РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Омские кабельные сети» (далее - ООО «ОКС», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Омские кабельные сети», место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 – генерального директора <…..>, извещенного надлежащим образом,
в присутствии коммерческого директора ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 23.01.2012),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения № 63 (государственный № С743АС55, бортовой № 406), рекламы следующего содержания: «Как с помощью гвоздя сварить обед? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00».
В нижней части рекламного изображения под знаком «звездочка» мелким шрифтом указано: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997».
Аналогичная реклама:
- «Сколько весит Земля? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;
- «Почему вьются волосы? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;
- «Как выпрямить банан? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города 66-00-00»
также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком «звездочка», изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами 441, 412, 417, 419, 540, 553).
При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.
Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие рекламной информации в момент движения.
При этом восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.
По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.
По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с общими требованиями Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.
При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 № 322 ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» передало в аренду ООО «Мобильное телевидение» рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.
Из информации, представленной ООО «Мобильное телевидение» от 15.11.2012 № 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО «Омские кабельные сети» для размещения наружной рекламы (договоры аренды № 74 от 27.08.2010 и № 727 от 11.01.2011).
В пояснениях ООО «Омские кабельные сети» от 28.11.2012 № 1302, в частности, указано: «Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает требований к размеру шрифта…. ООО «ОКС» разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом…».
Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ООО «Омские кабельные сети» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО «Омские кабельные сети», размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В связи с тем, что в распространенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторных отсеков и на левых бортах автобусов рекламе: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00» существенная информация, обозначенная сноской «*»: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997», была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Омские кабельные сети» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Омские кабельные сети» по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 29.12.2012 по делу № 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00», содержащей информацию, обозначенную сноской «*» использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Омские кабельные сети», юридический адрес: пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск, в срок до 21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).
2. ООО «Омские кабельные сети» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 декабря 2012 года.
stdClass Object
(
[vid] => 9754
[uid] => 5
[title] => Решение по ООО "Омские кабельные сети" № 06-10.1/68-2012
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9754
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1355133344
[changed] => 1370521800
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370521800
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Омские кабельные сети» (далее - ООО «ОКС», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Омские кабельные сети», место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 – генерального директора <…..>, извещенного надлежащим образом,
в присутствии коммерческого директора ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 23.01.2012),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения № 63 (государственный № С743АС55, бортовой № 406), рекламы следующего содержания: «Как с помощью гвоздя сварить обед? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00».
В нижней части рекламного изображения под знаком «звездочка» мелким шрифтом указано: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997».
Аналогичная реклама:
- «Сколько весит Земля? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;
- «Почему вьются волосы? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;
- «Как выпрямить банан? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города 66-00-00»
также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком «звездочка», изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами 441, 412, 417, 419, 540, 553).
При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.
Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие рекламной информации в момент движения.
При этом восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.
По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.
По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с общими требованиями Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.
При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 № 322 ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» передало в аренду ООО «Мобильное телевидение» рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.
Из информации, представленной ООО «Мобильное телевидение» от 15.11.2012 № 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО «Омские кабельные сети» для размещения наружной рекламы (договоры аренды № 74 от 27.08.2010 и № 727 от 11.01.2011).
В пояснениях ООО «Омские кабельные сети» от 28.11.2012 № 1302, в частности, указано: «Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает требований к размеру шрифта…. ООО «ОКС» разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом…».
Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ООО «Омские кабельные сети» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО «Омские кабельные сети», размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В связи с тем, что в распространенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторных отсеков и на левых бортах автобусов рекламе: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00» существенная информация, обозначенная сноской «*»: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997», была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Омские кабельные сети» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Омские кабельные сети» по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 29.12.2012 по делу № 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00», содержащей информацию, обозначенную сноской «*» использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Омские кабельные сети», юридический адрес: пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск, в срок до 21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).
2. ООО «Омские кабельные сети» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 декабря 2012 года.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 06-10.1/68-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Омские кабельные сети» (далее - ООО «ОКС», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Омские кабельные сети», место нахождения: г. Омск, 644010, пр. К. Маркса, 36, оф. 18 – генерального директора <…..>, извещенного надлежащим образом,
в присутствии коммерческого директора ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 26.11.2012), юриста ООО «ОКС» <…..> (доверенность б/н от 23.01.2012),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на крышке моторного отсека пассажирского автобуса, осуществляющем транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту движения № 63 (государственный № С743АС55, бортовой № 406), рекламы следующего содержания: «Как с помощью гвоздя сварить обед? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00».
В нижней части рекламного изображения под знаком «звездочка» мелким шрифтом указано: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997».
Аналогичная реклама:
- «Сколько весит Земля? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;
- «Почему вьются волосы? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00»;
- «Как выпрямить банан? Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.*. Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города 66-00-00»
также распространяется на крышках моторных отсеков и на левых бортах пассажирских автобусов, осуществляющих транспортные услуги по перевозке пассажиров, и сопровождается аналогичной информацией под знаком «звездочка», изложенной мелким, трудночитаемым шрифтом (например, на автобусах с гаражными номерами 441, 412, 417, 419, 540, 553).
При этом размещение Обществом рекламы на левых бортах автобусов делает ее заметной только для участников движения, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости к левому борту автобуса либо находящихся на противоположной стороне автодороги, а на крышках моторного отсека - для лиц, следующих за пассажирским автобусом на автомобиле либо стоящих на остановках.
Кроме того, существенные условия акции Общества указаны мелким (трудновоспринимаемым) шрифтом, в то время как основной текст рекламы изображен крупным шрифтом, что крайне затрудняет визуальное восприятие рекламной информации в момент движения.
При этом восприятие информации, помимо изложения ее мелким, трудночитаемым шрифтом, может быть также затруднено в результате неблагоприятных погодных условий, времени суток, загрязненности автобуса, особенностями зрения и т.п.
По мнению Омского УФАС России, распознать изложенную в рекламе информацию о том, что цена услуги (подключение к интернету) 100 рублей действует только 2 месяца, а также иную существенную для потребителя информацию (скорость интернета, срок действия акции), фактически невозможно.
По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с общими требованиями Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.
При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на крышках моторного отсека и на левых бортах транспортных средств (автобусов), изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является фактически нераспознаваемой. Подобное изложение информации Обществом искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По договору об аренде места на транспортном средстве для размещения рекламы от 27.08.2010 № 322 ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» передало в аренду ООО «Мобильное телевидение» рекламные места на транспортных средствах для размещения рекламы.
Из информации, представленной ООО «Мобильное телевидение» от 15.11.2012 № 22, следует, что рекламные места на транспортных средствах переданы в аренду ООО «Омские кабельные сети» для размещения наружной рекламы (договоры аренды № 74 от 27.08.2010 и № 727 от 11.01.2011).
В пояснениях ООО «Омские кабельные сети» от 28.11.2012 № 1302, в частности, указано: «Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает требований к размеру шрифта…. ООО «ОКС» разместило необходимую информацию об услугах и акциях надлежащим образом…».
Омское УФАС России не может согласиться с данным доводом Общества и считает, что неустановление в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной для восприятия и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ООО «Омские кабельные сети» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Таким образом, Омское УФАС России пришло к выводу, что способ доведения до потребителей рекламы информации об услуге и акции ООО «Омские кабельные сети», размещенной на крышках люков моторного отсека автобусов и левых бортах транспортных средств, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В связи с тем, что в распространенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторных отсеков и на левых бортах автобусов рекламе: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*. Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00» существенная информация, обозначенная сноской «*»: «В течении двух месяцев с момента подключения. Акция «Промо-тариф» (интернет со скоростью до 30 Мбит действует для новых абонентов (физических лиц) до 01.11.2012 или до нового уведомления). Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи № 99252, № 95996, № 95997», была размещена с использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, в связи с чем искажался смысл рекламы и вводились в заблуждение потребители рекламы, признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Омские кабельные сети» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Омские кабельные сети» по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 06-10.1/68-2012
29 ноября 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Шмакова Т.П., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. – начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. – главный специалист – эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. – ведущий специалист – эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 29.12.2012 по делу № 06-10.1/68-2012 о признании ненадлежащей рекламы: «Почему вьются волосы?, Как выпрямить банан?, Сколько весит Земля?, Как с помощью гвоздя сварить обед? Все самое интересное в интернете всего за 100 руб/мес.*.Узнай в интернете всего за 100 руб/мес.* Омские кабельные сети. Оператор нашего города. 66-00-00», содержащей информацию, обозначенную сноской «*» использованием размера шрифта, не воспринимаемого потребителем по сравнению с иным текстом рекламы, размещенной ООО «Омские кабельные сети» на крышках люков моторного отсека и на левых бортах автобусов, поскольку в ней нарушены требования 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Омские кабельные сети», юридический адрес: пр. К. Маркса, 36 офис 18, г. Омск, в срок до 21 декабря 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: существенная информация об услугах и акциях должна доводиться до потребителей рекламы с использованием размера шрифта, исключающего искажение смысла информации и введение потребителей в заблуждение (сопоставимого с размером шрифта, соответствующего (либо не менее) размера шрифта примененного в данной рекламе при указании стоимости услуги).
2. ООО «Омские кабельные сети» представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 декабря 2012 года.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 06-10.1/68-2012
[format] =>
[safe_value] => 06-10.1/68-2012
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 7
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-12-05 09:53:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-11-29 09:53:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1355133344
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Омское УФАС России
)