Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению твердых бытовых отходов и товарном рынке услуг по размещению жидких бытовых отходов в географических границах города Называевска за 2012 г. и первый квартал 2013 г.

По поручению заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области В.А. Кабаненко, в связи с рассмотрением заявления ОАО «Называевский элеватор» по признакам нарушения ООО «Управляющая компания «Называевск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов в географических границах города Называевска Называевского района Омской области за период с 01.01.2012 года по 31.03.2013 года.

Продуктовые границы рассматриваемых товарных рынков определены как «услуги по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов» и «услуги по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов».

К анализу приняты два товарных рынка:

- рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов (ОКПД 90.02 – услуги по сбору и обработке прочих отходов, ОКВЭД 90.00.2 (ред.1) – удаление и обработка твердых отходов  в части уничтожения отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка отходов на земле или в воде, захоронения или запахивания отходов, ОКВЭД 90.02 (ред. 1.1) - сбор и обработка прочих отходов в части размещения отходов на земле, захоронения или запахивания отходов);

- рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов (услуги по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов, ОКВЭД 90.01 (ред. 1.1) - сбор и обработка сточных вод).

На основании установленного фактического местоположения приобретателей   рассматриваемых услуг географические границы товарного рынка по размещению (хранению, захоронению) ТБО и товарного рынка услуг по размещению (хранению, захоронению) определены территорией города Называевска Называевского района Омской области.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции установлено, что деятельность по размещению  (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и деятельность по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов в 2012 году и первом квартале 2013 года на территории г. Называевска Называевского района Омской области осуществлял один хозяйствующий субъект – Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Называевск».

ООО «Управляющая компания «Называевск» в рассматриваемый период оказывало услуги по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и услуги по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов на свалке твердых и жидких бытовых отходов – земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:35:01 01 03:319.

Покупателями услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов ООО «Управляющая компания «Называевск» являлись хозяйствующие субъекты и население города Называевска, не имеющие присоединения к централизованной системе коммунальной  канализации. Покупателями услуги по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов ООО «Управляющая компания «Называевск» являлись хозяйствующие субъекты/население города Называевска, в процессе осуществления деятельности/жизнедеятельности которых образуются, в том числе, твердые бытовые отходы.

Уровень концентрации товарного рынка услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и товарного рынка услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов в географических границах города Называевска определен как высокий.

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на указанных рынках, является наличие  барьеров входа на указанные рынки.

К барьерам входа на товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов в географических границах города Называевска относятся:

            1. Экономические ограничения, связанные со значительными затратами по вводу новых производственных объектов для оказания услуг по размещению (хранению, захоронению) ТБО и жидких бытовых отходов; высокий уровень затрат на содержание объектов размещения (хранения, захоронения) отходов.

            2. Административные ограничения, к которым относятся: необходимость получения лицензии на осуществление данного вида деятельности, экологические ограничения, трудности в получении земельных участков.

            3. Наличие единственного поставщика услуг по размещению (хранению, захоронению)  жидких и твердых бытовых отходов – ООО «Управляющая компания «Называевск» с долей 100 %.

Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рассматриваемые товарные рынки с точки зрения возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

В результате проведенного исследования и с учетом значений коэффициентов рыночной концентрации и существующих барьеров входа на товарный рынок услуг по размещении (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов географических границах города Называевска указанные рынки отнесены к рынкам с неразвитой конкуренцией. Товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и товарный рынок услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов в 2012 году и в 1 квартале 2013 года в географических границах города Называевска обслуживал один поставщик: ООО «Управляющая компания «Называевск». В соответствии с  пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «Управляющая компания «Называевск» на рассматриваемых товарных рынках может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на на товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов и товарном рынке услуг по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов в географических границах города Называевска Называевского района Омской области за 2012 г. и первый квартал 2013 г. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Называевск» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по товарным группам:

- услуги по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов (ОКПД 90.02 – сбор и обработка прочих отходов; ОКВЭД 90.02 – сбор и обработка прочих отходов) с долей более 50 процентов в географических границах города Называевска Называевского района Омской области;

- услуги по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов (услуги по размещению (хранению, захоронению) жидких бытовых отходов, ОКВЭД 90.01 - сбор и обработка сточных вод) с долей более 50 процентов в географических границах города Называевска Называевского района Омской области.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции ООО «Управляющая компания «Называевск»» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 указанного закона антимонопольного законодательства.

 

Специалист-эксперт аналитического отдела                                                  Ю.А. Лукановская