Интернет-интервью руководителя Омского УФАС России АПИ "Гарант-Энтерпрайз"

Стенограмма интернет-интервью 

Интернет-интервью: "Совершенствование российского законодательства

в сфере антимонопольного регулирования"

с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы

по Омской области Суменковым Сергеем Васильевичем

 

20 марта 2014 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы состоялось интернет-интервью с с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Суменковым С.В.

Организатор мероприятия: ООО «Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз».

Ведущая интернет-интервью: Петрякова Ольга Николаевна (ведущий специалист по работе с органами государственной власти ООО «АПИ «Гарант-Энтерпрайз»)

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня мы встречаемся с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Сергеем Васильевичем Суменковым, чтобы задать ряд вопросов. Добрый день, Сергей Васильевич!

Суменков С.В.: Добрый день!

Ведущая: Вы знаете, наверное, не все жители Омской области, могут точно сформулировать, чем же занимается УФАС, поэтому, какие все-таки  проблемы, задачи решает Федеральная антимонопольная служба?
 

Суменков С.В.: Девиз Антимонопольной службы: свободная конкуренция и эффективная защита предпринимательства.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя.

Исходя из этого усилия ФАС России направлены на предотвращение  и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий, органов власти.

Задачи  Федеральной антимонопольной службы:

Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями.

Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности.

Прекращение антимонопольного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа.

Эффективность реализации государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.

Ведущая: А в каких случаях компании или потребители могут обращаться с жалобой в УФАС?

Суменков С.В.: Антимонопольное законодательство содержит запрет:

- на действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (статья 10 Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

- на ограничивающие конкуренцию соглашения, а также согласованные действия хозяйствующих субъектов (статьи 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции»);

-  недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона «О защите конкуренции»),

- на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов  исполнительной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих их функции, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статьи 15 Закона «О защите конкуренции»);

- на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия  органов  исполнительной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих их функции, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статьи 16 Закона «О защите конкуренции»).

Кроме того, Закон о защите конкуренции предусматривает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17), особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1), особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18).

При этом на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров антимонопольным органом рассматриваются жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган осуществляет контроль за предоставлением государственных или муниципальных преференций, за соблюдением требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, деятельности субъектов естественной монополии.

Также в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать в порядке, установленном главой 6 указанного Федерального закона, в контрольный орган в сфере закупок (в т.ч. УФАС) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Как видно, спектр вопросов, подлежащих антимонопольному контролю, весьма разнообразен.

Ведущая: Существуют ли требования к оформлению жалобы? Каковы сроки и место подачи? Можно ли это сделать через интернет?

Суменков С.В.: Если речь идет о нарушении антимонопольного законодательства, например,

- навязывание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом  контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами;

-  создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

-  установление органами власти, органами местного самоуправления запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров и др., то  в указанных случаях жалоба (заявление) подается в произвольной письменной форме или в форме электронного документа.

Антимонопольный орган, как любой иной государственный орган, рассматривающий обращения граждан и юридических лиц имеет Административный регламент по исполнению соответствующей государственной функции, в нашем случае это  Административный регламент по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации,  (утвержденный приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339).  Раздел 3 указанного регламента содержит требования к заявлениям, обращениям, направляемым в антимонопольный орган.  Заявление должно содержать следующие сведения:

- сведения о заявителе, в том числе:

для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства;

для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения;

- имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

- описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты;

- существо требований, с которыми заявитель обращается;

- перечень прилагаемых документов.

Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (уполномоченным лицом).

Если заявителем являются юридическое лицо, то заявление, материалы оформляются на бланке, подписываются заявителем (уполномоченным лицом) и скрепляются печатью заявителя (уполномоченного лица).

В случае невозможности представления документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов документов. Копии должны быть заверены подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица или подписью физического лица (уполномоченного лица). Срок подачи жалобы (заявления) не ограничен.

В то же время, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по истечению трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Место подачи жалобы: Омской УФАС России, пр. К. Маркса, д. 12А.

Способ: почтовым отправлением, курьером, лично, посредством электронной почты.
 

В сфере государственных или муниципальных закупок в силу части 8 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»  жалоба должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Кроме того в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ (часть 10 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»).

Согласно части 7 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе» жалоба подается исключительно в  письменной форме.

Жалоба подается в территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика.

