Решение по ООО "Омские кабельные сети" № 06-10.1/68-2012

Номер дела: 06-10.1/68-2012
Дата публикации: 5 декабря 2012, 16:53

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/68-2012

 

29 ноября 2012 года

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;

Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;

Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Омские кабельные сети» (далее - ООО «ОКС», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7  статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Омские кабельные сети», место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 – генерального директора <…..>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии коммерческого директора ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 23.01.2012),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения № 63 (государственный № С743АС55, бортовой № 406), рекламы следующего содержания: «Как с помощью гвоздя сварить обед? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00».

В нижней части рекламного изображения под знаком «звездочка» мелким шрифтом указано: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору  в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997».

Аналогичная реклама:

- «Сколько весит Земля? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00»;

- «Почему вьются волосы? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*  Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;

- «Как выпрямить банан? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города 66-00-00»

также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком «звездочка», изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами  441, 412, 417, 419, 540, 553).

При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов  делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.

Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие  рекламной информации в момент движения.

При этом  восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате  неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.

По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.

По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с общими требованиями Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 № 322 ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» передало в аренду ООО «Мобильное телевидение» рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.

Из информации, представленной ООО «Мобильное телевидение» от 15.11.2012 № 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО «Омские кабельные сети» для размещения наружной рекламы (договоры аренды № 74 от 27.08.2010 и № 727 от 11.01.2011).

В пояснениях ООО «Омские кабельные сети» от 28.11.2012 № 1302, в частности, указано: «Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает требований к размеру шрифта…. ООО «ОКС» разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом…».

Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ООО «Омские кабельные сети» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО «Омские кабельные сети», размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. В связи с тем, что в распространенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторных отсеков и  на левых бортах автобусов рекламе: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*  Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00» существенная информация, обозначенная сноской «*»: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору  в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997», была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в  заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Омские кабельные сети» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Омские кабельные сети» по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/68-2012

 

29 ноября 2012 года

г. Омск              

                                                

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П.,  заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;

Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;

Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 29.12.2012 по делу № 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00», содержащей информацию, обозначенную сноской «*» использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Омские кабельные сети», юридический адрес:  пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск,  в срок до  21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).

2. ООО «Омские кабельные сети» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения    пункта 1 настоящего  предписания в срок до 25 декабря 2012 года.

 

stdClass Object ( [vid] => 9754 [uid] => 5 [title] => Решение по ООО "Омские кабельные сети" № 06-10.1/68-2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9754 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355133344 [changed] => 1370521800 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521800 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/68-2012

 

29 ноября 2012 года

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;

Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;

Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Омские кабельные сети» (далее - ООО «ОКС», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7  статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Омские кабельные сети», место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 – генерального директора <…..>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии коммерческого директора ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 23.01.2012),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения № 63 (государственный № С743АС55, бортовой № 406), рекламы следующего содержания: «Как с помощью гвоздя сварить обед? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00».

В нижней части рекламного изображения под знаком «звездочка» мелким шрифтом указано: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору  в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997».

Аналогичная реклама:

- «Сколько весит Земля? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00»;

- «Почему вьются волосы? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*  Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;

- «Как выпрямить банан? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города 66-00-00»

также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком «звездочка», изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами  441, 412, 417, 419, 540, 553).

При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов  делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.

Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие  рекламной информации в момент движения.

При этом  восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате  неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.

По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.

По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с общими требованиями Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 № 322 ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» передало в аренду ООО «Мобильное телевидение» рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.

Из информации, представленной ООО «Мобильное телевидение» от 15.11.2012 № 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО «Омские кабельные сети» для размещения наружной рекламы (договоры аренды № 74 от 27.08.2010 и № 727 от 11.01.2011).

В пояснениях ООО «Омские кабельные сети» от 28.11.2012 № 1302, в частности, указано: «Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает требований к размеру шрифта…. ООО «ОКС» разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом…».

Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ООО «Омские кабельные сети» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО «Омские кабельные сети», размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. В связи с тем, что в распространенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторных отсеков и  на левых бортах автобусов рекламе: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*  Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00» существенная информация, обозначенная сноской «*»: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору  в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997», была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в  заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Омские кабельные сети» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Омские кабельные сети» по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/68-2012

 

29 ноября 2012 года

г. Омск              

                                                

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П.,  заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;

Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;

Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 29.12.2012 по делу № 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00», содержащей информацию, обозначенную сноской «*» использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Омские кабельные сети», юридический адрес:  пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск,  в срок до  21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).

2. ООО «Омские кабельные сети» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения    пункта 1 настоящего  предписания в срок до 25 декабря 2012 года.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-10.1/68-2012

 

29 ноября 2012 года

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;

Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;

Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело № 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Омские кабельные сети» (далее - ООО «ОКС», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7  статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Омские кабельные сети», место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 – генерального директора <…..>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии коммерческого директора ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 23.01.2012),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения № 63 (государственный № С743АС55, бортовой № 406), рекламы следующего содержания: «Как с помощью гвоздя сварить обед? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00».

В нижней части рекламного изображения под знаком «звездочка» мелким шрифтом указано: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору  в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997».

Аналогичная реклама:

- «Сколько весит Земля? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00»;

- «Почему вьются волосы? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*  Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;

- «Как выпрямить банан? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города 66-00-00»

также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком «звездочка», изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами  441, 412, 417, 419, 540, 553).

При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов  делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.

Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие  рекламной информации в момент движения.

При этом  восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате  неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.

По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.

По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В соответствии с общими требованиями Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.

При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 № 322 ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» передало в аренду ООО «Мобильное телевидение» рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.

Из информации, представленной ООО «Мобильное телевидение» от 15.11.2012 № 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО «Омские кабельные сети» для размещения наружной рекламы (договоры аренды № 74 от 27.08.2010 и № 727 от 11.01.2011).

В пояснениях ООО «Омские кабельные сети» от 28.11.2012 № 1302, в частности, указано: «Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает требований к размеру шрифта…. ООО «ОКС» разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом…».

Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ООО «Омские кабельные сети» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО «Омские кабельные сети», размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. В связи с тем, что в распространенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторных отсеков и  на левых бортах автобусов рекламе: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*  Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00» существенная информация, обозначенная сноской «*»: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору  в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997», была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в  заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Омские кабельные сети» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Омские кабельные сети» по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-10.1/68-2012

 

29 ноября 2012 года

г. Омск              

                                                

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Шмакова Т.П.,  заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;

Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;

Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;

Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 29.12.2012 по делу № 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети.  Оператор нашего города. 66-00-00», содержащей информацию, обозначенную сноской «*» использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Омские кабельные сети», юридический адрес:  пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск,  в срок до  21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).

2. ООО «Омские кабельные сети» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения    пункта 1 настоящего  предписания в срок до 25 декабря 2012 года.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-10.1/68-2012 [format] => [safe_value] => 06-10.1/68-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-05 09:53:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-29 09:53:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355133344 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )