Постановление по ОАО "Плюс Банк" № 06-10.2/54-2012/14.3

Номер дела: 06-10.2/54-2012/14.3
Дата публикации: 6 декабря 2012, 15:36

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

                         

г. Омск

06 декабря 2012 года                                                                                                

 

Дело № 06-10.2/54-2012/14.3                                                                                                                           

     

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Т.П. Шмакова, рассмотрев протокол и другие материалы дела об  административном правонарушении № 06-10.2/54-2012/14.3, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Плюс Банк»,

в отсутствии законного представителя Открытого акционерного общества «Плюс Банк» <…..>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии защитника <…..>(доверенность от 13.11.2012 № 435/04-2012),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Омским УФАС России 08 и 09 октября 2012 года выявлены факты распространения на рекламном щите (№ 15С Компаньон, призматрон), расположенном на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная с направлением на проезжую часть, и на рекламном щите (№ 5К Компаньон), расположенном при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске наружной рекламы:  «Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО «Плюс Банк». 372-372. 8-800-200-23-72. www.plus -bank.ru». Указанная информация изложена крупным, легкочитаемым шрифтом и доступна для восприятия, как с ближайшей полосы движения (в ограниченном режиме), так и со стороны встречных (перекрестных) полос движения автодорог.

Кроме того, в нижней части рекламного изображения ОАО «Плюс Банк» под знаками «звездочка» мелким шрифтом указано:

 «Вклад «Дюжина с Плюсом»: валюта - рубли; срок 730 дней, минимальная сумма – 5000 рублей. Процентная ставка: до 365-го дня – 11 % годовых, с 366 по 730 - 12% годовых. Ежемесячная, начиная со второго месяца, выплата % на отдельный счет. При досрочном полном или частичном востребовании суммы вклада проценты начисляются по ставке 6 % годовых на востребованную и оставшуюся во вкладе сумму. Дополнительные взносы допускаются в течение первого года, минимальное пополнение -1000».

*12 % годовых: ставка в период с 366 по 730 день, при условии, что вклад не будет востребован досрочно полностью или в части в течение всего срока вклада.

 ** Сроки проведения Акции «+1 %» в подарок» - с 03.09.2012 по 28.02.2013. Подарок является денежной суммой, рассчитываемой в соответствии с условиями проведения Акции, и не увеличивает размер процентной ставки по вкладу. Информация об организаторе подарочной Акции, о местах, правилах ее проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения на сайте  www.plus-bank.ru  и по тел.:8-800-2002-312».

По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму: доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из этих условий.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на рекламных конструкциях на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная и при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске, изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является нераспознаваемой без специальных приспособлений. Подобное изложение информации Банка искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе».

Из информации, представленной рекламораспространителем - ИП <…..> от 17.10.2012 № 52, следует, что рекламодателем вышеуказанной информации является ОАО «Плюс Банк» (договор на распространение рекламы от 10.02.2012 № 59, приложение № 1 к договору № 59 от 10.02.2012, платежные поручения № 7 от 09.10.2012, № 10 07.09.2012). Как видно из адресной программы (приложение № 1 к договору № 59 от 10.02.2012), для размещения рекламы Общество использовало 16 рекламных конструкций, в т.ч. 12 конструкций – призма (призматрон).

В пояснениях должностного лица ОАО «Плюс Банк» <…..> от 15.11.12 № 04-12/14320 указано, что «…. Федеральный закон «О рекламе» не содержит положений, согласно которым текст на рекламных конструкциях должен быть выполнен шрифтом одинакового размера.

Указанный федеральный закон также не содержит указания о том, что читаемость всех частей текста на рекламной конструкции должна обеспечиваться на любом расстоянии от рекламной конструкции.

При размещении рекламной конструкции необходимо лишь обеспечить читаемость текста рекламного сообщения с точки обзора, доступной потребителю рекламы и не создающей потребителя неудобств…».