Действия (бездействие) Федерального органа исполнительной власти, оператора электронной площадки обжалуются в ФАС России.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»:

 - обжалование допускается в любое время после размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола подведения результатов аукциона, протокола запроса предложений;

 - жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок;

- в случае, если обжалуемые действия совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений;

- по истечении указанных в части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки  допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия) (часть 5 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»).

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 105.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта (часть 6 статьи 105 Федерального закона «О контрактной системе»).

Вместе с тем, поскольку Омское УФАС России уполномочено на осуществление контроля соблюдения нескольких Федеральных законов, в том числе ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от  18.07.2011 г. № 223-ФЗ,  есть различие в сроках подачи жалобы. Так, чтобы не опоздать обжаловать неправомерные действия заказчика, организатора торгов, конкурсной комиссии необходимо обратиться с жалобой не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов (либо  со дня размещения итогового протокола).

Ведущая: Спасибо, Сергей Васильевич, а можно ли обжаловать решение, принятое ФАС, как правильно это сделать и в какие сроки?

Суменков С.В.:  Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установив обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок  коммерческими организациями и некоммерческими организациями (их должностными лицами), Федеральными органами исполнительной власти (их должностными лицами), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностными лицами), органами местного самоуправления (их должностными лицами), иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (их должностными лицами), а также государственными внебюджетными фондами (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (статья 36 Закона «О защите конкуренции»), содержит положения, определяющие право на обжалование решений и предписаний антимонопольного органа лицами, участвующими в деле, а также регламентирует сроки  и порядок подачи таких жалоб.

Так, в соответствии со статьей 52 Закона «О защите конкуренции», решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. 

Требования к оформлению заявлений  о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными, предусмотрены  нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (для физических лиц).

Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу в сфере государственных и муниципальных закупок, может быть обжаловано в судебном порядке путем подачи искового заявления в течение трех месяцев с даты его принятия.

Ведущая: Сергей Васильевич, в нашей стране за последние несколько лет законодательство в сфере защиты конкуренции оказалось в числе наиболее активно реформируемых. Причем часто инициатором реформ является сама Федеральная антимонопольная служба. Расскажите немного о наиболее значимых изменениях антимонопольного законодательства в прошедшем году.

Суменков С.В.: Законотворческая работа не стоит на месте. Третий антимонопольный пакет законодательных актов применяется с января 2012 года и сейчас мы уже говорим о четвертом антимонопольном пакете законодательных актов.  С момента принятия первой редакции Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» произошла  либерализация антимонопольного законодательства, в том числе и по отношению к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим доминирующим положением на товарном рынке.  «Третий антимонопольный пакет» внес в Закон «О Защите конкуренции» значительное количество новых норм. Введены два новых института – предупреждения и предостережения; порядок  дачи разъяснений решений и предписаний и пересмотра их по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, изменился временной интервал анализа доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Существенно изменены нормы закона по установлению запрета на соглашения и согласованные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, дополнен перечень оснований проведения внеплановых проверок (в случае неисполнения предписания антимонопольного органа) и другие. 

Омским УФАС России успешно применяются полномочия, предоставленные антимонопольному органу по выдаче предупреждений в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Данная норма закона применяется с января 2012 года и дает возможность хозяйствующему субъекту прекратить нарушение антимонопольного законодательства, исполнив предупреждение антимонопольного органа. В таком случае не возбуждается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства и не применяются меры антимонопольного реагирования.

Особенность концепции злоупотребления доминирующим положением состоит в том, что она охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, которые не приводят к ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц (или одного лица), так и действия, ограничивающие конкуренцию. Изменения, внесенные в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (расширение перечня смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств,  дополнение статьей 14.31 и 14.32 КоАП РФ примечаниями, вводящими особые смягчающие и отягчающие обстоятельства и определяющие применение  особых обстоятельств, новые правила расчета оборотного штрафа  и др.) свидетельствуют о либерализации законодательства. 

В 2013 году Правительством Российской Федерации были приняты новые нормативные правовые акты, имеющие значение для оценки  антимонопольным органом действий (бездействия) хозяйствующих субъектов на соответствие антимонопольному законодательству:

Правила подключения (технологического присоединения)  объектов  капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, определяющие порядок подключения (технологического присоединения)  к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов  капитального строительства;

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства.

