Опять платить по-новому

14 сентября в библиотеке имени Пушкина состоялся «круглый стол», посвященный новым веяниям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На мероприятие, организованное совместно Управлением антимонопольной службы, Торгово-промышленной палатой и Союзом  предпринимателей Омской области, собрались руководители и юристы более десятка крупных управляющих компаний Омска. Новости на «круглом столе» рассматривались, как водится, две.

Галина Ситникова, начальник отдела защиты конкуренции Омского Управления ФАС, напомнила, что «с 1 сентября 2023 года вступили в  силу  изменения, внесенные Федеральным законом № 71, в том числе в Жилищный кодекс РФ, задача которых – повышение безопасности использования природного газа в жилых помещения многоквартирных домов и жилых домах. Теперь специализированной организации недостаточно быть законным владельцем сети газораспределения и направить уведомление в соответствующие органы о начале своей деятельности. Повысились требования к специализированной организации, в числе которых следующие: компания должна быть газораспределительной организацией,  транспортирующей  газ до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.  Транспортировка газа по трубопроводам – регулируемый государством вид деятельности естественной монополии,  по установленному госрегулятором тарифу.  

По сведениям, размещенным на сайте Единого оператора газификации Российской Федерации (ООО «Газпром газификация»), в Омской области осуществляют деятельность несколько ГРО, соответствующих понятию специализированной организации:  АО «Омсоблгаз», АО «Омскгазстройэкспулатация», АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть». ООО «Межоблгаз» не владеет сетями газораспределения и не может рассматриваться как исполнитель услуг по договорам на техническое обслуживание и ремонт ВДГО (ВКГО). Этот перечень динамичен и тариф на транспортировку газа  может быть установлен новым компаниям.

И хотя жильцы многоквартирного дома вправе заключать со специализированной организацией (ГРО) договор  на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования самостоятельно, минуя управляющую компанию, обслуживать один дом должна только одна ГРО, причем именно та, которой принадлежит труба, подводящая «голубое топливо» к зданию. Причем,  собственники жилья должны позаботиться о перезаключении таких договоров, которые должны соответствовать типовой форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 388/пр.  Для этого законодателем установлен «переходный период» с 01 сентября 2023 года по 1 января 2024 года. Впрочем, закон позволяет гражданам передать эти полномочия управляющим компаниям, проведя общее собрание в порядке, установленном жилищным законодательством.

Правда, управляющая компания должна знать, какая именно ГРО транспортирует к природный газ к многоквартирному дому. Ответ на этот вопрос может дать поставщик газа».

Но, как поделились на «круглом столе»  коммунальщики, точной информации по этому поводу не может дать Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области.  Оказывается, в Омской области не утверждена схема сетей газопотребления и газораспределения. Пока Минэнерго вынуждено работать по запросам: ему задают вопрос, его специалисты в свою очередь направляют запросы в городскую или районные администрации, те при необходимости выходят на место, осмотреть объекты, определить владельцев. Информация аккумулируется, но процесс идет медленнее, чем нужно. 

Как утверждают коммунальщики, в городе и области немало газораспределительных сетей, которые не обслуживает вообще никто, хотя и бесхозяйными они не признаны из-за отсутствия информации. Меж тем, договоры на обслуживание внутридомового и внутриквартирного оборудования по новым требованиям управляющие компании должны заключить с газораспределительными организациями уже к 1 января 2024 года. Руководители УК предвидят, что сделать это будет непросто еще и потому, что за небольшой период времени сложно провести множество общих собраний и не может вызвать непонимание жителей. Ведь за техническое обслуживание  внутридомовых газовых сетей нужно будет платить  по новому тарифу, который ГРО с 1 сентября 2023 года должны рассчитывать по новым методическим указаниям, утвержденным Приказом Минстроя России от 29.05.2023 № 387/пр. Так или иначе, но  информирование и убеждение граждан  ложится  на плечи управляющих компаний. И хотя Ольга Щербакова, заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Омской области, обещает, что с 1 января 2024 года к жильцам, не желающим заключать договоры на внутриквартирное и внутридомовое газовое обслуживание,  можно будет применять меры административного воздействия, вряд ли принятие административных мер способно решить проблему.

По мнению модератора дискуссии Алены Штайнбрехер, вице-президента Союза предпринимателей и заместителя председателя общественного совета при Омском УФАС, необходим координационный центр, который объединит усилия общественности и власти при переходе на новые условия газообеспечения, поддержав управляющие компании  – им одним не справиться. В конце концов, безопасность омичей – главная задача органов местного самоуправления. Союз предпринимателей готов выйти с таким предложением к мэрии и правительству региона.

Наконец-то поставлена точка в многолетнем споре, должен ли региональный оператор вывозить мусор после «субботников». Полтора года назад антимонопольный орган возбудил дело в отношении ООО «Магнит». Управляющие компании и председатели советов многоквартирных домов тогда массово жаловались на то, что региональный оператор уклоняется от вывоза мусора после уборки придомовых территории во время «субботника» 2021 года. Коммунальщикам пришлось заключить договоры со сторонними организациями, оплатив их работу за счет денег, собранных с собственников квартир за услуги по содержанию и ремонту жилья. Омское УФАС России  вынесло решение о том, что ООО «Магнит» злоупотребил доминирующим положением на рынке услуг по обращению с ТКО, уклонившись от вывоза в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО по установленному тарифу, отходов от уборки придомовой территории многоквартирных домов в городе Омске, складированных надлежащим образом, ущемив интересы потребителей. Доказывать это пришлось долго, но арбитражный суд трех инстанций встал на сторону антимонопольщиков и потребителей, оставив без изменения решение суда первой инстанции (дело №А46-11559/2022) https://omsk.fas.gov.ru/news/22799

«Позиция регионального оператора заключалась в том, что он обязан вывозить отходы, относящиеся к ТКО, только из контейнеров,  – рассказала Галина Ситникова. – Кроме того, региональный оператор уверял, что в рамках оплаты за коммунальную услугу «обращение с ТКО» вывоз растительных остатков не предусмотрен, и собственники отходов обязаны обеспечить вывоз всех отходов после «субботника» по отдельным договорам, включая собранную в мешки опавшую листву, за свой счет. Это мнение распространялось не один год, официальная позиция регионального оператора длительное время была на его сайте. Ведомству же удалось доказать,  что растительные отходы от работ по уборке придомовой территории, в том числе при проведении «субботника», входят в тариф, и ООО «Магнит» обязано их вывозить по тарифу по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО (по типовой форме договора), но при соблюдении требований законодательства о надлежащем складировании таких отходов в месте (площадке) накопления ТКО/КГО, а именно, внутри такой площадки, включенной в соответствующий реестр, который ведут органы местного самоуправления.  То есть, мешки с опавшей листвой, собранные при работах по уборке придомовой территории жилого дома, складированные внутри такой контейнерной площадки, региональный оператор должен вывозить по установленному тарифу. Исключение составляют отходы от проведения других работ при уходе за зелеными насаждениями, в том числе во время «субботника» - от работ по обрезке, вырубке, посадке-пересадке древесно-кустарниковых посадок, которые подлежат вывозу по отдельным договорам, по нерегулируемой цене.».

 «Как сегодня было сказано на «круглом столе», управляющие компании тщетно пытались решить этот вопрос два года,  – отметила Алена Штанйбрехер. – Несмотря на то, что рассматривалась ситуация 2021 года, УФАС теперь вправе по любой подтвердившейся жалобе – от жильцов, УК или чиновников –  возбуждать административные дела и штрафовать «магнитовцев» по подобным действиям. Так что у коммунальщиков  появилась реальная возможность вернуть напрасно потраченные деньги, а также экономить в дальнейшем, тщательно фиксируя нарушения регоператора. В этом мы тоже готовы помочь, потому что, на мой взгляд,  только коллективные обращения и совместные действия способны изменить положение дел».