Ненадлежащая реклама финансовых услуг

Анна Викторовна Ланбина,  начальник отдела рекламы Омского УФАС России

Аннотация

Учитывая недопустимость распространения  ненадлежащей рекламы, Омское УФАС России систематически проводит мероприятия по её  выявлению и пресечению.

В 2022 году Омское УФАС России продолжило формировать практику выявления нарушений рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.

Согласно данным, содержащимся в отчетах по итогам работы Омского УФАС России по прежнему высокий уровень выявленных нарушений приходится на рекламу финансовых услуг:  в 2021 году возбуждено 23 дела,  что составило 26,4 % всех выявленных  нарушений, в  2020 году возбуждено 11 дел, что составило 21,5 % всех выявленных нарушений,  в 2019 году -13 дел, что составило 20,3 % всех выявленных нарушений.

Подобную тенденцию отмечает и ФАС России, размещая на официальном сайте ежегодные доклады об итогах осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Законодательное регулирование рекламы данной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

 Статья 28 Федерального закона «О рекламе» определяет специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Наиболее частым нарушением при рекламировании финансовых услуг является отсутствие наименования организации, оказывающей финансовые услуги.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указание надлежащих реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения права потребителей на получение информации об организации.

В том случае, когда хозяйствующий субъект имеет право осуществлять финансовую деятельность, отсутствие в рекламе сведений, предусмотренных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», носит явно формальный состав правонарушения.

К сожалению, существуют хозяйствующие субъекты, которые незаконно осуществляют деятельность ломбардов, позиционируя себя в рекламе как легальные ломбарды, вводя потребителей в заблуждение.

Зачастую под видом лица, оказывающим финансовые услуги,  в том числе предоставления займов, выдачу денег под залог, выступают индивидуальные предприниматели, которые по определению не имеют право осуществлять деятельность ломбарда, т.е. не являются юридическими лицами и не внесены в государственный реестр ломбардов, соответственно не могут  рекламировать услуги  по предоставлению краткосрочных займов гражданам под залог имущества.

В 2020 году  Омским УФАС России было рассмотрено 5 дел в отношении индивидуальных предпринимателей, в 2021 рассмотрено 10 аналогичных дел.

Количественный рост выявленных нарушений требований законодательства в  сфере рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, прямо отражает обеспокоенность Омского УФАС России  сложившейся ситуацией в сфере рекламы финансовых услуг в нашем регионе, в  связи с чем, Омское УФАС России систематически проводит мероприятия по выявлению и пресечению таких нарушений.

Реклама финансовой услуги, в которой отсутствуют иные условия, определяющие полную стоимость займа.

В соответствии с частью 3 статьи28 Федерального закона«О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее. Условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите».

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального «О потребительском кредите».

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Проанализировав практику территориальных органов ФАС России, Омское УФАС России отмечает,  что у ряда территориальных органов ФАС России при оценке правомерности действий рекламодателя возникают определенные сложности, так как в рекламе формально могут присутствовать все существенные условия кредитования, но для ознакомления с ними, необходимо перейти на сайт рекламодателя, то есть произвести дополнительные действия.

Омское  УФАС России полагает, что наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, наличие  в сети Интернет гиперссылки, позволяющей перейти на сайт рекламодателя, не освобождает его от обязанности соблюдения требований части 3 статьи  28 ФЗ «О рекламе».

Еще одним из распространенных нарушений является содержание в рекламе гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанных на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора (пункт 1 части  2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».)

На основании абзаца 7 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 №  3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает правомочиями по распределению доходов между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества. При этом доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества, для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат; размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20 процентов от доходов потребительского общества (части 1 и 2 статьи 24 Закона о потребительской кооперации).

Принимая во внимание вышеизложенное, существует прямая зависимость полученного дохода от различных факторов, в том числе от самого процесса его получения, распределения между членами кооператива.

 Таким образом, гарантируя доходность вложений и обещая ее в будущем, потребительский кооператив  может  не достигнуть желаемого результата.

Заключение

Важно отметить, что одним из способов выявления ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а также недобросовестных участников финансового рынка является постоянный мониторинг распространяемой  на территории Омской области рекламы.

Надеемся, что практика Омского УФАС России будет полезна и  применима  как в работе коллег,   так и  при самоконтроле хозяйствующими субъектами.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
  2. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»
  3. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»
  4. Итоги работы Омского УФАС России в 2021 году [Отчет] Доступно: //URL: https://omsk.fas.gov.ru/report/22647
  5. Итоги работы Омского УФАС России в 2020 году [Отчет] Доступно:  //URL:https://omsk.fas.gov.ru/report/21364
  6. Итоги работы Омского УФАС России в 2019 году [Отчет] Доступно: //  URLhttps://omsk.fas.gov.ru/report/20330
  7. Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе [Доклад]//ФАС России.Доступно: URL:https://fas.gov.ru/pages/rezultati_raboti_v_reklame