При этом водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, отнесены Федеральным законом от 07.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, что позволяет применять антимонопольное законодательство без проведения анализа конкуренции на  товарном рынке водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В тексте Федерального закона «О защите конкуренции» (с 06.01. 2012 г.) появилась новая статья 18.1, предусматривающая ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Таким образом, законодателем предусмотрен еще один внесудебный механизм реализации защиты прав участников конкурсов, аукционов, запросов котировок и других торговых процедур.

Ведущая: Какие отрасли омской  экономики были объектом наибольшего внимания в 2013 году? Самое громкое дело, запомнившиеся вам?

Суменков С.В.: В 2013 году  Омским УФАС России выявлено большое количество нарушений, допущенных сетевыми организациями в сфере электроэнергетики, в частности, при  осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей. Также были выявлены нарушения антимонопольного законодательства в сфере газо -,  тепло-, водоснабжения;  нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию в сфере регулярных пассажирских перевозок, на ограничивающие конкуренцию  «картельные» соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые привели к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Омским УФАС России было возбуждено и рассмотрено  дело №04/19-12 по заявлениям 11 хозяйствующих субъектов в отношении ОАО «Газпромнефть-Омск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Газпромнефть-Омск» в период с 2011 года и январе – мае 2012 года при торговле с нефтебаз устанавливало монопольно высокие цены на бензины автомобильные и дизельное топливо, тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на товарных рынках оптовой торговли  бензинами автомобильными и дизельным топливом в географических границах Омской области, что явилось ущемлением интересов хозяйствующих субъектов –  оптовых покупателей ОАО «Газпромнефть – Омск».

Действия ОАО «Газпромнефть-Омск» были квалифицированы как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона  «О защите конкуренции», ответчику выдано предписание, содержащее мероприятия, подлежащие выполнению.

Данное дело было отмечено ФАС России по итогам работы территориальных органов ФАС России за 2013 год как имеющее важное (прецедентное) дело федерального значения. Дело № 04/19-12 обладает новизной в части выявления и доказывания монопольно высоких цен мелкооптовой продажи нефтепродуктов на региональных рынках, ранее не становившихся предметом рассмотрения территориальными антимонопольными органами.

Кроме того, дело № 04/19-12 о нарушении антимонопольного законодательства имеет значимость в связи с успешностью аргументации Омского УФАС России в процессе обжалования решения и предписания, принятых по результатам рассмотрения данного дела в 2013 году в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, подтвердивших законность и обоснованность решения, предписания и постановления о назначении ОАО «Газпромнефть-Омск» административного наказания по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (штраф в сумме 650 000 рублей). 

В 2013 году предписание по делу было исполнено, административный штраф уплачен.

Ведущая: Да, не малая сумма для бюджета, а есть нарушения антимонопольного законодательства наиболее характерные именно для нашего региона? И каков характер выявленных правонарушений, какие меры были приняты вашим ведомством по их устранению?

Суменков С.В.: Омская область не является субъектом Российской Федерации, для которого характерны какие-то  конкретные нарушения антимонопольного законодательства,  которые не допускаются  в других регионах нашего государства.

В 2013 году Омским УФАС России были выявлены нарушения антимонопольного законодательства в различных сферах деятельности.

Это злоупотребления хозяйствующими субъектами, в том числе осуществляющими естественно монопольную деятельность, своим доминирующим положением на определенных товарных рынках, в сфере электро-, газо-, водо-, теплоснабжения (большей частью – нарушения на рынке передачи электрической энергии, при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей). 

Выявлены несколько фактов «картельного» сговора при участии хозяйствующих субъектов-конкурентов в открытых аукционах в электронной форме, заключивших и реализовавших соглашения, направленные на повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

 При рассмотрении дел, возбужденных по статье 14 Закона «О защите конкуренции», установлены факты недобросовестной конкуренции:

- при осуществления деятельности по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории города Омска и Омской области по регулярным автобусным маршрутам  с нарушением пунктов 20, 21 Правил организации   транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 20.11.2009г. № 222-п, результатом которых является или может являться ущемление интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих данную деятельность в установленном действующим законодательством порядке;

- размещение в печатном издании недостоверной информации о тираже номеров газеты «Домашняя газета. Омск»,  в целях  введения в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества и количества товара, что могло причинить убытки неопределенному кругу других хозяйствующих субъектов – конкурентов, осуществляющих деятельность на указанном товарном рынке;

- введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, работ или услуг.

