дело № 06-10.1/100-2013 в отношении ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда"

Номер дела: № 06-10.1/100-2013
Дата публикации: 29 октября 2013, 17:40

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/100-2013

24 октября 2013 года       

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/100-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом  «Издательский дом «Комсомольская правда» (далее – ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (ОГРН 1027739295781, ИНН 7714037217, местонахождение: 125993, г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1) – <…>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии <…> (без надлежаще оформленной доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт  распространения в газете «Комсомольская правда» в Омске № 130 (26140) от 02.10.2013  на странице 10 рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:

«Мебель. ул. 19 Партсъезда 5 (2 этаж). Диваны от 6400 руб. Комоды от 2400 руб. Прихожие от 3100 руб. Стенки от 8800 руб. Кухни от 14800 руб. Обеденные зоны из 4-х предметов от 5600 руб. т. 67-36-14. Доставка бесплатно. Пенсионерам скидка 3 %. Рассрочка. Кредит».

В указанной рекламе помимо рекламы товаров, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Комсомольская правда» в Омске является ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Из письменных  объяснений ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», представленных на определение № 06-10.1/100-2013 о возбуждении дела по признакам нарушении законодательства о рекламе (вх. № 12039 от 21.10.2013), следует, что «текст рекламного объявления, поданного в редакцию Омского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» ООО «Старбан» содержал указание на возможность предоставления кредита. В данном рекламном макете под кредитом понимается предоставление самим мебельным магазином возможности покупателям оплатить товар в рассрочку путем совершения периодических платежей в течение срока, определенного договором купли-продажи, заключенного между ООО «Старбан» и покупателем, т.е. ООО «Старбан» является собственником данного мебельного магазина. Имело место предоставление рассрочки платежа, которое отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией, при этом спорная реклама была направлена на продвижение мебели, а не финансовых услуг. Оплата товара в рассрочку является дополнительным условием договора купли-продажи, заключенного между ООО «Старбан» и покупателем, одной из форм реализации товара. Следовательно, нарушение редакцией Омского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» как рекламораспространителем требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в части не указания в рекламном макете сведений (информации) о лице, оказывающем банковские услуги или финансовые услуги, отсутствует».

Омское УФАС России  не может согласиться с представленными доводами ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» по следующим основаниям.

По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Главой 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» Арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых товаров и услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь (товарном, коммерческом или банковском), такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в рекламе отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме отсрочки платежа, а не банком.

Отсутствие в тексте рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации, а включение в нее слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Мебель. ул. 19 Партсъезда 5 (2 этаж). Диваны от 6400 руб. Комоды от 2400 руб. Прихожие от 3100 руб. Стенки от 8800 руб. Кухни от 14800 руб. Обеденные зоны из 4-х предметов от 5600 руб. т. 67-36-14. Доставка бесплатно. Пенсионерам скидка 3 %. Рассрочка. Кредит», распространенную ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» в газете «Комсомольская правда» Омск № 130 (26140) от 02.10.2013, поскольку в ней нарушены требования часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ЗАО  «Издательский дом «Комсомольская правда» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с тем, что на момент рассмотрения дела распространение ненадлежащей рекламы  в газете «Комсомольская правда»  прекращено.   

3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты «Комсомольская правда» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

stdClass Object ( [vid] => 11178 [uid] => 5 [title] => дело № 06-10.1/100-2013 в отношении ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11178 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383043363 [changed] => 1383043420 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383043420 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/100-2013

24 октября 2013 года       

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/100-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом  «Издательский дом «Комсомольская правда» (далее – ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (ОГРН 1027739295781, ИНН 7714037217, местонахождение: 125993, г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1) – <…>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии <…> (без надлежаще оформленной доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт  распространения в газете «Комсомольская правда» в Омске № 130 (26140) от 02.10.2013  на странице 10 рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:

«Мебель. ул. 19 Партсъезда 5 (2 этаж). Диваны от 6400 руб. Комоды от 2400 руб. Прихожие от 3100 руб. Стенки от 8800 руб. Кухни от 14800 руб. Обеденные зоны из 4-х предметов от 5600 руб. т. 67-36-14. Доставка бесплатно. Пенсионерам скидка 3 %. Рассрочка. Кредит».

В указанной рекламе помимо рекламы товаров, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Комсомольская правда» в Омске является ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Из письменных  объяснений ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», представленных на определение № 06-10.1/100-2013 о возбуждении дела по признакам нарушении законодательства о рекламе (вх. № 12039 от 21.10.2013), следует, что «текст рекламного объявления, поданного в редакцию Омского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» ООО «Старбан» содержал указание на возможность предоставления кредита. В данном рекламном макете под кредитом понимается предоставление самим мебельным магазином возможности покупателям оплатить товар в рассрочку путем совершения периодических платежей в течение срока, определенного договором купли-продажи, заключенного между ООО «Старбан» и покупателем, т.е. ООО «Старбан» является собственником данного мебельного магазина. Имело место предоставление рассрочки платежа, которое отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией, при этом спорная реклама была направлена на продвижение мебели, а не финансовых услуг. Оплата товара в рассрочку является дополнительным условием договора купли-продажи, заключенного между ООО «Старбан» и покупателем, одной из форм реализации товара. Следовательно, нарушение редакцией Омского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» как рекламораспространителем требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в части не указания в рекламном макете сведений (информации) о лице, оказывающем банковские услуги или финансовые услуги, отсутствует».

