Специалисты Омского УФАС России ответили на вопросы интернет - пользователей о применения законодательства о рекламе

Омское УФАС России провело  интернет-интервью по вопросам применения законодательства о рекламе.

Заместитель руководителя управления Тамара Шмакова совместно с начальником отдела рекламы Альбертом Морозовым ответила на вопросы интернет - пользователей о рекламе в социальных сетях, звуковой рекламе на остановках общественного транспорта, распространении рекламных листовок сотовыми и интернет - операторами в подъездах жилых домов, рекламе пива на телевидении, об основных требованиях к установке рекламных конструкций, в том числе световых рекламных конструкций, установленных вдоль дорог и др.

 

Стенограмма интернет-интервью по вопросам

применения законодательства о рекламе

 

1. Допустимо ли расклеивание рекламных листовок сотовыми и интернет - операторами в подъездах жилых домов?

Ответ: Омское УФАС России осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированным в Минюсте России 24.08.2015 № 38653, и в рамках Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

При этом  Федеральный закон «О рекламе» не содержит каких-либо запретов и/или ограничений, связанных с распространением рекламы подобным способом (распространением  рекламных листовок).

Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по

своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.

Таким образом, у Омского УФАС России отсутствуют правовые основания для пресечения распространения рекламы, распространяемой посредством рекламных листовок в подъезде жилого дома.

Вместе с тем обращаю Ваше внимание на то, что защита прав собственников имущества в многоквартирном доме может быть осуществлена ими самостоятельно в судебном порядке.

 

2. Законно ли размещение рекламы на деревьях? Предусмотрена ли за это административная ответственность?

Ответ: Положения Федерального закона «О рекламе» не устанавливают каких-либо запретов и ограничений при распространении рекламы с использованием рекламных листовок.

По мнению Омского УФАС России, в действиях лиц, размещающих рекламные листовки путем их креплениях на деревьях, опорах освещения, остановочных комплексах, могут усматриваться признаки нарушения, ответственность за которые установлена статьями 32 и 61 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" (нарушение требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования и/или порча архитектурных объектов малых форм).

При этом Омское УФАС России не наделено такими полномочиями как контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Кодекса Омской области об административных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 61 Кодекса Омской области об административных правонарушениях наделены органы внутренних дел (полиция).

 

3. Надоела громкая реклама на остановках общественного транспорта. Как с ней бороться?

Ответ: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не устанавливает каких-либо требований и ограничений к распространению рекламы посредством звуковоспроизводящих устройств в общественных местах, за исключением распространения звуковой рекламы с использованием (внутри) транспортных средств, а также рекламы, распространяемой  в теле- и радиопрограммах.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под телеканалом или радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

При этом на осуществление теле- и радиовещания необходимо наличие лицензии, выдаваемой Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Поскольку звуковоспроизводящее устройство на остановке не может быть отнесено к теле- или радиоканалу, то требования статей 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» на такую рекламу не распространяются, соответственно, у Омского УФАС России отсутствуют правовые основания для пресечения распространения звуковой рекламы на остановке общественного транспорта либо в подземном переходе.

При этом статьей 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан. Соответственно, в случае работы вышеуказанных звуковоспроизводящих устройств в период с 22.00 до 8.00 часов, граждане могут обратиться в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, нарушающих покой граждан.

 

4. Почему по телевизору показывают рекламу пива? Законно ли это?

Ответ: Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи), при кино – и видеообслуживании. Согласно части 7 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время  трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера. Таким образом, Федеральным законом «О рекламе» ограничено допускается размещение в телепрограммах рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива.

 

5. На пивных банках и бутылках или таре иных алкогольных напитков размещены изображения людей, в т.ч. женщин и детей. Запрещены ли такие изображения?

Ответ: В  соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», действие настоящего закона не распространяется на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

 

6. Допускается ли употребление в рекламе фраз: "пенный напиток", "игристый напиток", "праздничный напиток" и т.п., если да, то в каких случаях?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Таким образом, сами по себе слова и выражения «пенный напиток», «игристый напиток», «праздничный напиток» без индивидуализирующих признаков указанных товаров (наименование, товарный знак и т.п.) не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить (индивидуализировать) конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

По мнению Омского УФАС России, использование в рекламе обобщенного наименования группы товаров не позволяет установить объект рекламирования, указанная в приведенных примерах информация не нацелена на продвижение на рынке конкретного товара, который можно индивидуализировать, соответственно, такая реклама не может быть признана рекламой алкогольной продукции.

Указанная позиция отражена в письмах Федеральной антимонопольной службы России от 24.01.2012 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама», а также от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» и поддерживается судебной практикой.

 

7.  Какие требования предъявляются к рекламе, размещенной на странице организации в социальной сети «В контакте»?

Ответ: Согласно  пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письмах от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя», от 20.07.2016 № АК/49414/16 «Об информации на сайтах продавцов алкогольной продукции», не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

 

8. Можно ли использовать в рекламе товаров, услуг слова в превосходной степени? Например, самый быстрый интернет, самый низкий тариф и т.д.

Ответ: Действовавший  ранее Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (статья 7) исключал использование в рекламе терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.

В действующем Федеральном законе «О рекламе» такого запрета нет, однако это не означает, что использование подобных характеристик не подвержено никаким ограничениям.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как указано в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Соответственно, реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Так, в частности, при рассмотрении дела № 06-10.1/75-2016, Омское УФАС России признала рекламу одного интернет-провайдера «Самый быстрый интернет» ненадлежащей, поскольку такое утверждение может быть подтверждено исключительно путем технического измерения скорости интернета в соотношении с услугами по доступу к сети интернет, которые реализуются другими интернет-провайдерами.

Подробнее с указанным решением по делу № 06-10.1/75-2016 можно ознакомиться на сайте Омского УФАС России, в разделе «Решения».

9. Световые рекламные конструкции, установленные вдоль дорог, отвлекают внимание водителей во время движения, закрывают обзор дорожных знаков. Есть ли требования к установке таких рекламных конструкций (щитов)?

Ответ: В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе»  под наружной рекламой понимается реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций, (технических средств стабильного территориального размещения: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и т.д.) которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федеральный закон «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Общие  технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения устанавливает «Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» ( ГОСТ Р 52044-2003).

В соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

10. На фасаде нашего многоквартирного дома планируем разместить рекламную конструкцию. Относятся ли к компетенции антимонопольных органов вопросы размещения рекламных конструкций?

Ответ: При осуществлении государственного контроля в сфере рекламы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области действует в рамках полномочий, определенных  Главой 5 Федерального закона «О рекламе» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

Указанные нормативные акты не наделяют территориальные управления ФАС России полномочиями по контролю за размещением, установкой и эксплуатацией рекламных конструкций.

Согласно частям 9 и 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления.

В силу статьи 19 Федерального закона «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления.

 При этом установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается, и действия лиц, самовольно разместивших рекламную конструкцию, образуют состав  нарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении по статье 14.37 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции).

В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, возбужденные по статье 14.37 КоАП РФ,  рассматриваются судами общей юрисдикции.