По установленным фактам нарушения антимонопольного законодательства  хозяйствующим субъектам выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в которые включены мероприятия, подлежащие выполнению. Лица, допустившие такие нарушения, привлечены к административной ответственности.

Ведущая: Спасибо. Сергей Васильевич, чаще всего, наверное, граждане сталкиваются с фактом ограничения конкуренции, когда приходят на обычный рынок. Стоит множество торговцев, но цены у всех одинаковые. Вряд ли это можно назвать совпадением. Предусмотрены ли какие-то меры в отношении таких вот мелких предпринимателей? 

Суменков С.В.: Заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товара на одном товарном рынке, соглашения в  устной или письменной форме, а также  осуществление действий по его реализации  нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в случае, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению  или поддержанию цен (тарифова), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Закон «О защите конкуренции»  определяет  понятие признаков ограничения конкуренции. Установленный статьей 11.1 Закона «О защите конкуренции» запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов предусматривает наличие определенных условий, изложенных в данной норме закона, и последствий, к которым приводят запрещенные согласованные действия хозяйствующих субъектов. При отсутствии  признаков согласованных действий, ограничения конкуренции, определенных Законом «О защите конкуренции», нет нарушения антимонопольного законодательства.

В часть 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» в той редакции Федерального закона от  06.12.2011 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения, несоблюдение которых не позволяет считать действия хозяйствующих субъектов согласованными.

Согласно действующей редакции части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

Таким образом, согласно новой редакции части 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции», к числу согласованных могут быть отнесены лишь такие действия хозяйствующих субъектов, о совершении которых их участники были заранее информированы в связи с публичным заявлением одного из них о планируемом их совершении.

С учетом изменения норм Закона «О защите конкуренции», для признания антимонопольным органом действий хозяйствующих субъектов согласованными, нарушающими статью 11.1 Закона о защите конкуренции, необходимо наличие такого объективного критерия, как публичное заявление одного из участников указанных действий о планируемом совершении таких действий, что избавило бы их от необходимости заключения соглашения в письменной или устной форме.

В рассматриваемом случае продавцы, установившие одинаковую цену товара, не заключают соглашение об установлении  или поддержании цен товара, скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Их действия также не подпадают под критерии, установленные частью 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» (в действующей редакции закона).

 

Ведущая: Попробуем рассмотреть вопрос немного с другой стороны. Часто ли возникают ситуации, когда антимонопольное законодательство нарушается не по злому умыслу, а просто по незнанию закона? На какие аспекты следует обратить внимание руководителям предприятий и бизнесменам, чтобы не попадать в поле зрения Вашего ведомства? 

Суменков С.В.: В отличие от уголовного права, антимонопольное законодательство не содержит требований обязательного установления формы вины, в том числе так называемого «злого умысла» лица, допустившего нарушение закона. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Часто встречаются ситуации, когда лица, в действиях (бездействии) которых установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, «по-своему» толкуют нормы действующего законодательства, оправдывая тем самым допущенное нарушение.  

Полагаю, что всем лицам, в том числе занимающимся предпринимательской деятельностью,  прежде чем принять  решение об осуществлении  каких-либо действий (о бездействии),  следует убедиться, что данное решение, действия (бездействие) не повлечет ущемления чьих-либо интересов,  не ограничит конкуренцию, не является недобросовестной конкуренцией, то есть не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Ведущая: ФАС России осуществляет контроль и в области рекламной деятельности. Расскажите о наиболее типичных нарушениях в этой сфере.

 

Суменков С.В.:  Наиболее распространенные нарушения в сфере рекламы в 2013 году можно увидеть из данной таблицы:

Статья (нарушение)

Кол-во дел, рассмотренных по признакам нарушения законодательства

1

Ст. 18 (ненадлежащая реклама, распространяемая по сетям электросвязи – смс - рассылка)

42

2

Ст. 5 (недобросовестная и недостоверная реклама)

30

3

ст. 28 (ненадлежащая реклама финансовых услуг)

20

4

Ст. 24 (ненадлежащая реклама медицинских услуг)

11

5

Ст. 16 (отсутствие пометки реклама)

11

6

Ст. 21 (ненадлежащая реклама алкогольной продукции)

10

7

Ст. 8 (реклама товаров, реализуемых дистанционным способом)

9

8

Ст. 7 (реклама, которая не допускается – отсутствие лицензий и т.п.)

4

9

Ст. 14 (превышение объема рекламного времени в телеэфире)

3

 

Ведущая: Сергей Васильевич, в СМИ совсем недавно появилась информация о том, что ФАС России готовит поправки в закон о Федеральной контрактной системе. В Чем Суть предстоящих поправок?

Суменков С.В.: В Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) идет работа над подготовкой изменений в закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ). Возможно ряд поправок будет внесен уже весной 2014 года. Об этом заявила начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Татьяна Демидова в ходе Второй международной конференции «Регуляторно – правовые аспекты деятельности фаркомпаний в России».

 В частности, говоря о новых требованиях и правилах закупок лекарственных средств, которые вводит новый закон, Татьяна Демидова подчеркнула, что в нем сохранился механизм, по которому госзаказчики должны закупать лекарственные препараты по международным непатентованным наименованиям.

 Также начальник управления ФАС России отметила, что в связи с вступившими в силу поправками, заявки, содержащие лекарственные препараты не прошедшие государственную регистрацию цен для участия в программе жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, либо цена которых превышает предельно допустимую, должны отклоняться заказчиком.

 «Кроме того, Правительством Российской Федерации будет устанавливаться перечень лекарственных препаратов, закупка которых может осуществляться по торговому наименованию. Рассмотрение вопроса о включении лекарственных средств в этот перечень будет осуществляться подкомиссией Правительства Российской Федерации», - сообщила руководитель управления ФАС России.

 

Ведущая: Спасибо. Несколько вопросов, касающихся закупок товаров и закона о контрактной системе: Бюджетное лечебно-профилактическое учреждение находится в отдаленном районе края. Возможность проводить закупки лекарственных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отсутствует (не всегда есть Интернет, отсутствует обученный сотрудник, суммы закупок - небольшие). Что значат понятия "совместные закупки" и "специализированная организация" в соответствии с 44-ФЗ? Может ли в качестве организатора торгов выступать третье лицо при осуществлении заказчиками совместных закупок?

 

Суменков С.В.:  Во-первых, названные Вами причины не могут служить основанием для несоблюдения норм Федерального закона «О контрактной системе».

Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О контрактной системе» при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы, независимо от названных Вами причин.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1088.

В силу части 2 статьи 25 Федерального закона «О контрактной системе»  организатором совместных торгов может выступать третье лицо (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) в случае наделения его полномочиями, либо один из заказчиков, если таким (уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику) другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных торгов.

 

Ведущая: Следующий вопрос: Каковы порядок и сроки размещения Плана закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности?

Суменков С.В.:  Порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд юридических лиц, указанных  в статье 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе сведения, включаемые в План, случаи корректировки, форма Плана, регламентирован Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 г. № 932.

Вместе с тем пунктом 10 Правил № 932 сроки подготовки Плана заказчик определяет самостоятельно.

Срок, на который формируется документ, может выходить за рамки календарного года. В части 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ сказано лишь то, что заказчик должен разместить на официальном сайте план закупки на срок не менее одного года. То есть заказчик может составить и утвердить этот документ, к примеру, на срок с 15 января 2014 г. по 14 января 2015 г. или с 1 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г. Однако случаи утверждения плана закупок строго на календарный год встречаются чаще.

 

Ведущая:  Государственное бюджетное учреждение здравоохранения утвердило и опубликовало на официальном сайте в 2013 году положение о закупках (осуществляемых за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности). 31.12.2013 учреждением размещен План-график размещения заказов (осуществляемых за счет субсидий) на 2014. Каковы порядок и сроки внесения изменений в План-график размещения заказов по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с исключением из этого плана-графика закупок за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности?

 

Суменков С.В.: На заданный вопрос даны ответы в разделе «Вопросы и ответы», размещенном на главной странице официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Ведущая:  Можно ли при заключении контракта со специализированной организацией предусмотреть оказание ею дополнительных работ, услуг, не связанных с осуществлением ею функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), например, предусмотреть, что, помимо функций по определению поставщика лекарственных средств, специализированная организация осуществляет доставку лекарственных средств и их хранение?

 

Суменков С.В.: Нельзя, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона «О контрактной системе» специализированная организация, привлекается заказчиком на основе контракта только для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в Единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Ведущая: Вопрос из другой области. В каких случаях реорганизация коммерческих организаций осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа?

Суменков С.В.: В соответствии с  частью 1 статьи 27 Закона о защите конкуренции контролю со стороны антимонопольного органа подлежат следующие сделки:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций),

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации)

3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации,

4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 Закона о защите конкуренции.

5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные статьей 29 Закона о защите конкуренции;

6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации);

 7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации.

Указанные сделки должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа в случае, если:

1) для сделок без участия финансовых организаций:

суммарная стоимость активов хозяйствующих субъектов – участников сделки (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает семь миллиардов рублей

или

суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния/присоединения/создания, превышает десять миллиардов рублей

либо

 одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов

2) для сделок с участием финансовых организаций:

суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении с участием финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации).

Следует отметить, что требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление указанных в части 1 статьи 27 Закона о защите конкуренции сделок не применяется в случае, если:

  • указанные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции (владение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества);
  • указанные сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, т.е. сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц, а перечень лиц, входящих в нее был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделок и на момент осуществления сделки не изменился);
  • осуществление таких сделок предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

 

Ведущая: Еще один вопрос: необходимо ли арендатору (государственное бюджетное учреждение) при заключении договора аренды государственного имущества на новый срок уведомлять ФАС о заключении договора на новый срок и публиковать сведения об этом на официальном сайте: torgi.gov.ru?

 

Суменков С.В.:  В статье 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено общее правило в отношении договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления – заключение таких договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержден приказом ФАС России от 10.02.2010 г. № 67. Согласно п. 27 данного Порядка информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (официальный сайт торгов). 

Таким образом, нормативно не установлена обязанность арендатора дополнительно уведомлять о проводимых торгах и заключаемых по результатам этих торгов договоров антимонопольный орган.

В той же статье 17.1 предусмотрен ряд исключений из общего правила, так договор аренды может быть заключен без проведения процедуры торгов в случае предоставления  прав на такое имущество, в том числе:

 государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

государственным и муниципальным учреждениям;

некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам и др.),

адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

в порядке, установленном главой 5  (посредством предоставления государственной, муниципальной преференции) настоящего Федерального закона;

лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям;

правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона.

передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта.

В вышеперечисленных случаях у арендатора также нет обязанности уведомлять антимонопольный орган о заключении договора.

 

Ведущая: Единственным участником и руководителем каждого из трёх ООО является одно и то же физическое лицо. Являются ли данные общества аффилированными?

Суменков С.В.: Понятие «аффилированные лица» предусмотрено Законом РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым аффилированными лицами являются, в том числе, лица, принадлежащие к одной и той же группе лиц. 

 Законом о защите конкуренции предусмотрено понятие «группа лиц», в соответствии с которым по указанным обстоятельствам  каждое общество и физическое лицо является группой лиц, так как

  • физическое лицо имеет в силу своего участия в этом обществе более чем пятьдесят процентов долей в уставном капитале этого общества (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции);
  • физическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа каждого из  хозяйственных обществ (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции).

В совокупности все три общества и физическое лицо являются группой лиц, т.к. каждое из указанных обществ входит в группу с одним и тем же лицом (пункт 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, указанные Вами лица (физическое лицо, как участник и руководитель обществ и каждое из трёх обществ) являются аффилированными.

 

Ведущая:  Не противоречит ли антимонопольному законодательству установление дистрибьюторским договором условия о реализации товара на строго определенной территории и установление максимально возможной цены его перепродажи?

 

Суменков С.В.:  Дистрибьюторский договор является договором смешанного характера, поскольку содержит признаки договоров купли-продажи, поставки, перевозки, коммерческой концессии и иных видов обязательств, и представляет собой соглашение между поставщиком товара и дистрибютором, в соответствии с которым одна сторона (дистрибютор)  обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика), осуществлять (организовывать) его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять на этой территории данный товар самостоятельно или при участии третьих лиц.

Таким образом, реализация (размещение) товара на определенной договором территории -  одно из условий взаимоотношений сторон по дистрибьюторскому договору.

В Законе «О защите конкуренции» есть понятие «вертикального соглашения» - соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает). Не является «вертикальным»  соглашением агентский договор.