Омское УФАС России  не может согласиться с представленными доводами ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» по следующим основаниям.

По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Главой 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» Арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых товаров и услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь (товарном, коммерческом или банковском), такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в рекламе отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме отсрочки платежа, а не банком.

Отсутствие в тексте рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации, а включение в нее слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Мебель. ул. 19 Партсъезда 5 (2 этаж). Диваны от 6400 руб. Комоды от 2400 руб. Прихожие от 3100 руб. Стенки от 8800 руб. Кухни от 14800 руб. Обеденные зоны из 4-х предметов от 5600 руб. т. 67-36-14. Доставка бесплатно. Пенсионерам скидка 3 %. Рассрочка. Кредит», распространенную ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» в газете «Комсомольская правда» Омск № 130 (26140) от 02.10.2013, поскольку в ней нарушены требования часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ЗАО  «Издательский дом «Комсомольская правда» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с тем, что на момент рассмотрения дела распространение ненадлежащей рекламы  в газете «Комсомольская правда»  прекращено.   

3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты «Комсомольская правда» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/100-2013

24 октября 2013 года       

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/100-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения закрытым акционерным обществом  «Издательский дом «Комсомольская правда» (далее – ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (ОГРН 1027739295781, ИНН 7714037217, местонахождение: 125993, г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1) – <…>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии <…> (без надлежаще оформленной доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт  распространения в газете «Комсомольская правда» в Омске № 130 (26140) от 02.10.2013  на странице 10 рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:

«Мебель. ул. 19 Партсъезда 5 (2 этаж). Диваны от 6400 руб. Комоды от 2400 руб. Прихожие от 3100 руб. Стенки от 8800 руб. Кухни от 14800 руб. Обеденные зоны из 4-х предметов от 5600 руб. т. 67-36-14. Доставка бесплатно. Пенсионерам скидка 3 %. Рассрочка. Кредит».

В указанной рекламе помимо рекламы товаров, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно выходным данным, учредителем и издателем газеты «Комсомольская правда» в Омске является ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Из письменных  объяснений ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», представленных на определение № 06-10.1/100-2013 о возбуждении дела по признакам нарушении законодательства о рекламе (вх. № 12039 от 21.10.2013), следует, что «текст рекламного объявления, поданного в редакцию Омского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» ООО «Старбан» содержал указание на возможность предоставления кредита. В данном рекламном макете под кредитом понимается предоставление самим мебельным магазином возможности покупателям оплатить товар в рассрочку путем совершения периодических платежей в течение срока, определенного договором купли-продажи, заключенного между ООО «Старбан» и покупателем, т.е. ООО «Старбан» является собственником данного мебельного магазина. Имело место предоставление рассрочки платежа, которое отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией, при этом спорная реклама была направлена на продвижение мебели, а не финансовых услуг. Оплата товара в рассрочку является дополнительным условием договора купли-продажи, заключенного между ООО «Старбан» и покупателем, одной из форм реализации товара. Следовательно, нарушение редакцией Омского филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» как рекламораспространителем требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в части не указания в рекламном макете сведений (информации) о лице, оказывающем банковские услуги или финансовые услуги, отсутствует».

Омское УФАС России  не может согласиться с представленными доводами ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» по следующим основаниям.

По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Главой 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» Арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых товаров и услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь (товарном, коммерческом или банковском), такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в рекламе отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме отсрочки платежа, а не банком.

Отсутствие в тексте рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации, а включение в нее слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Мебель. ул. 19 Партсъезда 5 (2 этаж). Диваны от 6400 руб. Комоды от 2400 руб. Прихожие от 3100 руб. Стенки от 8800 руб. Кухни от 14800 руб. Обеденные зоны из 4-х предметов от 5600 руб. т. 67-36-14. Доставка бесплатно. Пенсионерам скидка 3 %. Рассрочка. Кредит», распространенную ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» в газете «Комсомольская правда» Омск № 130 (26140) от 02.10.2013, поскольку в ней нарушены требования часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ЗАО  «Издательский дом «Комсомольская правда» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с тем, что на момент рассмотрения дела распространение ненадлежащей рекламы  в газете «Комсомольская правда»  прекращено.   

3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты «Комсомольская правда» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-10.1/100-2013 [format] => [safe_value] => № 06-10.1/100-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-29 10:40:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-29 10:40:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383043363 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )