ставка по рекламируемому ОАО «УБРиР» кредиту «Минутное дело» является одним из условий, влияющим на стоимость кредита, и существенной информацией для потребителя о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанных рекламных буклетов является ОАО «УБРиР».

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ОАО «УБРиР» требований  части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы кредитного продукта «Минутное дело».

 Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кредитного продукта «Минутное дело», распространенную ОАО «УБРиР» на рекламных буклетах, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «УБРиР» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «УБРиР» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/15-2014

26 марта 2014 года                    

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 26.03.2014 по делу № 06-10.1/15-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта, распространенной открытым акционерным обществом «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР»),   нарушающей требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «УБРиР» (местонахождение: ул. Сакко и Ванцетти, 67, г. Екатеринбург, 620014)  в срок до  14 апреля  2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы «Быстро, просто, выгодно!!! Кредит «Минутное дело»..»., в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредитном продукте.        

2. ОАО «УБРиР»  представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 16 апреля 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.    

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

                                                                                       

 

                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                

 

stdClass Object ( [vid] => 12013 [uid] => 5 [title] => Дело № 06-10.1/15-2014 в отношении ОАО "УБРиР" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12013 [type] => solution [language] => ru [created] => 1395970333 [changed] => 1395970333 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1395970333 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ  

по делу № 06-10.1/15-2014

26 марта 2014 года                                                                       

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 06-10.1/15-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР») рекламных буклетов кредитного продукта, содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителей:

заявителя – Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Омской области, извещенного надлежащим образом,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «УБРиР» (местонахождение: ул. Сакко и Ванцетти, 67, г. Екатеринбург, 620014), извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области (далее -  ГУ ЦБ РФ по Омской области) поступило обращение, в котором указано: «В рамках мониторинга рекламы установлено, что кредитно-кассовым офисом № 6894 ОАО «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР»), расположенным в ТЦ «Фестиваль» (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19), в рекламном буклете кредитных продуктов,  в котором отражена информация о сумме и сроке кредита, отсутствует информация об одном из существенных условий получения кредита, а именно о  размере процентной ставки, что является признаком нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В указанной рекламе «Быстро, просто, выгодно!!! Кредит «Минутное дело» ТЦ «Фестиваль». До 150000 рублей за 30 минут!  Для оформления  нужен только паспорт. Возможно досрочное погашение. Сумма кредита: от 5000 до 150000 рублей. Срок кредита: до 36 месяцев. Документы, необходимые для предъявления в банк: паспорт гражданина РФ. Время оформления: от 15 минут. Порядок погашения задолженности по кредиту: ежемесячно равными платежами в день погашения, установленный кредитным соглашением. Досрочное погашение: комиссия за досрочное погашение не предусмотрена, содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

На определение Омского УФАС России №  06-10.1/15-2014 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «УБРиР» были представлены письменные объяснения (вх. № 2340 от 20.03.2014), из которых следует: «…В рекламном буклете банка содержится информация о возможности получения клиентом суммы кредита от 5000 до 150000 рублей на срок до 36 месяцев. Конкретные условия предоставления  кредита клиент определяет самостоятельно. Только исходя из требуемой для клиента суммы и срока предоставления кредита рассчитываются расходы, которые понесет клиент. Лимиты суммы кредита  и максимальный срок предоставления кредита не определяют расходы, которые может понести клиент банка, а лишь информируют его о том, в пределах каких сумм и сроков банк готов предоставить клиенту кредит… Поскольку в рекламном буклете не указаны конкретная сумма кредита, конкретный срок предоставления кредита, то есть не указаны условия кредитного договора, банк вправе не указывать процентную ставку. Данный буклет был напечатан подрядчиком ООО «Артес» тиражом 506200 шт. в январе 2013 года. Распространялся на территории Омской области в январе, феврале 2013 года в ТЦ «Континент», ТЦ «Мега», ТЦ «Апельсин», ТЦ «Триумф», ТЦ «Триумф», ТЦ «АТ Маркет», ТЦ  «Фестиваль». В этот период процентная ставка по кредиту «Минутное дело» составляла 69,9% годовых. На период предоставления кредита процентная ставка оставалась неизменной независимо от суммы и срока предоставления кредита,  а также прочих условий».

Приведенные доводы ОАО «УБРиР» не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.

Кроме того, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что исходя из положений статьи 819 ГК РФ, к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Согласно пункту 2 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 № 2008-у «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», в расчет полной стоимости кредита включаются, в том числе, платежи по уплате процентов по кредиту.

Поскольку распространенная обществом реклама по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то применительно к кредитованию существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Тем самым отсутствие какой-либо части информации о кредите не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитным продуктом.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства Российской Федерации, указанные в рекламе кредитного продукта «Минутное дело» сумма и срок кредита (минимальные и максимальные значения) являются одними из существенных условий предоставления кредита, следовательно, в рекламе должна быть указана и процентная ставка: либо  меняющая свое значение при размещенных  в рекламе сумме и  сроке кредита, либо остающаяся неизменной независимо от суммы и срока предоставления кредита. Так как процентная ставка по рекламируемому ОАО «УБРиР» кредиту «Минутное дело» является одним из условий, влияющим на стоимость кредита, и существенной информацией для потребителя о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанных рекламных буклетов является ОАО «УБРиР».

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ОАО «УБРиР» требований  части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы кредитного продукта «Минутное дело».

 Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кредитного продукта «Минутное дело», распространенную ОАО «УБРиР» на рекламных буклетах, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «УБРиР» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «УБРиР» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/15-2014

26 марта 2014 года                    

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 26.03.2014 по делу № 06-10.1/15-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта, распространенной открытым акционерным обществом «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР»),   нарушающей требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «УБРиР» (местонахождение: ул. Сакко и Ванцетти, 67, г. Екатеринбург, 620014)  в срок до  14 апреля  2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы «Быстро, просто, выгодно!!! Кредит «Минутное дело»..»., в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредитном продукте.        

2. ОАО «УБРиР»  представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 16 апреля 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.    

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

                                                                                       

 

                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ  

по делу № 06-10.1/15-2014

26 марта 2014 года                                                                       

город Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 06-10.1/15-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР») рекламных буклетов кредитного продукта, содержащих признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителей:

заявителя – Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Омской области, извещенного надлежащим образом,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «УБРиР» (местонахождение: ул. Сакко и Ванцетти, 67, г. Екатеринбург, 620014), извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области (далее -  ГУ ЦБ РФ по Омской области) поступило обращение, в котором указано: «В рамках мониторинга рекламы установлено, что кредитно-кассовым офисом № 6894 ОАО «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР»), расположенным в ТЦ «Фестиваль» (г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19), в рекламном буклете кредитных продуктов,  в котором отражена информация о сумме и сроке кредита, отсутствует информация об одном из существенных условий получения кредита, а именно о  размере процентной ставки, что является признаком нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В указанной рекламе «Быстро, просто, выгодно!!! Кредит «Минутное дело» ТЦ «Фестиваль». До 150000 рублей за 30 минут!  Для оформления  нужен только паспорт. Возможно досрочное погашение. Сумма кредита: от 5000 до 150000 рублей. Срок кредита: до 36 месяцев. Документы, необходимые для предъявления в банк: паспорт гражданина РФ. Время оформления: от 15 минут. Порядок погашения задолженности по кредиту: ежемесячно равными платежами в день погашения, установленный кредитным соглашением. Досрочное погашение: комиссия за досрочное погашение не предусмотрена, содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

На определение Омского УФАС России №  06-10.1/15-2014 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «УБРиР» были представлены письменные объяснения (вх. № 2340 от 20.03.2014), из которых следует: «…В рекламном буклете банка содержится информация о возможности получения клиентом суммы кредита от 5000 до 150000 рублей на срок до 36 месяцев. Конкретные условия предоставления  кредита клиент определяет самостоятельно. Только исходя из требуемой для клиента суммы и срока предоставления кредита рассчитываются расходы, которые понесет клиент. Лимиты суммы кредита  и максимальный срок предоставления кредита не определяют расходы, которые может понести клиент банка, а лишь информируют его о том, в пределах каких сумм и сроков банк готов предоставить клиенту кредит… Поскольку в рекламном буклете не указаны конкретная сумма кредита, конкретный срок предоставления кредита, то есть не указаны условия кредитного договора, банк вправе не указывать процентную ставку. Данный буклет был напечатан подрядчиком ООО «Артес» тиражом 506200 шт. в январе 2013 года. Распространялся на территории Омской области в январе, феврале 2013 года в ТЦ «Континент», ТЦ «Мега», ТЦ «Апельсин», ТЦ «Триумф», ТЦ «Триумф», ТЦ «АТ Маркет», ТЦ  «Фестиваль». В этот период процентная ставка по кредиту «Минутное дело» составляла 69,9% годовых. На период предоставления кредита процентная ставка оставалась неизменной независимо от суммы и срока предоставления кредита,  а также прочих условий».

Приведенные доводы ОАО «УБРиР» не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.

Кроме того, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что исходя из положений статьи 819 ГК РФ, к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Согласно пункту 2 указания Центрального банка Российской Федерации от 13.05.2008 № 2008-у «О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита», в расчет полной стоимости кредита включаются, в том числе, платежи по уплате процентов по кредиту.

Поскольку распространенная обществом реклама по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то применительно к кредитованию существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Тем самым отсутствие какой-либо части информации о кредите не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитным продуктом.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства Российской Федерации, указанные в рекламе кредитного продукта «Минутное дело» сумма и срок кредита (минимальные и максимальные значения) являются одними из существенных условий предоставления кредита, следовательно, в рекламе должна быть указана и процентная ставка: либо  меняющая свое значение при размещенных  в рекламе сумме и  сроке кредита, либо остающаяся неизменной независимо от суммы и срока предоставления кредита. Так как процентная ставка по рекламируемому ОАО «УБРиР» кредиту «Минутное дело» является одним из условий, влияющим на стоимость кредита, и существенной информацией для потребителя о предлагаемой финансовой услуге, то отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанных рекламных буклетов является ОАО «УБРиР».

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ОАО «УБРиР» требований  части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы кредитного продукта «Минутное дело».

 Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кредитного продукта «Минутное дело», распространенную ОАО «УБРиР» на рекламных буклетах, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ОАО «УБРиР» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «УБРиР» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/15-2014

26 марта 2014 года                    

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 26.03.2014 по делу № 06-10.1/15-2014 о признании ненадлежащей рекламы кредитного продукта, распространенной открытым акционерным обществом «Уральский  банк реконструкции и развития» (далее – ОАО «УБРиР»),   нарушающей требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «УБРиР» (местонахождение: ул. Сакко и Ванцетти, 67, г. Екатеринбург, 620014)  в срок до  14 апреля  2014 года прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы «Быстро, просто, выгодно!!! Кредит «Минутное дело»..»., в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредитном продукте.        

2. ОАО «УБРиР»  представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 16 апреля 2014 года.

В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.    

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

                                                                                       

 

                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 06-10.1/15-2014 [format] => [safe_value] => Дело № 06-10.1/15-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-28 01:27:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 01:27:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1395970333 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )