Омское УФАС России провело интернет-конференцию

9 декабря 2013 года в Омском УФАС России прошла интернет-конференция конференция, посвященная актуальным вопросам деятельности антимонопольного органа. На вопросы интернет-пользователей, поступивших на через официальный сайт управления и на электронную почту, ответил руководитель управления Сергей Суменков.

Интернет-аудиторию интересовали вопросы, связанные с повышением цен на дизельное топливо в регионе, распространением рекламы по сетям электросвязи (смс-рекламы) без согласия абонентов и порядком подачи жалоб на действия лиц, распространяющих такую рекламу и др.  

Ответы на вопросы граждан, поступившие в ходе проведения интернет-конференции :

Какие меры приняты Омским УФАС России в связи с ростом цен на дизельное топливо на АЗС сбытового предприятия ОАО «Газпром нефть», осуществляющего деятельность на территории Омской области»?

Ответ: Дизельное топливо - это топливо, которое получается из керосиново-газойлевых фракций методом прямой перегонки нефти и используется в дизельных двигателях внутреннего сгорания. Основной показатель дизельного топлива - это цетановое число, характеризующее время, за которое происходит воспламенение топлива после вспышки в камере сгорания, полноту сгорания и токсичность выхлопных газов. То, насколько дизельное топливо при своем сгорании загрязняет окружающую среду, во многом зависит от содержания в нем серы.

Различают три основных вида дизельного топлива: летнее, зимнее и арктическое, которые предназначены для использования в определенных погодных условиях. Основными критериями различия указанных видов дизельного топлива являются такие показатели, как температуры предельной фильтрации, помутнения и застывания.

Летнее дизельное топливо рекомендуется использовать при температуре окружающей среды не ниже 0 °С, зимнее дизельное топливо выдерживает морозы до минус 30 °С, а арктическое дизельное топливо способно сохранять свои свойства до минус 50 °С. 

Кроме  того, отличия между летним и зимним дизельным топливом существуют не только в температуре застывания, но и в температуре вспышки. У летнего топлива данный показатель составляет 62 °С, у зимнего – 40°С.

Летнее и зимнее дизельное топливо имеют в своем составе абсолютно разные компоненты. Летнее дизельное топливо  по своему составу значительно тяжелее зимнего. Зимнее дизельное топливо имеет, по сравнению с летним, меньшую вязкость и большую устойчивость парафинов к отрицательным температурам (плотность летнего дизельного топлива – не более 860 кг/м³, а зимнего дизельного топлива – не более 840 кг/м³).

Летнее дизельное топливо отличается от зимнего высоким содержанием длинноцепочных молекул парафинов, наличие которых приводит к тому, что при охлаждении летнее дизельное топливо быстрее густеет, чем зимнее.

Чтобы значительно уменьшить их количество еще на стадии перегонки нефти при производстве зимнего дизельного топлива устанавливают рабочую температуру не менее 320°С (при производстве летнего дизельного топлива указанная температура колеблется в пределах: 180 - 360°С). В результате высокотемпературного процесса перегонки из состава углеводородной основы дизельного топлива удаляются длинноцепочные парафины, а самого нефтепродукта на выходе получается примерно в полтора раза меньше, что приводит к значительному удорожанию производства зимнего дизельного топлива по сравнению с летним.

Принимая во внимание наличие в составе летнего дизельного топлива циклопарафинов, улучшающих его физико-химические свойства,  использование данного вида дизельного топлива предпочтительнее для дизельного двигателя. Так, при использовании в дизельном двигателе летнего дизельного  топлива помимо более или менее чистого выхлопа, в нем будет образовываться меньше нагара, большей окажется мощность и не пострадает ресурс основных и самых дорогостоящих агрегатов.

Утраченные при производстве зимнего дизельного топлива свойства компенсируются введением присадок с целью повышения цетанового числа и смазывающих свойств дизельного топлива. Указанное обстоятельство также способствует повышению цены производства зимнего дизельного топлива.

Кроме того, одна из причин удорожания зимнего дизельного топлива, по сравнению с летним, заключается в том, что введение присадок требует тщательной очистки углеводородного сырья, в том числе удаления сернистых соединений, а существующие методы обработки (очистки) дизельного топлива трудоемки, и, как следствие, недешевы.

Таким образом, стоимость дизельного топлива, в первую очередь, складывается исходя из его свойств и характеристик.

Кроме того, цена на дизельное топливо сегодня варьируется также на основании изменений как в мировой экономике, так и в экономике России. Так, в 2012-2013 гг. стоимость дизельного топлива резко возросла из-за изменений налогового законодательства, а именно увеличения акцизов на автомобильное топливо. В 2012 г. акцизы на бензин автомобильный не соответствующий классу 3, 4, или 5  по сравнению с 2010 г. выросли в 2,81 раза, бензин 3 класса – 1,97 раза, на бензин 4 класса – 1,71 раза, 5 класса – 1,29; при этом на дизельное топливо не соответствующее классу 3, 4 или 5, а также дизтопливо 3 класса акцизы в 2012 г. по сравнению с 2010 г. выросли в 3,62 раза, на дизельное топливо 4 класса – 2,99 раза, 5 класса – 2,49 раза. Данное обстоятельство привело к увеличению в 2012 г. цен на топливо опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а увеличение ставок акцизов на дизельное топливо ускоренными темпами по сравнению с увеличением акцизов на бензины автомобильные привело к опережающему росту цен на дизельное топливо. Следует отметить, что с 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» произошло очередное увеличение акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо: на бензин автомобильный всех классов, за исключением 5 класса акцизы в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросли в 1,24 раза; на дизельное топливо всех классов, за исключением 5 класса – в 1,37 раза, на дизельное топливо 5 класса – в 1,46 раза.

Следует отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На территории подведомственного Омскому УФАС России региона с 13 сентября 2013 г. деятельность на товарном рынке розничной торговли бензинами автомобильными и дизельным топливом осуществляет ОАО «Газпромнефть-Новосибирск».

Омским УФАС России на постоянной основе проводится ежедневный мониторинг закупочных и отпускных розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо, реализуемые ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» на территории Омской области, посредством которого осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Согласно данным мониторинга ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» реализацию дизельного топлива зимнего через сеть АЗС на территории Омской области начало осуществлять с 7 ноября 2013 г. Закупочная цена указанного нефтепродукта на 5300,0 руб. за тонну выше закупочной цены дизельного топлива летнего, розничная цена на дизельное топливо зимнее была установлена ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» на 3,8 руб. за литр выше цены дизельного топлива летнего.

За период с 7 ноября 2013 г. по 2 декабря 2013 г. закупочная цена на дизельное топливо зимнее выросла на 2,19 процента при этом отпускная розничная цена на АЗС
ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» не изменилась.

Дополнительно сообщаю, что по состоянию на 29 ноября 2013 г. в соответствии с оперативными данными территориальных органов ФАС России, расположенных на территории Алтайского края, Новосибирской, Тюменской и Томской областях, розничные цены на дизельное топливо зимнее, установленные ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» на территории Омской области, на 0,50 руб. за литр ниже цен на АЗС «Газпромнефть» Алтайского края и Новосибирской области; на 0,40 руб. за литр ниже цен на АЗС «Газпромнефть» Тюменской области; находятся на уровне цен, установленных на АЗС «Газпромнефть» Томской области. В Кемеровской области по оперативным данным Кемеровского УФАС России на АЗС «Газпромнефть» осуществляется реализация дизельного топлива летнего, цены на которое установлены на уровне цен дизельного топлива летнего, которое реализуется на АЗС «Газпромнефть» Омской области. В Красноярском крае по оперативным данным Красноярского УФАС России на АЗС осуществляется реализация дизельного топлива летнего, цена на которое на 1,30 руб. за литр превышает цену на дизельное топливо летнее, которое реализуется на АЗС «Газпромнефть» Омской области.

Исходя из вышеизложенного, признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» на территории Омской области Управлением не выявлены.

 

На мой телефон каждый день приходят рекламные сообщения с разных номеров. Обращение к сотовому оператору результатов не дало. Подскажите, как быть в такой ситуации.

Ответ: В силу статьи 18 Федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Соответственно, в случае несогласия заявителя на получение рекламы путем SMS - сообщений, заявитель вправе письменно обратиться  к  своему сотовому оператору с требованием о прекращении рассылки спама в его адрес. В соответствии с «Условиями оказания услуг связи», разработанными операторами связи и размещенными в качестве публичной оферты на официальных сайтах компаний в сети Интернет, абонент соглашается на весь срок действия договора об оказания услуг связи, подписанного сторонами, на получение рекламы при использовании услуг связи, при этом абонент вправе в любое время выразить свой отказ от получения рекламы.

Вместе с тем, следует также учитывать, что SMS - сообщения могут поступать не только от сотового оператора заявителя, но и от иных (третьих) лиц. При этом действия сотового оператора уже не могут расцениваться как распространение рекламы, т.к. сотовый оператор не осуществляет распространение рекламы, а лишь предоставляет иным лицам свои сети для передачи сообщений, в т.ч. рекламного характера.

В данном случае заявитель вправе обратиться  с требованием о прекращении рассылки SMS-сообщений с рекламой непосредственно к рекламораспространителю по реквизитам, указанным  в  SMS – сообщении.

В случае, если SMS - сообщения с рекламой  продолжают поступать в адрес заявителя, он может обратиться в адрес территориального управления ФАС России с соответствующим заявлением.

При этом к заявлению необходимо приобщить документы, которые антимонопольная служба не может получить самостоятельно, а именно:

1. Договор на абонентское обслуживание, заключенный заявителем с оператором мобильной связи либо распечатку сообщений (детализацию счета).

2. Копию обращения  заявителя к сотовому оператору (в случае направления).

3. Фотографические снимки рекламного сообщения с экрана мобильного телефона, а также данные, позволяющие установить время и дату поступления сообщения, а так же отправителя сообщения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» в своем обращении заявителю необходимо выразить свое согласие на обработку персональных данных (хранение, использование, передачу).

При представлении указанных документов, антимонопольной службой будет проведена соответствующая проверка и при установлении лица, чьи действия образуют состав нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», территориальным органом ФАС России будут приняты меры соответствующего реагирования.

 

Подготовлено пресс-службой
Омского УФАС России