Информация для граждан о заключении договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит»

Омское УФАС России, проанализировав практику рассмотрения заявлений граждан на действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами  (ТКО) – ООО «Магнит», связанных с навязыванием потребителям невыгодных условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в которых граждане заявляли о намерении отказаться от заключения договора, сообщает следующее.

Отношения, возникающие между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональным оператором в сфере обращения с ТКО  регулируются действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пункту 4 статьи 24.7  Федерального закона № 89-ФЗ  собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Обязанность собственника жилого дома или части жилого дома  обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО также регламентирована и частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой под обращением с ТКО понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

Правилами № 354 предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148(1)), то есть, путем оплаты квитанции.

С учетом положения пунктов 148(13), 148(15), 148(16) Правил № 354 потребитель имеет право заключить договор непосредственно с региональным оператором в порядке, предусмотренном указанными пунктами Правил № 354.

Кроме того, порядок и сроки заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрены  разделом I(1) Правил № 1156.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4) Правил № 1156).

Требования к содержанию заявки и прилагаемым документам содержатся в пунктах 8(6), 8(7) данных Правил.

Из положений пункта 8(12) Правил № 1156 следует, что если по истечении 15 рабочих дней  со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора  на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ  от подписания проекта договора с приложением к нему  предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, то договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в означенном проекте договора.

Следовательно, законодатель предоставляет потребителю право принимать участие в обсуждении условий договора, с которыми он не согласен, но при соблюдении им определенных требований – предложения потребителя о внесении изменений в проект договора  должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Пунктом 8(14) Правил № 1156 на регионального оператора возложена обязанность в течение 10 рабочих дней  со дня получения мотивированного отказа и предложений рассмотреть их, и принять меры по урегулированию разногласий.

В случае, как следует из пункта 8(15) Правил № 1156, если разногласия по проекту такого договора не урегулированы, договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) данных Правил.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Типовой договор).

На официальном сайте регионального оператора ООО «Магнит» в сети «Интернет» по адресу: http://magnit-tko.ru/  размещены формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО для различных категорий потребителей, в том числе физических лиц.

При рассмотрении заявлений граждан проведенный антимонопольным органом анализ условий  форм вышеуказанных типовых договоров позволил сделать вывод о том, что  размещенная на сайте в сети «Интернет» форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей – физических лиц соответствовала форме Типового договора.

Омское УФАС России также информирует граждан о следующем. Стороны при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО могут договориться  о дополнительных, не противоречащих действующему законодательству  условиях, которых нет в Типовом договоре, что соответствует положениям пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ.

Включение в размещенный на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://magnit-tko.ru/ типовой договор  для потребителей – физических лиц  иных условий не противоречит пункту 29  раздела Х «Прочие условия» Типового договора,  в соответствии с которым все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при наличии).

Как уже было отмечено, возникшие разногласия  могут быть урегулированы в соответствии с разделом I(1) Правил № 1156.

При рассмотрении заявлений доводы граждан о навязывании ООО «Магнит» потребителям невыгодных условий договора, которые противоречат действующему законодательству,  не подтвердились. При этом Омское УФАС России обращает внимание граждан на следующее.

Исходя из системного толкования норм антимонопольного законодательства, под навязыванием  следует понимать действия (бездействие) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора не может являться нарушением антимонопольного законодательства. Наличие разногласий само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о навязывании контрагенту невыгодных для него условий договора.

Следовательно, о навязывании  контрагенту невыгодных для него или не относящихся к предмету договора условий могут свидетельствовать какие-либо действия,  направленные на понуждение контрагента к заключению договора на условиях ООО «Магнит» (например, отказ регионального оператора от принятия разногласий, предложенных в редакции потребителя (при условии соответствия предлагаемых изменений действующему законодательству РФ), настаивание на «своих» условиях). При наличии оснований антимонопольный орган уполномочен выдать региональному оператору предупреждение в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, содержащее требование прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а при его невыполнении в установленный срок – возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и, при установлении нарушения, возбудить и рассмотреть дело об административном правонарушении  в отношении юридического, должностного лиц по статье 14.31 КоАП РФ.

Поскольку  Правила № 1156, как уже было отмечено выше, регламентируют порядок урегулирования разногласий между потребителем услуги и региональным оператором, которые могут возникнуть при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, отношения сторон по заключению договора без осуществления действий по урегулированию разногласий, а именно, без соблюдения данного порядка, направления мотивированного отказа  от подписания проекта договора с приложением к нему  предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, носят гражданско-правовой характер. Антимонопольный орган  не уполномочен рассматривать споры гражданско-правового характера.