дело № 06-10.1/103-2013 в отношении БУ "Редакция газеты "Авангард"

Номер дела: № 06-10.1/103-2013
Дата публикации: 29 октября 2013, 17:49

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/103-2013

24 октября 2013 года       

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/103-2013  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») рекламы в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ИНН 5520005935, местонахождение646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2) – главного редактора <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. № 10222э от 26.09.2013) по факту распространения в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013 рекламы с признаками нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:

1. На странице 13 – «Супер Окна» окна, двери, лоджии ПВХ; входные межкомнатные двери; фасадные, кровельные работы. Оплата после монтажа. Скидки, рассрочка, выгодный кредит (Альфабанк).(Альфа-банк. Ген. Лицензия БР № 1323 от 05.03.2012).Качество гарантируем, 8-962-041-60-10,8-950-799-16-16».

2. На странице 14 - «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк». Тел.: 8-950-799-24-62».

3. На странице 15:

-  «Евро-Дом» окно 7500 руб! под ключ. Отделка домов. Кровля крыш. Тел.: 8-962-044-0222. Кредит. Гарантия. Рассрочка. Альфа-Банк» л/с ЦБ РФ 1326»;

- «Stema. ИП Куянов Д.А. В честь пятилетия нашей компании проводится акция «Немецкий профиль VEKA со скидкой 30 %. Кредит «Альфа Банка» № лицензии ЦБ РФ № 1326. Адрес: ул. Пролетарская, 53, тел.: 2-15-25; 89081093010»;

- «ООО ТСК «ДомСтрой» Окна ПВХ. Входные и межкомнатные двери. Бесплатно замер; доставка. Тел.: 342-445, 8-(908)-310-42-68. Выгодный кредит! Рассрочка!»;

- «Вита ИП Аскаров З.С. Окна ПВХ, деревянные, финские балконы, лоджии (ПВХ, дерево), жалюзи. Двери межкомнатные от 900 руб.,стальные от 3000 руб. Шкафы-купе, кухни на заказ (Кредит, рассрочка)www.vita.prodveri55.ru...»;

- «Евростиль» окно за 7600 руб! новинка! По уличной отделке 8-904-076-66-62, 8-913-153-35-18. Отделка домов сайдингом; Кровля крыш 8-962-036-69-77. Подарки каждому! Выгодный кредит * рассрочка * гарантия 5 лет «Альфа-банк» л/с ЦБ РФ 1326».

В указанной рекламе помимо рекламы товаров, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Учредителем и издателем газеты «Авангард» является БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Из письменных объяснений главного редактора БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» <…> (вх. № 11872 от 14.10.2013) следует, что «наличие в тексте слов «Кредит, рассрочка» (ИП <…>), «Выгодный кредит» (ООО ТСК «ДомСтрой») рассматривались нами, как предоставление услуг по кредиту в числе прочих услуг при установке дверей, окон, т.к. в тексте указывалась фирма, устанавливающая окна, двери, то есть не имелись ввиду банковские услуги, поэтому изменений в рекламные модули с указанием имени лица, оказывающего финансовые услуги, на наш взгляд не требовалось, и они не были внесены.

Рекламный модуль «СуперОкна был представлен ИП <…>, с которой мы сотрудничаем длительное время и не вносим никаких изменений в текст, полагая, что наш заказчик руководствуется законодательством о рекламе. А вот в рекламном модуле «Stema», на наш взгляд, указан и индивидуальный предприниматель <…>, и банк, посредством которого предоставляется кредит «АльфаБанк».

Омское УФАС России  не может согласиться с представленными доводами БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» по следующим основаниям.

1.  По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» Арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых товаров и услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь (товарном, коммерческом или банковском), такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в рекламе отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме отсрочки платежа, а не банком.

Отсутствие в тексте рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации, а включение в нее слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

2. Указание в рекламе части наименования («АльфаБанк») не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

При этом в распространенной рекламе не содержится указания на организационно-правовую форму кредитной организации, следовательно, Омское УФАС России не может согласиться с доводами БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» о соблюдении им требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В отзыве на определение о возбуждении дела  № 06-10.1/103-2013 главный редактор БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» <…> признала нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в газете «Авангард» и сообщила о принятых мерах для предупреждения в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу: «Супер Окна», «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк», «Евро-Дом», «Stema», «ООО ТСК «ДомСтрой», «Вита», «Евростиль», распространенную БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард»  в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» Котовой Антонины Георгиевны по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/103-2013

24 октября 2013 года                                              

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24.10.2013 по делу № 06-10.1/103-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард»  в газете «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, нарушающей требования  части 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ИНН 5520005935, местонахождение646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2) в срок до 07 ноября 2013 года прекратить нарушение  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «Супер Окна», «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк», «Евро-Дом», «Stema», «ООО ТСК «ДомСтрой», «Вита», «Евростиль» указывать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, в том числе указывать его организационно-правовую форму.

    2. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до  08 ноября 2013 года.