Закон «О защите конкуренции» содержит запрет  на «вертикальные»  соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются  допустимыми в соответствии со статьей 12 этого закона),  при условиях, указанных в части 2 статьи 11, а именно, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара (пункт 1 части 2 статьи 11), такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который  является конкурентом продавца (пункт 2 части 2 статьи 11).

Таким образом, при условии соблюдения данного запрета, с учетом положений закона о допустимости «вертикальных» соглашений», дистрибьюторский договор  будет соответствовать антимонопольному законодательству.

ВедущаяСергей Васильевич, следующий вопрос касается рекламы: планируется разместить в печатном издании рекламу медицинской деятельности, в которой будут содержаться наименование медицинской организации, описание медицинской организации без указания медицинских услуг, оказываемых данной организацией. Должна ли в таком случае реклама сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста?

Суменков С.В.:  С 1 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Вместе с тем в силу позиции, изложенной в п 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом "О рекламе" местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Согласно  статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги (указанные в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н), не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Данная позиция изложена в письме ФАС России от 20.01.2014 № АК/1193/14.

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае (при отсутствии рекламы медицинских услуг) не требуется предупредительная информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

 

Ведущая:  Ситуация на рынках социально значимой группы товаров в последнее время ухудшается – цены растут, отслеживают ли сотрудники УФАС правомерность повышения цен?

 

Суменков С.В.:  Управлением на постоянной основе проводится ежемесячный мониторинг оптовых цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости:

- мука пшеничная 1 сорта

- мука ржаная;

- хлеб «Пшеничный» 1 сорта;

- хлеб «Урожайный»;

- молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2,5 процента.

На основании данных указанного мониторинга в совокупности с еженедельной информацией о розничных ценах на социально значимые продукты питания на территории г. Омска, получаемой Управлением в рамках взаимодействия с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области, осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оптовой и розничной торговле продовольственными товарами.

Помимо мониторинга цен на социально значимые группы товаров Управлением с 2011 года проводится ежедневный мониторинг оптовых и розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на территории Омской области.

 

Ведущая: И заключительный вопрос: при покупке новой машины обязали приобрести полис ОСАГО в определенной страховой компании, которая меня не устраивает, можно ли обратиться с жалобой в УФАС и какие меры будут приняты к такой компании?

 

Суменков С.В.:  В соответствии с пунктом 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 07.05.2003 № 263, владелец транспортного средства  имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего ОСАГО.  При этом страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО и представившему документа в соответствии с указанными Правилами.

Пункт 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» содержит запрет на злоупотребление  хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные действующим законодательством или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласия заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). 

В случае, если  продавцом товара лицу, имеющему намерение приобрести данный товар, навязываются условия договора, невыгодные для него  или не относящихся к предмету договора, нарушением антимонопольного законодательства будут являться действия хозяйствующего субъекта при наличии нескольких условий:

1.Установление доминирующего положения данного хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке (в данном случае – продавца товара).

2.Наличие доказательств  ущемления действиями данного хозяйствующего субъекта, в силу его доминирующего положения, интересов лица, имеющего намерение приобрести товар, а также доказательств навязывания вышеуказанных условий договора (например, переписка, из которой следует, что одна сторона предлагала изменить условия договора, а другая отказалась это сделать).

При этом также следует учитывать, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующего положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещённых методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

При установлении признаков злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением – нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»,  Омское УФАС России, в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», выдает хозяйствующему субъекту предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в котором устанавливается срок его выполнения.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого, при установлении факта нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Омское УФАС России полномочно выдать предписание о прекращении нарушения, содержащее мероприятия, подлежащие выполнению в установленный срок.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за невыполнение законного решения, предписания антимонопольного органа (статья 19.5 КоАП РФ), а также за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31 КоАП РФ).

В общем случае, если не будет установлено доминирующее положение хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги  на  определенном товарном рынке, то действия по  навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету договора, ущемляющие интересы потребителя, будут нарушать положения Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в частности, части 2 статьи 16 этого закона, которая  запрещает  обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).  

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», защита  прав потребителей осуществляется судом. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, при отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, потребители, чьи права нарушены продавцом товара, путем  обусловливания приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг),  свои права могут защитить, обратившись в Управление Роспотребнадзора по Омской области либо в суд.  

 

Ведущая: Сергей Васильевич, благодарим Вас за участие в интернет – интервью, за подробные ответы на большое количество вопросов. Желаем Вам профессиональных успехов!