Информация для владельцев многотарифных приборов учета электроэнергии

В связи с переходом России 26 октября 2014 года на постоянное «зимнее» время у граждан и организаций, которые используют многотарифные приборы учета электроэнергии, возникает необходимость их перепрограммирования.

Самые распространенные среди приборов учета электроэнергии - двухтарифные. Их особенность заключается в том, что они производят раздельный учет электроэнергии по дневному (высокому) и ночному (низкому) тарифам.

До настоящего момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на две тарифные зоны: день - с 7.00 до 23.00;ночь - с 23.00 до 7.00.

После перехода на постоянное «зимнее» время двухтарифные приборы учета, дифференцированные по зонам суток, перестанут отвечать техническим нормам, установленным законодательством, и, следовательно, полученные с них данные будут некорректны.

Владельцам таких приборов учета электроэнергии, оплачивающих электричество по тарифу, дифференцированному по зонам суток, рекомендуется перепрограммировать счетчики.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, возлагается на собственника прибора учета.

Однако законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.

Учитывая вышеизложенное, Омское УФАС России отмечает, что перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.

Указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.

Приведенные нормы законодательства указывают на то, что действия гарантирующих поставщиков по навязыванию потребителям платы за перепрограммирование приборов учета электроэнергии будут рассматриваться Омским УФАС России как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Омское УФАС России рекомендует в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, а также во избежание возможных споров между гарантирующим поставщиком и потребителем, при перепрограммировании приборов учета, составлять с участием абонента акты осмотра приборов учета с фиксацией показаний приборов учета до и после перепрограммирования.

Подготовлено пресс-службой
Омского УФАС России