 В  случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

stdClass Object ( [vid] => 11181 [uid] => 5 [title] => дело № 06-10.1/103-2013 в отношении БУ "Редакция газеты "Авангард" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11181 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383043900 [changed] => 1383043900 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383043900 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/103-2013

24 октября 2013 года       

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/103-2013  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») рекламы в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ИНН 5520005935, местонахождение646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2) – главного редактора <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. № 10222э от 26.09.2013) по факту распространения в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013 рекламы с признаками нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:

1. На странице 13 – «Супер Окна» окна, двери, лоджии ПВХ; входные межкомнатные двери; фасадные, кровельные работы. Оплата после монтажа. Скидки, рассрочка, выгодный кредит (Альфабанк).(Альфа-банк. Ген. Лицензия БР № 1323 от 05.03.2012).Качество гарантируем, 8-962-041-60-10,8-950-799-16-16».

2. На странице 14 - «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк». Тел.: 8-950-799-24-62».

3. На странице 15:

-  «Евро-Дом» окно 7500 руб! под ключ. Отделка домов. Кровля крыш. Тел.: 8-962-044-0222. Кредит. Гарантия. Рассрочка. Альфа-Банк» л/с ЦБ РФ 1326»;

- «Stema. ИП Куянов Д.А. В честь пятилетия нашей компании проводится акция «Немецкий профиль VEKA со скидкой 30 %. Кредит «Альфа Банка» № лицензии ЦБ РФ № 1326. Адрес: ул. Пролетарская, 53, тел.: 2-15-25; 89081093010»;

- «ООО ТСК «ДомСтрой» Окна ПВХ. Входные и межкомнатные двери. Бесплатно замер; доставка. Тел.: 342-445, 8-(908)-310-42-68. Выгодный кредит! Рассрочка!»;

- «Вита ИП Аскаров З.С. Окна ПВХ, деревянные, финские балконы, лоджии (ПВХ, дерево), жалюзи. Двери межкомнатные от 900 руб.,стальные от 3000 руб. Шкафы-купе, кухни на заказ (Кредит, рассрочка)www.vita.prodveri55.ru...»;

- «Евростиль» окно за 7600 руб! новинка! По уличной отделке 8-904-076-66-62, 8-913-153-35-18. Отделка домов сайдингом; Кровля крыш 8-962-036-69-77. Подарки каждому! Выгодный кредит * рассрочка * гарантия 5 лет «Альфа-банк» л/с ЦБ РФ 1326».

В указанной рекламе помимо рекламы товаров, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Учредителем и издателем газеты «Авангард» является БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Из письменных объяснений главного редактора БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» <…> (вх. № 11872 от 14.10.2013) следует, что «наличие в тексте слов «Кредит, рассрочка» (ИП <…>), «Выгодный кредит» (ООО ТСК «ДомСтрой») рассматривались нами, как предоставление услуг по кредиту в числе прочих услуг при установке дверей, окон, т.к. в тексте указывалась фирма, устанавливающая окна, двери, то есть не имелись ввиду банковские услуги, поэтому изменений в рекламные модули с указанием имени лица, оказывающего финансовые услуги, на наш взгляд не требовалось, и они не были внесены.

Рекламный модуль «СуперОкна был представлен ИП <…>, с которой мы сотрудничаем длительное время и не вносим никаких изменений в текст, полагая, что наш заказчик руководствуется законодательством о рекламе. А вот в рекламном модуле «Stema», на наш взгляд, указан и индивидуальный предприниматель <…>, и банк, посредством которого предоставляется кредит «АльфаБанк».

Омское УФАС России  не может согласиться с представленными доводами БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» по следующим основаниям.

1.  По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» Арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых товаров и услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь (товарном, коммерческом или банковском), такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в рекламе отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме отсрочки платежа, а не банком.

Отсутствие в тексте рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации, а включение в нее слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

2. Указание в рекламе части наименования («АльфаБанк») не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

При этом в распространенной рекламе не содержится указания на организационно-правовую форму кредитной организации, следовательно, Омское УФАС России не может согласиться с доводами БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» о соблюдении им требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В отзыве на определение о возбуждении дела  № 06-10.1/103-2013 главный редактор БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» <…> признала нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в газете «Авангард» и сообщила о принятых мерах для предупреждения в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу: «Супер Окна», «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк», «Евро-Дом», «Stema», «ООО ТСК «ДомСтрой», «Вита», «Евростиль», распространенную БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард»  в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» Котовой Антонины Георгиевны по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/103-2013

24 октября 2013 года                                              

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24.10.2013 по делу № 06-10.1/103-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард»  в газете «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, нарушающей требования  части 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ИНН 5520005935, местонахождение646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2) в срок до 07 ноября 2013 года прекратить нарушение  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «Супер Окна», «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк», «Евро-Дом», «Stema», «ООО ТСК «ДомСтрой», «Вита», «Евростиль» указывать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, в том числе указывать его организационно-правовую форму.

    2. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до  08 ноября 2013 года.