Омское УФАС России не может согласиться с указанными доводами Общества, по следующим основаниям.

В соответствии с общими требованиями статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, в т.ч. не допускается реклама, которая способна ввести в заблуждение потребителя рекламы.

При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы. 

Рекламная  конструкция № 15С Компаньон (призматрон) установлена на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная непосредственно у автомобильной дороги, направлена на проезжую часть в сторону остановки общественного транспорта «Водники». Наружная реклама финансовой услуги Банка, ориентирована, помимо пешеходов, и на лиц, перемещающихся на автотранспорте по улицам Красный путь и 7-я Северная. При этом, интенсивное дорожное движение, размер шрифта, которым написаны существенные условия размещения вклада «12 %* + 1 % в подарок **…», а также ограниченное время доступности информации (время экспозиции одной грани рекламного изображения на призматроне составляет 10 секунд) не позволяет потребителю рекламы ознакомиться со всей существенной информацией о рекламируемом Банком товаре (услуге).

Рекламная  конструкция (№ 5К Компаньон 3х12м.), установленная на пересечении Ленинградский мост - ул. Енисейская (согласно паспорту рекламного места № 1175-99рм - Ленинградский мост – поворот на 70 лет Октября), находится при съезде с моста по правую сторону от направления движения и направлена на встречную полосу движения автотранспорта. При этом интенсивность дорожного движения при проезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская (повороте на ул. 70 лет Октября) не позволяет водителям, пассажирам общественного транспорта (потребителям рекламы) сконцентрировать свое внимание на информации, изложенной мелким, нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного изображения.

Банком, при распространении рекламы подобным способом, не учтено, что неуказание законодателем в Федеральном законе «О рекламе» размера шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной при восприятии и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Формальное присутствие в рекламе иных условий вклада «12 % + 1 % в подарок», влияющих на доходы и расходы лиц, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроках вклада, реальной процентной ставки, возможности и условия досрочного расторжения договора вклада и т.п.).

Пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», установлено, что «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 20 ноября 2012 года по делу № 06-10.1/65-2012 реклама ОАО «Плюс Банк» «Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО «Плюс Банк…», была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 и статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ОАО «Плюс Банк», имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу финансовых услуг, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 06-10.2/54-2012/14.3, учитываются требования части 2 статьи 4.1 и статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «Плюс Банк» (статья 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать открытое акционерное общество «Плюс Банк» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

stdClass Object ( [vid] => 9757 [uid] => 5 [title] => Постановление по ОАО "Плюс Банк" № 06-10.2/54-2012/14.3 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9757 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355193519 [changed] => 1370521800 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521800 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

                         

г. Омск

06 декабря 2012 года                                                                                                

 

Дело № 06-10.2/54-2012/14.3                                                                                                                           

     

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Т.П. Шмакова, рассмотрев протокол и другие материалы дела об  административном правонарушении № 06-10.2/54-2012/14.3, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Плюс Банк»,

в отсутствии законного представителя Открытого акционерного общества «Плюс Банк» <…..>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии защитника <…..>(доверенность от 13.11.2012 № 435/04-2012),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Омским УФАС России 08 и 09 октября 2012 года выявлены факты распространения на рекламном щите (№ 15С Компаньон, призматрон), расположенном на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная с направлением на проезжую часть, и на рекламном щите (№ 5К Компаньон), расположенном при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске наружной рекламы:  «Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО «Плюс Банк». 372-372. 8-800-200-23-72. www.plus -bank.ru». Указанная информация изложена крупным, легкочитаемым шрифтом и доступна для восприятия, как с ближайшей полосы движения (в ограниченном режиме), так и со стороны встречных (перекрестных) полос движения автодорог.

Кроме того, в нижней части рекламного изображения ОАО «Плюс Банк» под знаками «звездочка» мелким шрифтом указано:

 «Вклад «Дюжина с Плюсом»: валюта - рубли; срок 730 дней, минимальная сумма – 5000 рублей. Процентная ставка: до 365-го дня – 11 % годовых, с 366 по 730 - 12% годовых. Ежемесячная, начиная со второго месяца, выплата % на отдельный счет. При досрочном полном или частичном востребовании суммы вклада проценты начисляются по ставке 6 % годовых на востребованную и оставшуюся во вкладе сумму. Дополнительные взносы допускаются в течение первого года, минимальное пополнение -1000».

*12 % годовых: ставка в период с 366 по 730 день, при условии, что вклад не будет востребован досрочно полностью или в части в течение всего срока вклада.

 ** Сроки проведения Акции «+1 %» в подарок» - с 03.09.2012 по 28.02.2013. Подарок является денежной суммой, рассчитываемой в соответствии с условиями проведения Акции, и не увеличивает размер процентной ставки по вкладу. Информация об организаторе подарочной Акции, о местах, правилах ее проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения на сайте  www.plus-bank.ru  и по тел.:8-800-2002-312».

По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму: доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из этих условий.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на рекламных конструкциях на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная и при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске, изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является нераспознаваемой без специальных приспособлений. Подобное изложение информации Банка искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе».

Из информации, представленной рекламораспространителем - ИП <…..> от 17.10.2012 № 52, следует, что рекламодателем вышеуказанной информации является ОАО «Плюс Банк» (договор на распространение рекламы от 10.02.2012 № 59, приложение № 1 к договору № 59 от 10.02.2012, платежные поручения № 7 от 09.10.2012, № 10 07.09.2012). Как видно из адресной программы (приложение № 1 к договору № 59 от 10.02.2012), для размещения рекламы Общество использовало 16 рекламных конструкций, в т.ч. 12 конструкций – призма (призматрон).

В пояснениях должностного лица ОАО «Плюс Банк» <…..> от 15.11.12 № 04-12/14320 указано, что «…. Федеральный закон «О рекламе» не содержит положений, согласно которым текст на рекламных конструкциях должен быть выполнен шрифтом одинакового размера.

Указанный федеральный закон также не содержит указания о том, что читаемость всех частей текста на рекламной конструкции должна обеспечиваться на любом расстоянии от рекламной конструкции.

При размещении рекламной конструкции необходимо лишь обеспечить читаемость текста рекламного сообщения с точки обзора, доступной потребителю рекламы и не создающей потребителя неудобств…».

Омское УФАС России не может согласиться с указанными доводами Общества, по следующим основаниям.

В соответствии с общими требованиями статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, в т.ч. не допускается реклама, которая способна ввести в заблуждение потребителя рекламы.

При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы. 

Рекламная  конструкция № 15С Компаньон (призматрон) установлена на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная непосредственно у автомобильной дороги, направлена на проезжую часть в сторону остановки общественного транспорта «Водники». Наружная реклама финансовой услуги Банка, ориентирована, помимо пешеходов, и на лиц, перемещающихся на автотранспорте по улицам Красный путь и 7-я Северная. При этом, интенсивное дорожное движение, размер шрифта, которым написаны существенные условия размещения вклада «12 %* + 1 % в подарок **…», а также ограниченное время доступности информации (время экспозиции одной грани рекламного изображения на призматроне составляет 10 секунд) не позволяет потребителю рекламы ознакомиться со всей существенной информацией о рекламируемом Банком товаре (услуге).

Рекламная  конструкция (№ 5К Компаньон 3х12м.), установленная на пересечении Ленинградский мост - ул. Енисейская (согласно паспорту рекламного места № 1175-99рм - Ленинградский мост – поворот на 70 лет Октября), находится при съезде с моста по правую сторону от направления движения и направлена на встречную полосу движения автотранспорта. При этом интенсивность дорожного движения при проезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская (повороте на ул. 70 лет Октября) не позволяет водителям, пассажирам общественного транспорта (потребителям рекламы) сконцентрировать свое внимание на информации, изложенной мелким, нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного изображения.

Банком, при распространении рекламы подобным способом, не учтено, что неуказание законодателем в Федеральном законе «О рекламе» размера шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной при восприятии и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Формальное присутствие в рекламе иных условий вклада «12 % + 1 % в подарок», влияющих на доходы и расходы лиц, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроках вклада, реальной процентной ставки, возможности и условия досрочного расторжения договора вклада и т.п.).

Пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», установлено, что «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 20 ноября 2012 года по делу № 06-10.1/65-2012 реклама ОАО «Плюс Банк» «Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО «Плюс Банк…», была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 и статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ОАО «Плюс Банк», имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу финансовых услуг, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 06-10.2/54-2012/14.3, учитываются требования части 2 статьи 4.1 и статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «Плюс Банк» (статья 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать открытое акционерное общество «Плюс Банк» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

                         

г. Омск

06 декабря 2012 года                                                                                                

 

Дело № 06-10.2/54-2012/14.3                                                                                                                           

     

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Т.П. Шмакова, рассмотрев протокол и другие материалы дела об  административном правонарушении № 06-10.2/54-2012/14.3, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Плюс Банк»,

в отсутствии законного представителя Открытого акционерного общества «Плюс Банк» <…..>, извещенного надлежащим образом,

в присутствии защитника <…..>(доверенность от 13.11.2012 № 435/04-2012),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Омским УФАС России 08 и 09 октября 2012 года выявлены факты распространения на рекламном щите (№ 15С Компаньон, призматрон), расположенном на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная с направлением на проезжую часть, и на рекламном щите (№ 5К Компаньон), расположенном при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске наружной рекламы:  «Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО «Плюс Банк». 372-372. 8-800-200-23-72. www.plus -bank.ru». Указанная информация изложена крупным, легкочитаемым шрифтом и доступна для восприятия, как с ближайшей полосы движения (в ограниченном режиме), так и со стороны встречных (перекрестных) полос движения автодорог.

Кроме того, в нижней части рекламного изображения ОАО «Плюс Банк» под знаками «звездочка» мелким шрифтом указано:

 «Вклад «Дюжина с Плюсом»: валюта - рубли; срок 730 дней, минимальная сумма – 5000 рублей. Процентная ставка: до 365-го дня – 11 % годовых, с 366 по 730 - 12% годовых. Ежемесячная, начиная со второго месяца, выплата % на отдельный счет. При досрочном полном или частичном востребовании суммы вклада проценты начисляются по ставке 6 % годовых на востребованную и оставшуюся во вкладе сумму. Дополнительные взносы допускаются в течение первого года, минимальное пополнение -1000».

*12 % годовых: ставка в период с 366 по 730 день, при условии, что вклад не будет востребован досрочно полностью или в части в течение всего срока вклада.

 ** Сроки проведения Акции «+1 %» в подарок» - с 03.09.2012 по 28.02.2013. Подарок является денежной суммой, рассчитываемой в соответствии с условиями проведения Акции, и не увеличивает размер процентной ставки по вкладу. Информация об организаторе подарочной Акции, о местах, правилах ее проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения на сайте  www.plus-bank.ru  и по тел.:8-800-2002-312».

По определению статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму: доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из этих условий.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Омское УФАС России считает, что информация, размещенная под знаком «звездочка» в нижней части рекламных изображений, размещенных на рекламных конструкциях на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная и при съезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская в г. Омске, изложенная мелким, нечитаемым шрифтом, является нераспознаваемой без специальных приспособлений. Подобное изложение информации Банка искажает общий смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы и нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе».

Из информации, представленной рекламораспространителем - ИП <…..> от 17.10.2012 № 52, следует, что рекламодателем вышеуказанной информации является ОАО «Плюс Банк» (договор на распространение рекламы от 10.02.2012 № 59, приложение № 1 к договору № 59 от 10.02.2012, платежные поручения № 7 от 09.10.2012, № 10 07.09.2012). Как видно из адресной программы (приложение № 1 к договору № 59 от 10.02.2012), для размещения рекламы Общество использовало 16 рекламных конструкций, в т.ч. 12 конструкций – призма (призматрон).

В пояснениях должностного лица ОАО «Плюс Банк» <…..> от 15.11.12 № 04-12/14320 указано, что «…. Федеральный закон «О рекламе» не содержит положений, согласно которым текст на рекламных конструкциях должен быть выполнен шрифтом одинакового размера.

Указанный федеральный закон также не содержит указания о том, что читаемость всех частей текста на рекламной конструкции должна обеспечиваться на любом расстоянии от рекламной конструкции.

При размещении рекламной конструкции необходимо лишь обеспечить читаемость текста рекламного сообщения с точки обзора, доступной потребителю рекламы и не создающей потребителя неудобств…».

Омское УФАС России не может согласиться с указанными доводами Общества, по следующим основаниям.

В соответствии с общими требованиями статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, в т.ч. не допускается реклама, которая способна ввести в заблуждение потребителя рекламы.

При этом рекламодатель и рекламораспространитель свободны в выборе мест и способов распространения рекламной информации и должны выбирать такие способы распространения рекламы, которые исключают введение в заблуждение (обман) потребителя рекламы. 

Рекламная  конструкция № 15С Компаньон (призматрон) установлена на пересечении ул. Красный путь - 7-я Северная непосредственно у автомобильной дороги, направлена на проезжую часть в сторону остановки общественного транспорта «Водники». Наружная реклама финансовой услуги Банка, ориентирована, помимо пешеходов, и на лиц, перемещающихся на автотранспорте по улицам Красный путь и 7-я Северная. При этом, интенсивное дорожное движение, размер шрифта, которым написаны существенные условия размещения вклада «12 %* + 1 % в подарок **…», а также ограниченное время доступности информации (время экспозиции одной грани рекламного изображения на призматроне составляет 10 секунд) не позволяет потребителю рекламы ознакомиться со всей существенной информацией о рекламируемом Банком товаре (услуге).

Рекламная  конструкция (№ 5К Компаньон 3х12м.), установленная на пересечении Ленинградский мост - ул. Енисейская (согласно паспорту рекламного места № 1175-99рм - Ленинградский мост – поворот на 70 лет Октября), находится при съезде с моста по правую сторону от направления движения и направлена на встречную полосу движения автотранспорта. При этом интенсивность дорожного движения при проезде с Ленинградского моста на ул. Енисейская (повороте на ул. 70 лет Октября) не позволяет водителям, пассажирам общественного транспорта (потребителям рекламы) сконцентрировать свое внимание на информации, изложенной мелким, нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного изображения.

Банком, при распространении рекламы подобным способом, не учтено, что неуказание законодателем в Федеральном законе «О рекламе» размера шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации, доступной при восприятии и не вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Формальное присутствие в рекламе иных условий вклада «12 % + 1 % в подарок», влияющих на доходы и расходы лиц, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроках вклада, реальной процентной ставки, возможности и условия досрочного расторжения договора вклада и т.п.).

Пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», установлено, что «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 20 ноября 2012 года по делу № 06-10.1/65-2012 реклама ОАО «Плюс Банк» «Вклад 12 %* + 1 % в подарок **. Дюжина с Плюсом! ОАО «Плюс Банк…», была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 и статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ОАО «Плюс Банк», имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу финансовых услуг, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 06-10.2/54-2012/14.3, учитываются требования части 2 статьи 4.1 и статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «Плюс Банк» (статья 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать открытое акционерное общество «Плюс Банк» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-10.2/54-2012/14.3 [format] => [safe_value] => 06-10.2/54-2012/14.3 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-06 08:36:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-06 08:00:00 [timezone] => Asia/Omsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355193519 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Омское УФАС России )