 В  случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/103-2013

24 октября 2013 года       

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 06-10.1/103-2013  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») рекламы в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ИНН 5520005935, местонахождение646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2) – главного редактора <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. № 10222э от 26.09.2013) по факту распространения в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013 рекламы с признаками нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»:

1. На странице 13 – «Супер Окна» окна, двери, лоджии ПВХ; входные межкомнатные двери; фасадные, кровельные работы. Оплата после монтажа. Скидки, рассрочка, выгодный кредит (Альфабанк).(Альфа-банк. Ген. Лицензия БР № 1323 от 05.03.2012).Качество гарантируем, 8-962-041-60-10,8-950-799-16-16».

2. На странице 14 - «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк». Тел.: 8-950-799-24-62».

3. На странице 15:

-  «Евро-Дом» окно 7500 руб! под ключ. Отделка домов. Кровля крыш. Тел.: 8-962-044-0222. Кредит. Гарантия. Рассрочка. Альфа-Банк» л/с ЦБ РФ 1326»;

- «Stema. ИП Куянов Д.А. В честь пятилетия нашей компании проводится акция «Немецкий профиль VEKA со скидкой 30 %. Кредит «Альфа Банка» № лицензии ЦБ РФ № 1326. Адрес: ул. Пролетарская, 53, тел.: 2-15-25; 89081093010»;

- «ООО ТСК «ДомСтрой» Окна ПВХ. Входные и межкомнатные двери. Бесплатно замер; доставка. Тел.: 342-445, 8-(908)-310-42-68. Выгодный кредит! Рассрочка!»;

- «Вита ИП Аскаров З.С. Окна ПВХ, деревянные, финские балконы, лоджии (ПВХ, дерево), жалюзи. Двери межкомнатные от 900 руб.,стальные от 3000 руб. Шкафы-купе, кухни на заказ (Кредит, рассрочка)www.vita.prodveri55.ru...»;

- «Евростиль» окно за 7600 руб! новинка! По уличной отделке 8-904-076-66-62, 8-913-153-35-18. Отделка домов сайдингом; Кровля крыш 8-962-036-69-77. Подарки каждому! Выгодный кредит * рассрочка * гарантия 5 лет «Альфа-банк» л/с ЦБ РФ 1326».

В указанной рекламе помимо рекламы товаров, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту. При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Учредителем и издателем газеты «Авангард» является БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард», которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Из письменных объяснений главного редактора БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» <…> (вх. № 11872 от 14.10.2013) следует, что «наличие в тексте слов «Кредит, рассрочка» (ИП <…>), «Выгодный кредит» (ООО ТСК «ДомСтрой») рассматривались нами, как предоставление услуг по кредиту в числе прочих услуг при установке дверей, окон, т.к. в тексте указывалась фирма, устанавливающая окна, двери, то есть не имелись ввиду банковские услуги, поэтому изменений в рекламные модули с указанием имени лица, оказывающего финансовые услуги, на наш взгляд не требовалось, и они не были внесены.

Рекламный модуль «СуперОкна был представлен ИП <…>, с которой мы сотрудничаем длительное время и не вносим никаких изменений в текст, полагая, что наш заказчик руководствуется законодательством о рекламе. А вот в рекламном модуле «Stema», на наш взгляд, указан и индивидуальный предприниматель <…>, и банк, посредством которого предоставляется кредит «АльфаБанк».

Омское УФАС России  не может согласиться с представленными доводами БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» по следующим основаниям.

1.  По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» Арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых товаров и услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь (товарном, коммерческом или банковском), такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае в рекламе отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме отсрочки платежа, а не банком.

Отсутствие в тексте рекламы сведений о лицах, оказывающих финансовые услуги, искажает смысл информации, а включение в нее слова «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

2. Указание в рекламе части наименования («АльфаБанк») не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

При этом в распространенной рекламе не содержится указания на организационно-правовую форму кредитной организации, следовательно, Омское УФАС России не может согласиться с доводами БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» о соблюдении им требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В отзыве на определение о возбуждении дела  № 06-10.1/103-2013 главный редактор БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» <…> признала нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы в газете «Авангард» и сообщила о принятых мерах для предупреждения в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу: «Супер Окна», «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк», «Евро-Дом», «Stema», «ООО ТСК «ДомСтрой», «Вита», «Евростиль», распространенную БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард»  в газете Марьяновского района Омской области «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» Котовой Антонины Георгиевны по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/103-2013

24 октября 2013 года                                              

г. Омск

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24.10.2013 по делу № 06-10.1/103-2013 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Авангард» (далее – БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард») БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард»  в газете «Авангард» № 35 (10068) от 06.09.2013, нарушающей требования  части 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (ИНН 5520005935, местонахождение646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2) в срок до 07 ноября 2013 года прекратить нарушение  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «Супер Окна», «Профнастил. Кредит. Рассрочка. «Альфа-Банк», «Евро-Дом», «Stema», «ООО ТСК «ДомСтрой», «Вита», «Евростиль» указывать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, в том числе указывать его организационно-правовую форму.

    2. БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до  08 ноября 2013 года.

 В  случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06-10.1/103-2013 [format] => [safe_value] => № 06-10.1/103-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-29 10:49:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-29 10:49:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383043900 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )